Коллекция онлайн

1843, село Печенеги Харьковской губ. –1902, Стржалков Новорадомского уезда Петраковской губ., Польша

Александр Невский в Орде

Эскиз росписи храма Христа Спасителя в Москве. 1876


В 1877 году Семирадский исполнил на стенах храма Христа Спасителя в Москве четыре композиции из жития благоверного князя Александра Невского. Обычное для произведений художника обилие исторического антуража, создающего богатство и роскошь обстановки, звучность колорита ставили эти произведения в число главных украшений величественного церковного интерьера. Великий князь Александр Невский неоднократно посещал Орду, проведя там в общей сложности четыре с половиной года. В этих длительных поездках раскрылся его дар дипломата, столь необычный для воина. Мирная деятельность также требовала известного героизма. Как гласит «Житие…» благоверного князя, однажды золотоордынский хан Батый повелел ему исполнить языческий обряд поклонения солнцу и идолам, употребляемый при приеме иностранцев. На это великий князь ответил категорическим отказом, завоевав своим мужественным поступком уважение монголов, отличавшихся, впрочем, веротерпимостью. Данный факт, если он действительно имел место, подтверждает благосклонное отношение к Александру со стороны Батыя, казнившего при тех же обстоятельствах Михаила Черниговского. Павел Климов // Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 70.

Великий князь Александр Невский (1220/1221 (?) – 1263)

Сын переяславль-залесского и новгородского князя Ярослава Всеволодовича, внук великого князя Всеволода Большое Гнездо. В 1236–1251 — князь новгородский, с 1252 — великий князь владимирский. Одержал победу над шведами в 1240 году (Невская битва) и разгромил немецких рыцарей Ливонского ордена на Чудском озере в 1242 году (Ледовое побоище), приостановив католическую экспансию на Русь. В противостоянии с Западом опирался, в частности, на поддержку Золотой Орды, в отношении которой проводил осторожную и по-своему дальновидную политику подчинения. За этот, по сути, союз с монголо-татарами он нередко подвергался критике в историографии. Официально канонизирован Русской Православной Церковью в лике благоверного на Соборе в 1547 году. Павел Климов // Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С. 66.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: