Коллекция Государственного Русского музея

1925, Москва - 2012, Москва

Проводы

1967


Шестидесятники — это прежде всего люди, вышедшие из пламени войны…. Целое поколение пришло с войны со страстной мечтой о мирной жизни, жаждой знаний, тягой к труду. Именно это военное поколение формировало дух эпохи,” ‒ говорил о себе и своих современниках Гелий Коржев, известный советский и российский живописец, педагог, профессор, представитель «сурового стиля». Сам же мастер считал, что “суровый стиль” начинали К.П. Петров-Водкин и А. А. Дейнека, и сам называл свой стиль “социальным реализмом”. Закончив школу снайперов, Гелий Коржев не успел побывать на фронте и был эвакуирован в Башкирию. Но живопись художника, посвященная войне, проникнута острым драматизмом, чуткостью и состраданием.   

Мотив проводов и прощания — один из самых эмоциональных и личных. Расставание с близкими, горе грядущей утраты — чувства, остро живущие в каждом, кого это коснулось.

Через двадцать два года после Победы пишет “Проводы” Гелий Коржев. Сурово кадрируя композицию в квадрат, художник заполняет ее красным, как будто предсказывая мрачную судьбу героя. Ещё не уйдя на фронт, солдат уже  напоминает собственное мемориальное изваяние. Но нежный жест твердой руки, устало прикрытые глаза превращают застывший образ солдата в живого человека с его трагедией.  Егор Могилевский. «ЛУЧШАЯ ПАМЯТЬ ИМ — ПРАВДА…» // Память. К 75-летию победы в Великой Отечественной войне . СПб, 2020. С. 5.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: