Коллекция Государственного Русского музея

1878, Хвалынск Саратовской губ. – 1939, Ленинград

Богоматерь Умиление злых сердец

1914-1915

  • Холст, масло. 100,2 x 110
  • Ж-11200

  • Пост.: 1985 дар по завещанию К.Б. и Б. Н. Окунева (Ленинград); ранее – собр. М. Ф. Петровой-Водкиной, вдовы художника (Ленинград)

  • Реставрация: Киселёва М.А. (1987)

Для Петрова-Водкина, как и для многих его современников, революционные события 1905 года и Первая мировая война стали символом всеобщего безумия и началом распада русского мира. Но именно в такие трагические изломы истории всякий художник ищет эмоциональную поддержку в богатстве многовековой национальной культуры. В 1913–1915 годах Петров-Водкин работал над росписями в соборах Кронштадта и Сум. Возможно, что это оказало влияние на появление такого необычного станкового произведения, как „Богоматерь Умиление злых сердец“ (авторское название; в православной иконографии — „Умягчение злых сердец“).  Картина, написанная в 1915 году, в самый разгар Первой Мировой войны, приобретает особую значимость как душевный отклик художника на трагические события.

С руками воздетыми в вечном молении предстает Богородица в картине. Огненно-алый цвет ее одежд пульсирует как биение сердца, звучит как набат, возвещающий о беде, сошедшей на землю. В сине-голубом очерке светлого нимба Богородицы возникают видения Ее земной жизни. Слева, как напоминание о Ее великом предназначении – Она Сама с Младенцем Христом на руках, по другую сторону – Спаситель, распятый на кресте, как отзвук Ее великих страданий – Матери Сына Божьего. Богородица изображена оплечно, крупным планом, Лик Ее нежен и ясен, в нем какая-то особенная простота и открытость. Образ, созданный художником, величав и лиричен одновременно. Это образ преблагой утешительницы, «теплой заступницы мира холодного». Небольшое по размерам полотно воспринимается как крупное, монументальное произведение. Трепетный и возвышенный образ Богородицы, созданный мастером, по глубине воздействия — один из самых сильных в творчестве Петрова-Водкина.

+ О реставрации произведения
- Скрыть текст о реставрации

Полотно поступило в музей из собрания Окуневых в 1985 году. Картина была без подрамника (холст прибит гвоздями к деревянному планшету). Полотно сильно покоробилось, повсеместно зияли жесткие изломы красочного слоя и грунта. Были заметны непрофессионально сделанные тонировки – они практически везде заходили на авторскую живопись и сильно отличались от неё по цвету и тону.

На реставрационном совете было решено передать картину Марине Киселёвой, художнику-реставратору живописи Русского музея. При изучении красочного слоя в свете ультрафиолетового излучения она точно определила границы всех записей. Подтвердилось, что они поздние - нанесены по слою слегка пожелтевшего лака, а некоторые – даже по утратам красочного слоя.

Реставрация заняла 8 месяцев. Прежде всего холст был аккуратно снят с планшета. Красочный слой несколько раз укреплен клеевым раствором с лицевой стороны и отпрессован. Был заказан новый подрамник на который, позже, картина была натянута. Затем, лицевая поверхность была промыта от загрязнений, пожелтевший лак утоньшен, а записи размягчены и аккуратно удалены скальпелем с помощью бинокулярного микроскопа. Следующим этапом стало подведение нового грунта в места утрат и тонирование этих участков. Реставрационный совет отметил высокое качество выполненной работы.

Состояние сохранности до реставрации:

До поступления в мастерскую реставрации картина хранилась без подрамника, закрепленная гвоздями на деревянном планшете. Жесткие горизонтальные приподнятые грунтовые изломы покрывали всю поверхность. Сам холст был сильно покороблен и явно дал усадку из-за отсутствия натяжения на подрамник.  В отдельных местах на лике, фоне и вдоль кромок имелись старые грубые реставрационные записи по утратам и потертостям авторской живописи.

Комплекс проведенных мероприятий:

В процессе реставрации картина была растянута на рабочем подрамнике, чтобы вытянуть холст до первоначальных размеров. Для размягчения красочных слоев, грунта и холста картина с тыльной стороны обрабатывалась специальным раствором – аппретировалась. С лицевой стороны красочный слой по традиционной методике укреплялся осетровым клеем, прогревался и отпрессовывался. В результате системных консервационных мероприятий приподнятые изломы были уложены, поверхность выровнена. Как показало время, состояние живописных слоев стабилизировалось и тенденции к активизации изломов нет. Далее с тыльной стороны по периметру авторского холста были подведены реставрационные кромки, и картина натянута на новый изготовленный подрамник.

Живописная реставрация заключалась в удалении загрязнений и грубых реставрационных записей, тонировании утрат и потертостей. По окончании работ картина была покрыта тонкой пленкой легкого реставрационного лака. Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 140-141.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: