Коллекция онлайн

1840, село Тимашево Калужской губернии – 1894, Москва

Швея

1870


В конце десятилетия Прянишников создает картины, сюжеты которых взяты из жизни бедноты. Это незатейливое народное развлечение «У театра марионеток» (1867), побирающиеся нищие «Калики-перехожие, поющие Лазаря» (1870), измученная трудом «Швея» (1870). «Каждая картина этого высокодаровитого художника представляет отрывок из действительности до такой степени трепещущей, что зритель невольно делается как бы участником той жизни, которая воспроизведена перед ним», – писал Салтыков-Щедрин. Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов – вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 24.

За эту картину и за картину «Калики перехожие, поющие песнь о Лазаре» в 1870 Прянишников получил звание классного художника 1-й степени. Одноименный вариант 1875 находился в собрании А. А. Борисовского (Москва), эскиз к этому варианту – в ГТГ. «Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 335.

Семейный портрет и «чистый» интерьер в русской живописи обладали своими неповторимыми чертами, но не могли сравниться по глубине психологических обобщений с изображениями человека в камерной обстановке. Так, светлыми надеждами наполнены женские образы в картинах «У окна» (1864) Александра Красносельского, «Мечты о будущем» (1868) Василия Максимова и «Швея» (1875) Михаила Клодта. Важной частью содержания этих картин является композиция с окном, благодаря которой возникает «...безмолвная и вся озаренная солнцем комната – светлое одиночество в минуты отдыха и созерцательной, тихой жизни» *. Но наступал вечер, а с ним загадочное сумеречное освещение и новые «звуки» тишины. В подобные минуты «одиночества» обостряются внутренние переживания, что удалось убедительно передать в произведениях «В комнате» (1862) Ивана Крамского, «Швея» (1870) Иллариона Прянишникова и «Ночью» (1898) Дементия Глущенко. Дополнением к описанию этих художественных образов может служить фрагмент рассказа «День за день» Ивана Бунина: «В комнате тихо. Тихо так, что слышишь, как шипит керосин в горящей лампе <…>; в сердце поднимается какое-то хорошее, но смутное, неопределенное чувство, кажется, что вспоминается что-то далекое и милое, кажется, что сердце со всем примиряется и только просит этого меланхолического сладкого раздумья» **. Кривонденченков С. В. Ностальгия по настоящему // Дом и семья в русском искусстве XIX–XX веков. СПб, 2022. С. 6.

*Бунин И. А. День за день // Бунин И. А. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. Произведения 1887 – 1909 гг. М., 1987. С. 113.

** Там же. С. 315.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: