Коллекция онлайн

род. 1924, Москва

Семья. 1945 год

1957–1964


Виктор Иванов — советский и российский живописец и педагог, академик, народный художник СССР и лауреат ряда государственных премий. Источником вдохновения для Виктора Иванова всегда служила его историческая родина — Рязанская земля. 

«Смысл моего творчества, — говорит Виктор Иванович, — не в отстаивании той личной свободы, которую сейчас объявили приоритетной над всем и вся, а в том, чтобы выразить духовно-нравственные устремления народа. А без этого искусство — пустяк. Я изображаю только то, что хорошо знаю. Ищу положительное в людях. Хотя многие мои картины о тяжелой, изнурительной крестьянской жизни. Но посмотрите, какой в этих условиях рождается человек — сильный, красивый, добрый. Этот человеческий идеал я нашёл на Рязанской земле». Через все творчество художника проходит образ простого русского человека, собирательный образ современной русской крестьянки. 

Виктор Иванов, обращаясь к теме послевоенной деревни, пишет картину «Семья. 1945 год». Дав себе слово рисовать только то, что трогает сердце, то, что волнует душу, художник пишет строгий и лаконичный образ. Здесь нет семейной идиллии, на лицах семьи, собравшейся за трапезой, лежит мрачная тень. Их лица не выражают радости возвращения к мирному быту, ликования по поводу победы. Усталые, тяжелые взгляды членов семьи как будто устремлены вглубь себя, в тяжелые воспоминания последних лет. Волевой профиль матери семейства бледная маска скорби. Отец семейства изрытый ранними морщинами ветеран, он смотрит поверх головы собственного сына, устремив взор в прошлое. И даже дети здесь сохраняют неподвижность и торжественное молчание. 

Е. Б. Могилевский, В. М. Ахунов. Материалы к аудиогиду по выставке «Память» для платформы Izi.travel. 2020

В послевоенное советское время семья была призвана к общественному служению «большой картиной». В конце 1959 — начале 1960-х художники «сурового стиля» и близких к нему течений намеревались пробить стену официоза, ориентированного на коллективного зрителя-государство, и достучаться до личности. Тематически их работы соответствовали государственному заказу: революция, война, трудовые будни современников. Но представление этих событий в зеркале частных, семейных историй должно было разбудить личную память, личные переживания зрителя. Так, Великая Отечественная война в советском искусстве — протяженная череда проводов, ожиданий, встреч и оплакиваний; великие удаленные стройки — место зарождения отношений, становление молодых семей и их проверка на прочность. Ритуальные моменты семейного быта становятся метафорами чего-то большего, отсылают к бытию. Сельские семейные трапезы — диалог поколений, сопричастность прошлому и планы на будущее, сбор урожая в семейном саду — память предков, преемственность поколений, прозрачно завуалированное подключение к долгому ряду библейских архетипов. Любовь Шакирова. Семейный альбом Русского музея // Портрет семьи. СПб, 2014. С. 14.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

С именем Виктора Иванова связано представление об образах значительных, мужественных, мудрых, красивых. Именно такие черты воплощают в себе «крестьянская мадонна», собравшая за столом семью после военного лихолетья. Она, все вынесшая, вытерпевшая, дождавшаяся мужа с фронта, — во главе стола, чинной деревенской трапезы. В подобной рельефу композиции картины, строгости силуэтов есть определенная торжественность. В угловатом, словно рубленом рисунке, жестковатых формах — напряженность. Крупнейший мастер русской живописи Павел Корин писал: «Талантлив Виктор Иванов с его лаконичным и вместе с тем умным и простым видением, с мощным цветовым тоном, колоритом, носящим подчас драматический характер».


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: