Вербное воскресение в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти
1865
- Период Вторая половина XIX века
- КатегорияБытовой жанр, Исторический сюжет
- Поделиться
Картина экспонировалась в 1865 на выставке в ИАХ. «Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 337.
<...> Шварц создал цикл иллюстраций и живописных композиций, раскрывающих драматические эпизоды романа А. К. Толстого «Князь Серебряный», а также серию небольших камерных, тонко и изящно написанных исторических картин, в которых проявил себя как непрестанно ищущий художник-новатор, тяготеющий к жизненной правде и точному знанию. Воссоздать, основываясь на исторических фактах, повседневную жизнь своего главного исторического персонажа – царя Алексея Михайловича, найти характерные образы допетровской Руси, предельно достоверно показать не только нравы, но и обстановку, одежду, утварь далекого прошлого и вместе с тем живописно опоэтизировать свои сцены – такие задачи решал в своих произведениях мастер, искусство которого находило много точек соприкосновения с современной жанровой живописью. Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов – вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 28.
В картинах основоположника русской исторической живописи Шварца сказалось знание историко-бытовых деталей, благодаря которым художнику удавалось воссоздать колорит времени. Особое место в серии подобных картин занимает "Вербное воскресение в Москве при царе Алексее Михайловиче". Торжественное шествие царя и патриарха из собора Василия Блаженного к Спасским воротам Кремля показано с предельной точностью в изображении одеяний, аксессуаров, древней архитектуры Москвы. За эту картину Шварц был удостоен звания академика.