Парад на Дворцовой площади
1839
Александровская колонна была установлена 11 сентября 1834 года императором Николаем I в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года на Дворцовой площади. Образ был использован А. С. Пушкиным в стихотворении «Памятник» (1836). При жизни стихотворение напечатано не было. Впервые оно было опубликовано Жуковским в посмертном издании сочинений Пушкина с цензурными искажениями.
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа».
В. Б. Демкович // «Он победил и время и пространство...». К 225-летию со дня рождения А. С. Пушкина. СПб, 2024. С. 26.
Парады, происходившие в столице империи, назначались в дни тезоименитства монарха, в ознаменование военных побед памятных дат, в честь приезда коронованных особ. Чернецов неоднократно запечатлевал такого рода действа не только по заказу, но и по собственному почину. На картине изображено самое начало парада: построены гвардейские полки, палят пушки, к Александровской колонне с почетным караулом дворцовых гренадеров направляется крестный ход. Григорий Голдовский // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 168.
На картине 1839 года придворный художник Г. Г. Чернецов изобразил «обычный» парад – один из тех, которые назначались в дни тезоименитства монарха, в ознаменование военных побед, памятных дат, в честь приезда коронованных особ. Изображено самое начало парада: построены гвардейские полки, палят пушки, к Александровской колонне с почетным караулом дворцовых гренадеров направляется крестный ход.
В 1834 по указу императора Николая I, в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном в центре Дворцовой площади в Санкт-Петербурге была установлена Александровская колонна. Этот памятник дополнил композицию Арки Главного штаба, которая была посвящена победе в Отечественной войне 1812 года. Это важное событие в жизни имперской столицы не прошло мимо внимания Г. Г. Чернецова, который рассматривал этот памятник, вероятно, и как свидетельство успешного решения сложной инженерной задачи, осуществленной под руководством архитектора О. Монферрана. Ведь подготовка к установке колонны и ее четырехсоттонного гранитного основания заняла более трех лет.
На вершине колонны установили семиметровую скульптуру ангела работы Б. Орловского. Лицу ангела по требованию Николая I были преданы черты Александра I. На барельефе со стороны здания Главного штаба размещена фигура Победы. Со стороны Зимнего дворца – две крылатые фигуры с надписью: "Александру I благодарная Россия". С двух других сторон на барельефах изображены фигуры Справедливости, Мудрости, Милосердия и Изобилия.
Показать полный текстИнтересно, что во время царствования самого императора Александра I, в 1810–1820-е появилась идея поставить ему памятник в Петербурге в честь победы России над Наполеоном. Но император эту идею не поддержал. Известно его изречение: "Изъявляя совершенную мою признательность, убеждаю государственные сословия оставить оное без всякого исполнения. Да соорудится мне памятник в чувствах моих к вам! Да благословит меня в сердцах своих народ мой, как я в сердце моём благославляю оный! Да благоденствует Россия, и да будет надо мною и над нею благословение Божие!".
Проект монумента был принят только при следующем царе, Николае I. В 1829 работа по его созданию была поручена Огюсту Монферрану. К этому времени французский зодчий уже разработал проект памятника-обелиска, посвящённого убитым в сражении под Лейпцигом, и имел богатый опыт работы с гранитными монолитами при строительстве Исаакиевского собора. Известный архитектор так воображал себе памятник: "Предо мной предстала колонна Трояна как прообраз самого прекрасного, что только способен создать человек в этом роде. Я должен был стараться подойти как можно ближе к этому величественному образцу античности, как это было сделано в Риме для колонны Антонина, в Париже – для колонны Наполеона".
Написанная Г. Г. Чернецовым позже по следам этого события картина стала напоминанием потомкам о торжественном событии, происходившем на Дворцовой площади: перед Александровской колонной напротив Арки Главного штаба выстроились колонны, участвующие в параде. Представленное полотно не выходит за пределы художественной манеры Г. Г. Чернецова 1830-х. По предположению исследователя русской художественной культуры Г. Ю. Стернина художник, работая над своей картиной, мог наблюдать рождение другого полотна на тот же сюжет, создававшегося соседом по мастерской французским живописцем А. И. Ладюрнером и также хранящегося в Русском музее. Этому важному событию были посвящены произведения и других художников – Г. Г. Гагарина, А. Г Денисова, Л. Бишебуа.