Портрет В. Э. Мейерхольда
1916
- Период Конец XIX – начало XX века
- КатегорияПортрет
- Поделиться
Искусство Григорьева сложилось в переплетении многих увлечений — от мирискуснического ретроспективизма и неоклассицизма до экспрессионизма и кубизма. Портрет Мейерхольда — одно из характерных произведений художника. Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874–1940) изображен во фраке, цилиндре, белых перчатках. Его поза странно изломана. На левой руке маска. В маске часто выступал сам Мейерхольд и актеры его театра. За фигурой режиссера — двойник, юноша в восточном костюме. Выражение лица юноши такое же сосредоточенное, напряженное, как у Мейерхольда. Экспрессия заложена не только в движениях актеров. Она создается контрастами черного, белого, розового, динамичностью ритмов и композиции. Портрет был отмечен в печати как значительное произведение эпохи, в котором символически «отразились гримасы современного духа…» Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 275.
Художника Григорьева и режиссера Всеволода Эмильевича Мейерхольда (1874—1940) сближало многое: и тяготение к гротеску, и особый изысканный — чисто петербургский — артистизм, и кажущееся на первый взгляд парадоксальным сочетание крайнего новаторства с опорой на традиции классического искусства, с высокой исполнительской культурой. В известном смысле портрет явился результатом творческого содружества двух талантливейших мастеров искусства начала XX века. Григорьеву удалось выявить здесь одну из самых «петербургских» тем — тему «двойника», что было сразу замечено современниками: «Мейерхольд во фраке и он же за первым в восточном костюме, — писал Константин Сомов. — Интересно и красиво...» Елена Баснер // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 365.
Портрет Мейерхольда построен необычно: он изображен в полный рост, как бы в момент эксцентричной мизансцены, в причудливо изломанной позе, с резко поднятыми руками. Рядом с Мейерхольдом, на втором плане, помещена аллегорическая фигура охотника в восточном костюме с луком в руках. В годы первой мировой войны Мейерхольд был увлечен массовой пантомимой «Охота». «Все мы, — вспоминает актер А. А. Мгебров, — долго работали над пантомимой, где основной темой были символические охотники, подстреливающие чудесную птицу. Никому не ведомую, всем чужую и потому обреченную на смерть». В. В. Воинов назвал эту работу «двойным портретом В. Э. Мейерхольда». Он писал: «В нем отразились гримасы современного духа, какой-то надлом его, заставившие кошмарам русской действительности предпочесть кошмары балаганчика». (В. Кн.).
Мейерхольд Всеволод Эмильевич (1874– 1940) — театральный режиссер и актер. Народный артист РСФСР (1923). С 1914 под псевдонимом Доктора Дапертутто руководил экспериментальной работой студии на Бородинской ул., был директором-издателем журнала «Любовь к трем апельсинам» (1914–1916). В 1915 поставил фильм «Портрет Дориана Грея» (по О. Уайльду) и снялся в нем в роли лорда Генри. Русский портрет. ХХ век: СПб, 2001. С. 150.
Портрет Всеволода Эмильевича Мейерхольда, который во время написания портрета был главным режиссером Императорских театров, — самое известное произведение Григорьева. Живописца и режиссера объединяли общие поиски нового языка выразительности в живописи и театре: тяготение к гротеску, экспериментаторству, артистизм. Знавших режиссера поражало, как резко и ярко передал художник «саму сущность интересной фигуры нашего театрального модерниста». Современники считали это произведение двойным портретом Мейерхольда: фигура в сценическом костюме охотника — воплощение творческого замысла режиссера и актера.