Масленица
1919
- Холст, масло. 88 х 106
- ЖС-1295
Пост. в 1998, дар И. А. и Я. А. Ржевских, Петербург; ранее – собрание П. И. Волкова, Ленинград
- Период Первая половина XX века
- КатегорияБытовой жанр
- Поделиться
Его <Кустодиева> полные динамики «праздники» с их радостными и звучными красками, улыбающимися румяными лицами, разнонаправленным движением воспринимаются как апофеоз народной жизни, как отражение извечной мечты народа о красоте, счастье и полноте бытия, ярко отразившейся в фольклоре и ремеслах. Картины мастера пронизывает идея подлинного «хорового» начала, о котором мечтал и тосковал теоретик символизма Вяч. Иванов. Самые многолюдные его «праздники» гармоничны и представляют собой единое целое не только потому, что отлично «срежессированы» автором, но и потому, что уже в основе их замысла лежала гармония, мысль о том, что все люди братья и члены одной огромной семьи. Потому художник выбирает панорамные композиции с глубоким и сложным развитием пространства (варианты «Масленицы», 1916, Ж-4358, Ж-11161), совершенные, близкие квадрату форматы полотен («Балаганы», 1917; «Троицын день», 1920), изображает теплые зимние солнечные дни с инеем и обильным пушистым снегом или нежаркие ясные дни в разгар лета. Круглов В.Ф. Кустодиев: между лирикой и гиперболой // Борис Михайлович Кустодиев. К 125-летию со дня рождения. СПб, 2003. С. 39.
Вариант „Зима (Масленица)“ (1921, холст, масло) – частное собрание.