Коллекция онлайн

1878, Хвалынск Саратовской губ. – 1939, Ленинград

Скрипка

1918


Умение видеть мир в капле воды, выразить планетарные ощущения в округлой форме хвалынского яблока, передать единство мироздания в отражениях и пересечениях предметов — эта особенность присуща натюрмортам Петрова-Водкина. Заостренность проблемы формального решения — проработан каждый сантиметр живописной поверхности, демонстрируя мастерское владение оттенками основных цветов, умение достичь минимальными средствами пластической завершенности форм — придает им исключительную выразительность. В то же время в них нет схематизма и какой-либо отрешенности от реальной жизни, поэтому в самом «тихом» жанре художник находит способ выразить отклик на современность. Ольга Мусакова. Мгновения вечности // Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. СПб. 2018. С. 14.

В начале XX века в художественных кругах стало широко известно имя Петрова-Водкина. Склонность к философским обобщениям, непрестанным поискам в области формы пронизывала весь путь художника. Его произведения постоянно привлекали к себе внимание зрителей и нередко вызывали самые противоречивые оценки.

В жанре натюрморта Петров-Водкин особенно много работал в 1918–1920, когда создал целый ряд шедевров. Несколько из них – со скрипкой, на которой художник сам прекрасно играл. По определению автора, натюрморты – "одна из острых бесед живописца с натурой"; он уподоблял их скрипичным этюдам, которые должны предшествовать концерту, то есть картине. Простые предметы, благодаря неповторимо своеобразному видению художника, создают особый мир, поэтично преображающий реальность. Чтобы разрушить статичность восприятия, художник стремился строить сферическую перспективу, как бы обозревая изображение с разных сторон.

Натюрморт «Скрипка», написанный в 1918 году – это пример того, что Вячеслав Иванов называл «реалистическим символизмом».

Скрипка на фоне урбанистического пейзажа. Изящной форме инструмента противопоставлена жесткая геометрия оконных переплетов; теплому дереву – холодное стекло, маленькому пространству комнаты, человеческому приюту  – громады каменных зданий безликого города. Мотив извечного конфликта духовного и технического начал приобретает в этом натюрморте философское звучание.

Сохранив привычные плавные очертания, предметную определенность формы и цвета, музыкальный инструмент утратил свою естественную жизнь. Непривычно, неустойчиво его диагональное положение в картинной плоскости. Однако именно оно придает скрипке значение образа-символа, знака музыки и культуры. Вся композиция подчинена легкому наклону вертикалей, плавному кружению пространств – зримому воплощению движения планеты, осью которой оказывается скрипка – осью духовности уникальной и неповторимой, вне которой человек лишается смысла своего бытия в этом мире.

По своим исключительно высоким эстетическим качествам натюрморты Петрова-Водкина принадлежат к высшим достижениям европейской живописи в этом жанре.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: