Расширенный поиск по коллекциям
Да будет мерой чести Ленинград!
Выставка подготовлена к 80-летию снятия блокады Ленинграда и объединяет около 400 произведений из коллекции Русского музея, созданных художниками, работавшими в блокадном городе, а также архивные фотографии о жизни музея в период Великой Отечественной войны. Тематические разделы выставки и сортировка по авторам и хронологии создания произведений помогают увидеть весь объем художественного наследия блокадных лет, которое бережно хранится все эти годы в стенах Русского музея.
Огромную роль во время Великой Отечественной войны в поднятии боевого духа солдат и всего народа сыграл плакат. С самого начала войны часть ленинградских художников подключилась к агитационно-массовой работе, создавая выразительные плакаты. Среди них – члены творческого объединения «Боевой карандаш» И.С.Астапов, В.И.Курдов, Н.Е.Муратов, Н.А.Тырса и многие другие.
Оставшиеся в блокадном Ленинграде живописцы и графики, несмотря на артобстрелы, бомбежки, голод, холод и тяжелейшие условия жизни, запечатлевали в небольших живописных холстах, а чаще в графических листах военные будни любимого города, подвергавшиеся разрушениям архитектурные памятники и самоотверженную борьбу мужественных жителей города-фронта. Среди художников, имена которых навсегда вошли в историю ленинградского искусства ‒ Д.П.Бучкин .Е.Д.Белуха, Г.С.Верейский, В.А.Власов, Л.И.Гагарина, Н.И.Дормидонтов, В.В.Зенькович, А.А.Казанцев, П.М.Кондратьев, В.М.Конашевич, В.Н.Кучумов, Е.О.Марттила, Я.С.Николаев, А.П.Остроумова-Лебедева, А.Ф.Пахомов, В.В.Пакулин, Ю.Н.Петров, М.Г.Платунов, братья В.Н.Прошкин и А.Н.Прошкин, А.И.Русаков, Н.Х.Рутковский, И.А.Серебряный, Вл.А.Серов, Г.Н. Траугот, Г.П.Фитингоф, П.А.Шиллинговский, С.Б.Юдовин.
Из блокадного города многие художники выезжали на фронт, в партизанские отряды, на Ладогу, запечатлели ледовую трассу «Дороги Жизни», делали портреты защитников города, летчиков и моряков Балтийского флота. В небольших скульптурных композициях сохранили для нас образы защитников города и его жителей А.В.Андреева-Петошина, В.В. Гущина-Филимонова, В.В.Исаева, В.В.Лишев, В.Б.Пинчук. Одно из ключевых событий ‒ прорыв блокады Ленинграда 18 января 1943 года ‒ запечатлели на своей картине «Прорыв блокады» И.А.Серебряный, Вл.А.Серов и А.А.Казанцев, которые написали ее за месяц и показали уже 23 февраля 1943 года на выставке к 25-й годовщине Красной Армии.
Выставка дополнена материалами из фотоархива Русского музея, повествующими о жизни музея в годы Великой Отечественной войны. Опубликован список художников, погибших в Ленинграде в годы блокады.
Послевоенное поколение художников также обращалось в своем творчестве к теме блокады. Среди наиболее значительных произведений ‒ картины Б.С.Угарова, А.А.Мыльникова, А.Н.Блиока, скульптурные эскизы к памятнику на Площади Победы М.К.Аникушина, модель памятника «Дорога жизни» К.М.Симуна.
В отреставрированных залах музея начата развеска картин знаменитых русских художников
- 1946
- .
- Государственный Русский музей
Раскатка с вала картины В.Д. Поленова «Христос и грешница». 17 апреля 1946 г.
Фото ТАСС
Вскрывают ящики с картинами, возвращенными из эвакуации
- 1946
- .
- Государственный Русский музей
В центре А.Н. Савинов, М.В. Фармаковский. 1946 г.
Фотограф Г.И. Луговой
Монтажные работы в зале № 37 Русского музея. 1946 г.
- 1946
- .
- Государственный Русский музей
Слева направо зав. Отделом Древнерусского искусства Ю.Н. Дмитриев, ученый секретарь Казаченко (?), и. о. директора Государственного Русского музея П.К. Балтун, В.Н. Петров, Н.Н. Новоуспенский, рабочий Ш.Б. Мамлеев, неизвестный, О.А. Спицына, зав. Отделом скульптуры Г.М. Преснов, реставратор М.Н. Марков.
Послевоенная экспозиция. Установка скульптуры Растрелли «Анна Иоанновна с арапчонком»
- 1946
- .
- Государственный Русский музей
О.В. Волкова, В.В. Алексеева, Л.С. Пушникова, Г.М. Преснов, П.К. Балтун и рабочие.
17 октября 1945 г. прибыли первые экспонаты, эвакуированные в 1941 г. в г. Пермь
- 1945
- .
- Государственный Русский музей
Война окончена. Подъем скульптуры Б.К. Растрелли «Анна Иоанновна с арапчонком» из укрытия в Михайловском саду
- 1945
- .
- Государственный Русский музей
Подъем скульптуры Б.К. Растрелли «Анна Иоанновна с арапчонком» из укрытия в Михайловском саду
- 1945
- .
- Государственный Русский музей
Рабочие и Г.М. Преснов (второй слева направо)
Распаковка ящиков со скульптурой, прибывших из г. Перми (г. Молотова)
- 1945
- .
- Государственный Русский музей
Слева А.Ф. Новомлинский, Г.М. Преснов, М.В. Фармаковский, О.Г. Бенуа. 17 октября 1945 г.
Фото ТАСС.
Сотрудники Русского музея в г. Молотове
- 1944
- .
- Государственный Русский музей
Слева направо А.Н. Савинов, М.Н. Каменская, Т.А. Дядьковская, К.Е. Костенко в г. Молотове (ныне г. Пермь).
Медаль «За оборону Ленинграда»
- Учреждена в 1942
- 1942
- Латунь. Дм — 3,2
- Государственный Русский музей
- Мед.А-21064
Медаль наградная «За оборону Ленинграда»
- (учреждена в 1942)
- 1942
- Бронза, лента. Дм — 3,2 (с ушком, кольцом и колодкой)
- Государственный Русский музей
- Мед.А-3750
Проверка состояния сохранности и переупаковка скульптуры
- 1942
- .
- Государственный Русский музей
1 ряд: М.Г. Фракман, В.Е. Фармаковская, В.В. Алексеева. 2 ряд: Ю.Н. Дмитриев, В.Г. Демидюк, В.С. Макеева, В.Г. Панова, М.Г. Слонимская.
Продовольственная карточка
- Ленинград
- 1942
- Бумага, печать.
- Государственный Русский музей
- НУМ/ПМ-1401
Слушают доклад главного хранителя ГРМ М.В. Фармаковского
- 1942
- .
- Государственный Русский музей
Слева направо сидят М.В. Фармаковский, Ю.Н. Дмитриев, и. о. директора ГРМ Г.Е. Лебедев, М.Г. Фракман, В.В. Алексеева, В.Е. Фармаковская,, М.Г. Слонимская. Стоят В.С. Макеева – комендант здания, В.С. Дреммог, В.Г. Демидюк, В.Г. Панова.
Карточка на хлеб на декабрь
- Ленинград
- 1941
- Бумага, печать.
- Государственный Русский музей
- НУМ/ПМ-1402
Продовольственная карточка
- Ленинград
- 1941
- Бумага, печать.
- Государственный Русский музей
- НУМ/ПМ-1400
7-я Ленинградская (Дмитрий Шостакович)
- 1989
- Медь, выколотка, патинирование. 63 x 81 x 37
- Государственный Русский музей
- СО-2696
Шостакович Дмитрий Дмитриевич (1906–1975), один из величайших композиторов XX столетия, первые месяцы Великой Отечественной войны находился в Ленинграде (в октябре 1941 он был эвакуирован в Куйбышев), где начал сочинять свою знаменитую Седьмую (Ленинградскую) симфонию. На ее партитуре он написал: «Посвящается городу Ленинграду». Средствами музыки Шостакович дал яркий, выразительный образ борьбы советского народа с фашистскими захватчиками. 9 августа 1942 года Седьмая симфония прозвучала в блокадном Ленинграде. Это стало значительным событием для жителей и защитников города, которым музыка помогала выстоять в тяжелых условиях блокады.
Агаян, опираясь на известные фотографии Шостаковича того времени, изобразил его во время работы над симфонией. Скульптор создал не только запоминающийся образ выдающегося композитора, но и отразил важное событие в истории духовной жизни города и страны. (П. К., Е. Н.)
Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С.469.
Партизанка
- 1942
- Гипс. 40 х 18 х 24
- Государственный Русский музей
- Со-115
Сандружинница
- 1942
- Рельеф. 54 х 41 х 3
- Государственный Русский музей
- СО-116
Литейщицы
- Эскиз к памятнику героическим защитникам Ленинграда на площади Победы, установленному в 1975 году
- 1968
- Олово. 22 x 23 x 9
- Государственный Русский музей
- СО-1574
Анушина Антонина Ивановна
1904, Санкт-Петербург – 1973, ЛенинградХудожник театра, график, живописец. В 1923–1925 училась в Художественно–ремесленных мастерских (ХРМ – ПХПТ); 1925–1930 – в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН. Пг–Л). С 1925 член СОРАБИС. С 1930 член Горкома ИЗО. С 1940 член СХ СССР.
Астапов Иван Степанович
1905, село Романовка Самарской губернии – 1982, ЛенинградГрафик, живописец, иллюстратор. Учился в Самарском художественном техникуме (с 1918), в студии Д.Н.Кардовского (1923–1929). Участник выставок с 1929. Заслуженный деятель искусств РСФСР. В годы войны находился в Ленинграде. Один из организаторов и ведущих художников "Боевого карандаша". Исполнил серию рисунков о Ленинградском фронте и ряд плакатов. Автор серии литографий, посвященных блокадному Ленинграду. Весной и летом 1942 выезжал для зарисовок на Волховский фронт.
Петров Юрий (Георгий) Николаевич
1904, Тбилиси — 9 июня 1944, Ленинградский фронтСоветский художник-живописец, график, иллюстратор.
Родился 16 августа 1904 года в Тбилиси, в семье художников: отец — Николай Филиппович Петров (1872—1941) — живописец и педагог, был преподавателем в Пензенском художественном училище, в Академии художеств в Санкт-Петербурге; мать — Александра Ивановна Тхоржевская-Петрова (род. 10 января 1876 года) — живописец, график. Жил и работал в Ленинграде. В 1925—1930 годах учился на живописном факультете Высшего художественно-технического института (ВХУТЕИН), присвоено звание художника-живописца. После окончания института в 1930 году работал в журнальной и книжной графике. С 1935 года был руководителем художественной редакции издательства «Детская литература», а также иллюстрировал произведения русских и зарубежных писателей: М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, Н. С. Лескова, У. Теккерея, Дж. Лондона и др. В 1930—1940 годах занимался эстампом, в 1941—1943 годах создавал сатирические плакаты, работал в коллективе ленинградских художников и поэтов «Боевой карандаш». Участник гражданской войны в Испании. Погиб на Ленинградском фронте.
Белкин Вениамин Павлович
1884, Верхотурье, Екатеринбургская губ. – 1951, ЛенинградЖивописец, график, художник книги. Автор пейзажей, портретов. Учился в Томском технологическом институте (1902), школе-студии А.П. Большакова в Москве (1904–1905) у М.М. Шестёркина, В.Э. Борисова-Мусатова, в Париже в частной академии (1907–1909) у Ж.-О. Девальера, Ш. Герена, Ш. Коттэ, М. Детома. Участник выставок с 1906 (Петербург). Член объединений и экспонент выставок: Общества им. Леонардо да Винчи (1906), Кружка русских художников в Париже «Монпарнас» (1907–1909), «Союз молодежи», «Мир искусства» (1909), «Община художников» (1921–1928), «Шестнадцать» (1922–1928), «Общество живописцев» (1928–1930). Член СХ с 1932. Преподавал во Вхутемасе-Вхутеине в Петрограде (1921–1923), в Ленинградском архитектурном техникуме (1924–1927), ИЖСА ВАХ в Ленинграде (1928–1946). Совершил творческую поездку в Крым в 1939.
Билибин Иван Яковлевич
1876, поселок Тарховка близ Санкт-Петербурга — 1942, ЛенинградГрафик, художник театра. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1896–1900). Учился в РШ ОПХ (1895–1898), в школе А. Ашбе (1898) в Мюнхене, школе М. К. Тенишевой
(1898–1900) у И. Е. Репина, во ВХУ при ИАХ (1900–1904). Участник выставок с 1900. Член-учредитель объединения „Мир искусства“ (1900–1917). Участник выставок „Мир искусства“, СРХ и других (с 1900). Рисовал для журналов „Мир искусства“,„Адская почта“, „Жупел“,„Золотое руно“ и других. С 1907 работал для театра. Иллюстрировал и оформлял детские книги для издательств Петербурга: былины, народные сказки, сказки А. С. Пушкина (1900-е). Создатель глубоко своеобразного стиля книжного оформления, основой которого являются мотивы русского народного и средневекового искусства.
Совершил поездки в Швейцарию и Италию (1898), Вологодскую, Архангельскую (1902, 1903) и Олонецкую (1904) губернии, в Англию и Ирландию (1908), в Крым, в Палестину и Сирию (1924) и другие. После революции и до возвращения на родину жил в Каире, Александрии, Париже (1920–1936). Вслед за Е. Д. Поленовой стал создателем новой школы книжной графики, превратившей иллюстрированную книгу в произведение искусства. Преподавал в РШ ИОПХ (1907–1917), в Институте живописи, скульптуры и архитектуры (1936-1942). В 1930-е иллюстрировал сказки А. С. Пушкина для Гослитиздата.
Отказавшись эвакуироваться ("Из осажденной крепости не бегут, а обороняются"), умер в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 года.
Бучкин Дмитрий Петрович
1927, ЛенинградЖивописец, график. Мастер тематической картины и натюрморта, портретист, пейзажист. Сын известного художника и педагога Петра Дмитриевича Бучкина. До войны учился в ЛСХШ. Пережив блокаду с семьей, переехал на родину отца в Углич, где закончил школу. На фронт попал с последним призывом, весной 1945. В 1946-1952 учился в ЛВХПУ у А.М. Любимова, И.П. Степашкина, Р.Р. Френца. Участник выставок с 1953. С 1960 работал в промышленной графике. В 1989-1992 его работы были представлены на выставках "Ленинградская школа живописи" во Франции.
Бучкин Петр Дмитриевич
1886, деревня Софроново Тверской губернии –1965, ЛенинградЖивописец, график, педагог; автор исторических и жанровых картин, портретов, пейзажей. В 1899–1904 учился в ЦУТР, в 1904–1912 в ВХУ при ИАХ в Петербурге. Участник выставок с 1907. Член СХ с 1932. Преподавал в ИЖСА (1936–1940); в ЛВХПУ (1947–1965). С 1953 профессор.
Быльев-Протопопов Николай Михайлович
1907, Севастополь – 1986, Санкт-ПетербургГрафик, архитектор, писатель. Учился в ХУ Петросовета (1922–1924) и на архитектурном факультете при Гипроцементе (окончил в 1932) в Ленинграде. Участник выставок с 1925. Член СХ СССР. В годы Великой Отечественной войны находился в осажденном Ленинграде. Участник выпуска плакатов „Боевой карандаш“. В 1942 выезжал на партизанские базы Ленинградской области, где выполнил многочисленные зарисовки.
Верейский Георгий Семенович
1886, Проскуров Подольской губернии – 1962, ЛенинградГрафик, живописец; портретист, пейзажист. Учился на юридическом факультете в Харьковском университете (1904), в Санкт–Петербургском университете (1912); в студии Е.Е.Шрейдера в Харькове (1901–1905); в Новой художественной мастерской (1913–1916) у М.В.Добужинского, Б.М.Кустодиева, Е.Е.Лансере. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946). Действительный член АХ СССР (1949). В 1941 в Ленинграде участвовал в выпусках плакатов "Боевого карандаша", в 1942 создал серию портретов моряков Балтийского флота – Героев Советского Союза, рисовал на кораблях; за серию портретов деятелей советской культуры и науки (1944–1945) был удостоен Сталинской премии 2–й степени.
Курдов Валентин Иванович
1905, с. Завод Михайловский, Пермская губ. – 1989, ЛенинградЖивописец, график; рисовальщик, акварелист, иллюстратор. Учился в Пермских ГСХМ (1921), на ювелирном отделении Свердловского ХПИ (1922–1923), в Ленинграде во ВХУТЕИН (1923–1926) у А.Е. Карева, М.В. Матюшина, в ГИНХУК (1926–1927) у К.С. Малевича. Работал под руководством В.В. Лебедева в Детском отделении Госиздата (с 1926). Участник выставок с 1932. Один из организаторов выпуска плакатов "Боевой карандаш“ в Ленинграде (с 1939). В годы Великой Отечественной войны оставался в осажденном городе, выезжал на Волховский фронт, в партизанские отряды. Народный художник РСФСР (1976), лауреат Государственной премии имени И.Е. Репина (1982). Жил и работал в Ленинграде.
Муратов Николай Евгеньевич
1908, станица Шадарон, Забайкальская обл. - 1992, Санкт-ПетербургРодился 4 декабря 1908 года в станице Шадарон Забайкальской области.
Окончил Ленинградский художественно-промышленный техникум. С 1930-х годов работал как художник-карикатурист, активно сотрудничал с газетами и журналами «Резец», «Юный пролетарий», «Чиж», «Пушка», «Бегемот», «Смена», «Литературный Ленинград», «Ленинские искры». Занимался оформлением детских книг. В 1939 году становится основателем и одним из авторов творческого объединения ленинградских художников «Боевой карандаш». С первых дней Великой Отечественной войны работал над созданием политических плакатов. Участвовал в противовоздушной обороне - регулярно нёс службу на крыше выставочного зала ЛОСХа, тушил зажигательные бомбы.
Гальба Владимир Александрович
Ец Иосиф Михайлович (Мовшевич, Моисеевич)
1907, Нижний Новгород - 25 сентября 1941, район Петергофа, ЛенинградРодился в 1907 году в Нижнем Новгороде. В 1929 окончил графический факультет Ленинградского художественного педагогического техникума (ныне — Санкт-Петербургское художественное училище имени Н. К. Рериха). С 1931 работал иллюстратором в журналах «Рабочий и театр», «Ленинград», «Юный пролетарий», иллюстрировал также ряд детских книг для издательства детской литературы «Детгиз». Являлся активным членом творческого объединения Ленинградских художников «Боевой карандаш», рисовал политические плакаты. Летом 1941 был призван на службу в Военно-морской флот СССР. Командовал 3-м батальоном 1-й особой бригады морской пехоты. 25 сентября 1941 года пропал без вести во время боёв под Ленинградом (в районе Петергофа).
Осталась одна
- 1942-1945
- Бумага, автолитография. И.:36 х 30,8. Л.:47,1 х 41,7
- Государственный Русский музей
- С.Гр.-11276
За жизнь, за Родину, за Ленинград!
- Боевой карандаш 82. 1943 Л., ЛССХ
- 1943
- Бумага, автолитография. 35,6 х 52,6
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-601
Клятва балтийцев
- 1946
- Холст, масло. 206 x 526
- Государственный Русский музей
- ЖС-1174
Дипломная картина «Клятва балтийцев» открывает творческий путь живописца, графика, монументалиста Мыльникова. Полотно предваряло мозаику для пантеона героев-балтийцев (к сожалению, осталась неосуществленной). Это редкое по своей трагедийности (особенно для той поры) произведение поныне остается значительной вехой не только для его автора. Крупные темные силуэты матросов, ассиметрично расположенные на фоне моря и пасмурного неба, прорезавшегося у горизонта светлой заметной полосой, возвышаются подобно монументу. В живой стене балтийцев — огромная внутренняя энергия, выраженная и в облике людей, и в нарастающем вверх движении. Во всем ощутим масштаб подвига сдержавших свою клятву. Здесь, в сущности, — образ-реквием. Созданное на основе недавних событий, произведение емко воплощает историческую и художественную достоверность, поражает масштабом творческого обобщения. По словам поэта-фронтовика М. А. Дудина, картина „воспринималась как памятник поколению, остановившему темную реку смерти, она воспринималась как разговор о будущем..." Высоко оценил диплом знаменитый ученый, профессор Н. Н. Пунин: «Этот холст был не просто картиной <...> такая связь людей на картине с <...> людьми в жизни <...> явление художественного порядка <...> это признак чувства современности». // Анатолий Дмитренко. Большая картина. СПб., 2006. С. 238.
8 августа 1943 г. (Воскресенье)
- 1967
- Бумага, офорт. И.:47,9 х 58,6. Д.:49 х 59,5. Л.:62,5 х 74,3
- Государственный Русский музей
- С.Гр.-15203
Февраль 1942
- 1964
- Бумага, офорт. И.:64,4 х 48,5. Д.:64,4 х 49,3. Л.:90,9 х 62
- Государственный Русский музей
- С.Гр.-15202
Март 1942
- 1962
- Бумага, офорт. И.:47,4 х 58,2. Д.:48,8 х 59,2. Л.:61,7 х 88,8
- Государственный Русский музей
- С.Гр.-15201
Декабрь 1941
- 1961
- Бумага, офорт. И.:58,8 х 48,8. Д.:58,8 х 48,8. Л.:89 х 65,5
- Государственный Русский музей
- С.Гр.-9485
Май 1942
- 1961
- Бумага, офорт, акватинта. И.:48,8 х 64,5. Л.:62 х 93,8
- Государственный Русский музей
- С.Гр.-9488
Январь 1942
- 1961
- Бумага, офорт. И.:57,5 х 56. Д.:59,5 х 57,5. Л.:84,3 х 60,5
- Государственный Русский музей
- С.Гр.-9490
Автопортрет
- 1942
- Холст, масло. 88 х 67,5
- Государственный Русский музей
- Ж-4415
Трудно переоценить значение созданной художником в годы войны образной панорамы блокадного города. «Я никогда так отчетливо не ощущал его красоту, проступающую сквозь боль, не чувствовал так цвет», — говорил Ярослав Николаев на выставке «В час мужества» в ГРМ, посвященной сорокалетию полного снятия блокады. Исповедальной силой отличаются и автопортреты художника. Это достоверный и яркий художественный документ, в котором отразились переживания не только автора, но и окружающих его людей. Анатолий Дмитренко // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 426.
Автопортрет
- 1942
- Холст, масло. 62 х 48
- Государственный Русский музей
- Ж-7940
Трудно переоценить значение образной панорамы блокадного города, созданной Ярославом Николаевым в годы войны. В ней отразились страдания людей в осажденном Ленинграде и одновременно не сломленное их достоинство, воплотился увиденный с особой остротой облик города («я никогда так отчетливо не ощущал его красоту, проступающую сквозь боль, не чувствовал так цвет,» — говорил художник). Это отражало способность автора увидеть красоту сквозь трагедию — в лицах, поступках людей, в городских пейзажах. Исповедальной силой отражается и автопортрет художника. В нем воплотилось не только переживание автора, но и тех, среди которых жил художник. Портрет был создан после пребывания Николаева в стационаре для истощенных. Это произведение, хранящее печать времени, поражающее своей образной выразительностью, было написано на холсте, случайно найденном им в Союзе художников, и осталось впечатляющим художественным документом. // Анатолий Дмитренко. Русский портрет. ХХ век: СПб, 2001. С. 268.
Портрет В. И. Викулова
- 1942
- Холст, масло. 79,5 х 61
- Государственный Русский музей
- Ж-7884
Викулов Василий Иванович (1904-1971) – советский живописец.
Чрезвычайно выразителен созданный Николаевым образ живописца Василия Ивановича Викулова (1904–1971), работавшего с начала войны художником-маскировщиком Ленинградского военного округа. Картины военной жизни в отечественном искусстве XVI–XX веков. СПб, 2022. С. 160.
Портрет артистки ленинградского радио М. Г. Петровой
- 1942
- Холст, масло. 71 х 55
- Государственный Русский музей
- Ж-10941
Петрова Мария Григорьевна (1906–1992) — артистка Ленинградского радио, заслуженная артистка РСФСР (1959); народная артистка РСФСР (1978). Жена художника Я. С. Николаева. Помните!. К 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. СПб. 2024. С. 84.
Имя Марии Петровой неразрывно связано с работой Ленинградского радио в блокаду, она читала не только стихи и прозу, но и сводки Совинформбюро, письма на фронт. В 1942 году вошла в состав труппы так называемого «Блокадного театра», набранного из оставшихся в городе артистов ленинградских театров и радиокомитета (впоследствии–Театр имени В. Ф. Комиссаржевской).
В годы войны была политруком Дома радио, бойцом МПВО Ленинградского радиокомитета, членом фронтовой бригады, участвовала в оборонных работах, разбирала развалы разрушенных домов, спасала раненых. С 1942 года участвовала в спектаклях вновь созданного Городского драматического (известного как Блокадный) театра. Голос Петровой хорошо знали жители в блокаду и после войны. Она проработала на радио 56 лет. В голодное время осады артистка отдала свой хлебный паек за пушкинские стихи, которые спустя тридцать лет подарила блокадному подростку, а затем поэту Сергею Давыдову. А он посвятил ей стихотворение „Подарок". В живописном портрете своей будущей жены художник передал образ трогательный и одухотворенный. Анатолий Дмитренко // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 426.
Петрова Мария Григорьевна (1906–1992) – артистка ленинградского радио. Народная артистка РСФСР (1978). Жена художника. В годы войны была политруком Дома радио, бойцом МПВО Ленинградского радиокомитета, членом фронтовой бригады, участвовала в оборонных ботах, разбирала завалы разрушенных домов, спасала раненых. С 1942 года участвовала в спектаклях Городского драматического (известного как Блокадный) театра. Голос Петровой хорошо знали жители города в блокаду и после войны. Она проработала на радио 56 лет. В голодное время осады артистка отдала свой хлебный паек за сборник пушкинских стихов, который спустя тридцать лет подарила бывшему блокадному подростку, а впоследствии поэту Сергею Давыдову. Он посвятил ей стихотворение «Подарок»:
Ах ты книжица – впрямь таких мало:
В сорок первом зимой обменяла
Два последних сухарика тоненьких
На собрание пушкинских томиков…
В блокаду Мария Григорьевна бывала в Союзе художников, читала рассказы В. Г. Короленко. Николаев во время чтения делал с нее наброски. Живописный портрет будущей жены художника передает образ трогательный и одухотворенный. Он естествен, красив гармонией светло-розового, белого цвета одежды и мягко прописанного фона. Лирическая интонация произведения, выраженная в облике актрисы и живописном решении, особенно отчетлива в сравнении с «Автопортретом» и «Портретом художника В. И. Викулова». // Анатолий Дмитренко. Русский портрет. ХХ век: СПб, 2001. С. 270.
За что?
- 1941
- Холст, масло. 91 x 131,5
- Государственный Русский музей
- ЖБ-1826
Балтийцы! Точным огнем кораблей и береговой артиллерии уничтожайте врага
- Л., Искусство, 1942
- 1942
- Бумага, хромолитография. 72,0 х 55,0
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-627
Слава сталинским соколам, героически сражающимся за Родину, за Ленинград!
- Л.: Искусство, 1942
- 1942
- Бумага, хромолитография. 70 х 63,4
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-628
Проверка документов
- 1941–1942
- Холст, масло. 55,6 x 70,7
- Государственный Русский музей
- ЖБ-1758
На переправе (Невская Дубровка)
- 1942
- Бумага, тушь, белила. 30,4 x 44,7 (в свету)
- Государственный Русский музей
- РС-23949
Ленинград готовится к обороне. Постройка баррикад
- 1941
- Холст, масло. 60 x 80
- Государственный Русский музей
- ЖБ-1798
Очистка города. Ленинград, март 1942
- Из серии «Ленинград в дни блокады»
- 1943
- Бумага, литография. И.: 65 х 44,3; л.: 88 х62,3
- Государственный Русский музей
- С.Гр.-3645
Серов Владимир Александрович
1910, село Эммаус Тверской губернии– 1968, МоскваЖивописец, график, педагог; автор историко–революционных и жанровых картин, портретов, пейзажей.
Учился в Весьегонской художественной студии у С.Я.Шлейфера; в Ленинграде во ВХУТЕИН–ИНПИИ (1927–1931) у И.И.Бродского, В.Е.Савинского, там же в аспирантуре (1931–1933) у И.И.Бродского. Председатель Ленинградского отделения Союза советских художников (1941—1948). Участник выставок с 1932. Академик АХ СССР (1954; член-корреспондент 1947). Народный художник СССР (1958). Лауреат Сталинских премий (1948, 1951). Первый секретарь правления Союза художников РСФСР (1960—1968).
В годы войны жил и работал в Ленинграде. Неоднократно выезжал на фронт и в прифронтовую полосу, сотрудничал в "Боевом карандаше". В 1943 году был эвакуирован в Самарканд..
Суетин Николай Михайлович
1897, п. Мятлевская (Калужская губерния) –1954, ЛенинградЖивописец, график, художник по фарфору, дизайнер. Ученик К. Малевича по Витебскому художественно-практическому институту (1918—1922), член УНОВИСа (с 1920). Участвовал в работе по праздничному украшению Витебска, создавал проекты вывесок, оформления кафе, столовых, магазинов.
В 1922 году вместе с К. С. Малевичем переехал в Петроград. В 1923—1926 гг. участвовал в работе МХК и ГИНХУКа. В 1925 году возглавил Отдел материальной культуры ГИНХУКа. Занимался разработкой супрематизма, анализировал новые формы искусства. В 1925 — 26 гг. работал также в экспериментальной лаборатории Декоративного института (эскизы рисунков для тканей, оформление выставок, реклама), разрабатывая дизайн, основанный на методе супрематизма. С 1923 года работал на Петроградском фарфоровом заводе. В 1937 спроектировал (с соавторами) интерьеры павильона СССР на Международной выставке «Искусство и техника в современной жизни» в Париже (1937, архитектор Б. М. Иофан), получивший Гран-при выставки. В 1939 г. оформлял павильон СССР на Всемирной выставке «Мир завтрашнего дня» в Нью-Йорке.
Фролова-Багреева Лидия Федоровна
1907, Санкт-Петербург— 1997, Санкт-ПетербургЖивописец, график, художник монументальной живописи. В 1924–1930 училась на живописном отделении ВХУТЕИН вЛенинграде. Участник выставок с 1927. Член ЛОССХ с 1943. В 1929–1930 участвовала в выполнении мозаик для третьего мавзолея В. И. Ленина; в 1930 работала художником-оформителем в Музее города в Ленинграде; в 1930–1931 художником-монументалистом на Гранильной фабрике в Старом Петергофе (набор мозаики для мавзолея В. И. Ленина). В 1913–1925 жила в Семипалатинске; в 1950–1961 в Архангельске и Мурманске. В годы ВОВ оставалась в Ленинграде. Награждена медалями «За оборону Ленинграда», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Харшак Александр Исаакович
1908, г. Новгород-Северск, Черниговская губ. - 1989, г. ЛенинградЗаслуженный художник РСФСР. Окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. В 1922 г. переехал в Петроград. В 1925-1929 гг. учился на графическом отделении художественно-промышленного техникума (бывшая рисовальная школа ОПХ) у В.Н.Левицкого. В 1930-е гг. работал художником в газете «Красное знамя», в Лениздате. В 1937 г. поступил на графический факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры сразу на 3 курс. Учился у П.А.Шилинговского, К.И.Рудакова, И.Я.Билибина.
В июле 1941 г. ушел добровольцем на фронт и начал службу в народном ополчении. Для своего батальона вел окопный рукописный журнал «Связист». В конце 1942 г. переведен в редакцию газеты 42-й Армии Ленинградского фронта «Удар по врагу», где проработал в качестве художника до конца войны. В 1946 г. закончил институт живописи, скульптуры и архитектуры, создав серию из шести офортов под названием «В борьбе за Ленинград».
Шиллинговский Павел Александрович
1877, Кишинев — 1960, ЛенинградГравер, рисовальщик, живописец, педагог. Учился в одесском ХУ (1895–1900), в ВХУ при ИАХ (1901–1911) у И. Е. Репина и Д. Н. Кардовского, в граверной мастерской В. В. Матэ (1912–1914). Член-учредитель объединения „Шестнадцать“ (1922). Участник выставок с 1913: графических искусств (1913), „Мир искусства“ (1913), НОХ (1917), Общины художников (1921, 1922), „Шестнадцать“ (1922–1928), „CCХ“ (1931). Специализировался на технике офорта, в 1917 самостоятельно овладел техникой ксилографии. Декан полиграфического факультета ВХУТЕМАС–ВХУТЕИН (1921–1929), заведующий кабинетом графики ИЖСА (1934–1937), руководитель графической мастерской ИЖСА (с 1936). Профессор (1939).
Павел Шиллинговский — один из ведущих мастеров в печатной графике. Ключевые темы в его творчестве формировались в русле неоклассицизма — архитектурные пейзажи, руинизированные памятники. Для Шиллинговского были характерны сложные и насыщенные композиции, по примеру европейских мастеров барокко и классицизма, в которых старательно подчеркивалась техническая виртуозность, его гравюры часто сравнивали с архитектурными фантасмагориями прославленного итальянского гравера XVIII в. Д. -Б. Пиранези. Один из ведущих и наиболее авторитетных педагогов Академии художеств, он воспитал целую плеяду художников-графиков, для которых фундаментом творчества было следование и переосмысление классицистической традиции.
Власов Василий Адрианович
1905, Ленинград – 1979, ЛенинградГрафик, рисовальщик, акварелист, литограф, иллюстратор. Учился в СХШ при ИЖСА (1952–1955), в ИЖСА (1955–1961). Участник выставок с 1959. В первый год войны в Ленинграде работал над плакатами, агитлистовками. В 1942–1944 находился при издательской группе Ленинградского штаба партизанского движения на Волховском фронте, работал в партизанских газетах, создал цикл портретов партизан, серию рисунков "Партизанский аэродром", зарисовки. В послевоенные годы исполнил несколько циклов литографий по работам военных лет.
Гущина-Филимонова Вера Васильевна
1898-1993Родилась в 1898 году. По образованию - художник-скульптор.
С 19.10.1936 по 21.11.1941 годы работала заведующей реставрационной мастерской скульптуры и скульптором-реставратором Русского музея. В частности руководила работами и самостоятельно принимала участие в реставрации фронтона здания Михайловского дворца. В первые недели Отечественной войны 1941-1945 годов принимала активное участие в упаковке скульптурных произведений Русского музея для эвакуации. В 1945-1946 годах, в период восстановления Русского музея после войны, руководила бригадой реставраторов по приведению в экспозиционное состояние многочисленных скульптур, пострадавших во время блокады Ленинграда, в частности, ряда скульптур из коллекции Русского музея.
Исаева Вера Васильевна
1898, Кронштадт – 1960, ЛенинградСкульптор; автор станковых и монументальных произведений. Училась в РШ ОПХ (1915–1917), в Государственных технических мастерских декоративного искусства (бывшее ЦУТР) (1920–1921), в АХ–ВХУТЕИН (1922–1927) у А. Т. Матвеева. Участница выставок с 1927. В годы войны жила и активно работала в Ленинграде. В составе бригады Н. В. Томского выполняла агитационные монументальные рельефы. Весной 1942 была направлена на партизанскую базу под Ленинградом, где создала эскизы и станковые композиции, посвященные партизанам.
Совмещала учебу с работой: преподавала лепку, рисование и черчение в Школе ликвидации неграмотности на Большом проспекте и в Центральном карантинно-распределительном детском пункте на Кировском проспекте. Наталия Соломатина // Африка в русском искусстве. СПб. 2023. С. 94-95.
Конашевич Владимир Михайлович
1888, Новочеркасск – 1963, ЛенинградГрафик, акварелист, иллюстратор, педагог. Учился в МУЖВЗ (1906–1914). Преподавал во ВХУТЕМАС–ВХУТЕИН (1921–1930). Участник выставок с 1922. Профессор, доктор искусствоведения. Заслуженный деятель искусств РСФСР.
В годы войны в осажденном Ленинграде работал в книжной, станковой, журнальной графике, делал плакаты, участвовал в работе над живописными агитпанно к 25–й годовщине Октября (1942), в возобновлении деятельности детского отдела Гослитиздата. Работал над рукописью книги воспоминаний.
Малагис Владимир Ильич
1902, местечко Гриво Курляндской губернии – 1974, ЛенинградЖивописец, график; монументалист. Учился в Петрограде–Ленинграде в РШ ИОПХ (1917) у В. А. Плотникова, В. И. Навозова; ПГСХУМ–ВХУТЕМАС–ВХУТЕИН (1918–1919, 1921–1924) у А. А. Рылова, А. И. Савинова, К. С. Петрова-Водкина, Г. М. Бобровского, В. Е. Савинского; на курсах усовершенствования художников при ЛИЖСА (1932–1933) у Е. Е. Лансере. Участник выставок с 1925. Член и экспонент: «Круг художников» (1926–1929); «Октябрь» (с 1930). Преподавал в ЛИЖСА (1945–1948). Председатель Горкома ИЗО ВСЕРАБИС (1931–1933). Член СХ (с 1932). Заслуженный художник РСФСР (с 1969).
Милютина Вера Владимировна
1903, Петербург – 1987, ЛенинградХудожник театра, график, иллюстратор. Училась в ПХПТ (бывшая РШ ОПХ) (1922–1927), в ВХУТЕИН–ИЖСА (1927–1932). Работала в театрах Ленинграда, в Госцирке; перед войной – главный художник Ленгосэстрады. Участник выставок с 1942.
В годы войны в Ленинграде принимала участие в оборонных работах, рисовала эскизы для выставок, агитационные плакаты, листовки, наглядную агитацию, открытки, эскизы костюмов для фронтовых ансамблей, писала панно для Дворца пионеров. Делала зарисовки на улицах и на оборонной трассе северного направления. В 1942 была включена в группу художников, которым было поручено зафиксировать ранения зданий Эрмитажа от бомбежек и обстрелов, в связи с чем создала графическую серию "Эрмитаж в дни блокады".
Мордвинова Алевтина Евгеньевна
1899—1982Живописец, график, иллюстратор.
Училась в Институте внешкольного образования на музейном отделении, краткосрочный курс (Петроград, 1919); ВХУТЕМАС–ВХУТЕИН у К. Петрова-Водкина, А. Карева, А. Савинского (1921–1926); у П. Филонова (1925–1930). Член МАИ. Участница выставки в Доме печати, создала панно «Казнь революционера» (1927). После раскола МАИ (1930) начала самостоятельный творческий путь: освоила технику офорта и литографии; работала в детском отделении «Госиздата» под руководством В. Лебедева; совместно с Н. Евграфовым создавала эскизы праздничного оформления города (1935–1938). ВОВ провела в Ленинграде. Оформляла выставки при Доме Красной армии, Штабе партизанского движения, на агитпунктах, в красных уголках и госпиталях. Занималась литографией, делала рисунки тушью, писала пейзажи акварелью (с конца 1940-х).
Мочалов Сергей Михайлович
1902, Астрахань – 1957, ЛенинградГрафик, иллюстратор и оформитель книг, мастер экслибриса, эстампа, педагог. В 1922–1926 учился во ВХУТЕИНЕ в Ленинграде у П.А. Шиллинговского. Член ЛОСХ. Занимался ксилографией в Экспериментальной мастерской ЛОССХ с 1933. В 1927–1929 преподавал ксилографию в графической мастерской ИЖСА. Работал в отделе детской литературы Госиздата, иллюстрировал исторические повести для юношества. В годы Великой Отечественной войны жил и работал в блокадном Ленинграде. Принимал участие в деятельности творческого объединения «Боевой карандаш» (1941–1945). Участник выставок с 1927.
Продовольственная карточка
- Ленинград
- 1942
- Бумага, печать.
- Государственный Русский музей
- НУМ/ПМ-1401
Карточка на хлеб на декабрь
- Ленинград
- 1941
- Бумага, печать.
- Государственный Русский музей
- НУМ/ПМ-1402
Продовольственная карточка
- Ленинград
- 1941
- Бумага, печать.
- Государственный Русский музей
- НУМ/ПМ-1400
Зима 1942-го
- 1988
- Холст, масло. 70 x 60 (в раме)
- Государственный Русский музей
- ЖС-539
Охта. Огурцы и дыня
- 1942
- Бумага, гуашь. 60,2 x 39,5
- Государственный Русский музей
- РС-24303
Ленинград летом 1941 года
- 1941
- Бумага, гуашь. 45,3 х 42,4
- Государственный Русский музей
- РС-24310
Холод Блокады
- 1974
- Бронза, камень, литье. 15 х 25 х 13
- Белгородский государственный художественный музей
- С-5
Небольшая скульптурная композиция, решенная обобщенными формами, отражает боль жителей блокадного Ленинграда, переживших нечеловеческие испытания голодом и холодом.
У Андреевского рынка
- 1944
- Холст, масло. 46,8 х 62,7
- Государственный Русский музей
- ЖС-686
Первая бомбежка
- 1941
- Бумага на картоне, масло. 54 x 42 (в свету)
- Государственный Русский музей
- ЖБ-1848
Взрыв
- 1942
- Бумага, соус. 28,5 x 36
- Государственный Русский музей
- РС-240
Зенитка на набережной Невы
- 1942
- Бумага, соус, пастель. 35,5 x 52,5
- Государственный Русский музей
- РС-235
После бомбежки
- 1942
- Бумага, соус, пастель. И.: 49,3 x 39,1; л.: 53,9 x 44
- Государственный Русский музей
- РС-231
Ленинград. 18 января. Прорыв блокады
- 2015
- Холст, масло. 200 x 250
- Государственный Русский музей
- ЖС-2649
Павловск. Kабинет-фонарь после разрушения дворца немцами
- 1945
- Бумага, акварель, гуашь. 64,5 x 62
- Государственный Русский музей
- РС-2586
Павловский дворец, разрушенный немцами
- 1945
- Бумага, акварель, гуашь. 65 x 87,5
- Государственный Русский музей
- РС-2588
Пушкин. Дворец. Главная лестница после разрушения
- 1945
- Бумага, акварель, гуашь. 82 x 64
- Государственный Русский музей
- РС-2587
Ленинград. Белые ночи
- Из серии «Ленинград в дни войны и побед» (1941–1946)
- 1944
- Бумага, темпера. 61,5 x 57 (в раме)
- Государственный Русский музей
- Ж-6968
Синявино. Август 1943
- 1943
- Бумага, тушь, белила, растушевка. И.: 29,4 x 39,5; л.: 32 x 42,4
- Государственный Русский музей
- РС-260
Кузнечный рынок
- Лист из альбома «Блокадный Ленинград»
- 1941-1942
- Бумага, тушь, графитный карандаш. 14,3 х 20,5
- Государственный Русский музей
- РС-14514
В годы Великой Отечественной войны юные ленинградцы стали участниками героической обороны города. Среди них был и 14-летний Дима Бучкин, сын художника П. Д. Бучкина, до войны учившийся в Ленинградской средней художественной школе. Не по летам взрослый, он многое видел, запоминал, зарисовывал. Его скромные, подчас по-детски наивные рисунки внесли свой вклад в историю искусства военного времени. Надежда Попова // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 425.
Внизу изображения надпись тушью: «перед Новым годом ходил на кузнечный рынок обменял отрез и серебряный самовар на дуранду и клей».
На улице
- Лист из альбома «Блокадный Ленинград»
- 1941-1942
- Бумага, графитный карандаш. 14,3 х 20,5
- Государственный Русский музей
- РС-14513
В годы Великой Отечественной войны юные ленинградцы стали участниками героической обороны города. Среди них был и 14-летний Дима Бучкин, сын художника П. Д. Бучкина, до войны учившийся в Ленинградской средней художественной школе. Не по летам взрослый, он многое видел, запоминал, зарисовывал. Его скромные, подчас по-детски наивные рисунки внесли свой вклад в историю искусства военного времени. Надежда Попова // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 425.
Внизу на изображении граф. кар.: «На улицах протоптаны тропинки».
Лишев Всеволод Всеволодович
1877, Петербург — 1960, ЛенинградСкульптор. Учился в студии X.А.Фельдмана в Петербурге (1906—1913); ВХУ при ИАХ. Участник выставок с 1917. В Ленинграде находился в начальный период блокады. Впечатления того времени воплотил в большой серии скульптурных эскизов, работал также в жанре портрета (образы защитников Ленинграда). В 1942 получил Сталинскую премию за скульптурную фигуру Н.Г.Чернышевского (1940—1941) для памятника в Ленинграде.
Марттила Елена Оскаровна
1923, Петроград - 2022, Котка, ФинляндияГрафик, художник театра, педагог. Училась в Школе юных дарований при АХ (1934-1941), Ленинградском художественном училище (ЛХУ, 1941-1945). Преподавала в ЛХУ (с 1948), в ЛПИ (с 1949), Участник выставок с 1950. В годы войны оставалась в Ленинграде. Создала зарисовки жизни осажденного города. Последние годы жила в Финляндии.
Николаев Василий Александрович
1906, Пятигорск – август 1943, ЛенинградЖивописец, график. Учился: 1925–1927 – Ростовская ХШ. Участник выставок с 1927. Член АХРР – 1927–1929. Приехал в Ленинград – 1927. Активно сотрудничал в объединении ленинградских художников «Боевой карандаш», выпускавшем литографированные военные и политические плакаты – 1941–1945. Выезжал на фронт в 1942, где исполнил серию зарисовок.
Николаев Ярослав Сергеевич
1899, Шавли (Шауляй), Ковенская губерния – 1978, ЛенинградЖивописец.
Учился: 1917 – студия К.К. Зеленевского, Томск; 1917–1918 – Томский университет, юридический факультет; 1925–1928 – ГХМ (студия И. Л. Копылова), Иркутск. Участник выставок с 1927. Член и экспонент: "общество иркутских художников" – 1920–1929; АХЗ – 1930–1932. Член ЛОСХ (с 1932, председатель правления – 1948–1951). Жил и работал в Ленинграде в годы блокады, создал ряд картин, посвященных героической обороне города. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1956), народный художник РСФСР (1975).
В отреставрированных залах музея начата развеска картин знаменитых русских художников
- 1946
- .
- Государственный Русский музей
Раскатка с вала картины В.Д. Поленова «Христос и грешница». 17 апреля 1946 г.
Фото ТАСС
Вскрывают ящики с картинами, возвращенными из эвакуации
- 1946
- .
- Государственный Русский музей
В центре А.Н. Савинов, М.В. Фармаковский. 1946 г.
Фотограф Г.И. Луговой
Монтажные работы в зале № 37 Русского музея. 1946 г.
- 1946
- .
- Государственный Русский музей
Слева направо зав. Отделом Древнерусского искусства Ю.Н. Дмитриев, ученый секретарь Казаченко (?), и. о. директора Государственного Русского музея П.К. Балтун, В.Н. Петров, Н.Н. Новоуспенский, рабочий Ш.Б. Мамлеев, неизвестный, О.А. Спицына, зав. Отделом скульптуры Г.М. Преснов, реставратор М.Н. Марков.
Послевоенная экспозиция. Установка скульптуры Растрелли «Анна Иоанновна с арапчонком»
- 1946
- .
- Государственный Русский музей
О.В. Волкова, В.В. Алексеева, Л.С. Пушникова, Г.М. Преснов, П.К. Балтун и рабочие.
17 октября 1945 г. прибыли первые экспонаты, эвакуированные в 1941 г. в г. Пермь
- 1945
- .
- Государственный Русский музей
Война окончена. Подъем скульптуры Б.К. Растрелли «Анна Иоанновна с арапчонком» из укрытия в Михайловском саду
- 1945
- .
- Государственный Русский музей
Подъем скульптуры Б.К. Растрелли «Анна Иоанновна с арапчонком» из укрытия в Михайловском саду
- 1945
- .
- Государственный Русский музей
Рабочие и Г.М. Преснов (второй слева направо)
Распаковка ящиков со скульптурой, прибывших из г. Перми (г. Молотова)
- 1945
- .
- Государственный Русский музей
Слева А.Ф. Новомлинский, Г.М. Преснов, М.В. Фармаковский, О.Г. Бенуа. 17 октября 1945 г.
Фото ТАСС.
Сотрудники Русского музея в г. Молотове
- 1944
- .
- Государственный Русский музей
Слева направо А.Н. Савинов, М.Н. Каменская, Т.А. Дядьковская, К.Е. Костенко в г. Молотове (ныне г. Пермь).
Проверка состояния сохранности и переупаковка скульптуры
- 1942
- .
- Государственный Русский музей
1 ряд: М.Г. Фракман, В.Е. Фармаковская, В.В. Алексеева. 2 ряд: Ю.Н. Дмитриев, В.Г. Демидюк, В.С. Макеева, В.Г. Панова, М.Г. Слонимская.
Слушают доклад главного хранителя ГРМ М.В. Фармаковского
- 1942
- .
- Государственный Русский музей
Слева направо сидят М.В. Фармаковский, Ю.Н. Дмитриев, и. о. директора ГРМ Г.Е. Лебедев, М.Г. Фракман, В.В. Алексеева, В.Е. Фармаковская,, М.Г. Слонимская. Стоят В.С. Макеева – комендант здания, В.С. Дреммог, В.Г. Демидюк, В.Г. Панова.
Анфилада залов в здании советского искусства Государственного Русского музея
- 1943
- Бумага, масло. 50,6 х 43,5
- Государственный Русский музей
- Жб-1989
Внутренний вид в здании Советского искусства Государственного Русского музея
- 1943
- Бумага, масло. 38,8 х 31,8
- Государственный Русский музей
- Жб-1988
Ленинград. Русский музей. Август 1943 года Второй академический зал
- 1943
- Бумага, тушь. 58,7 x 87,6
- Государственный Русский музей
- РС-828
Ленинград. Русский музей. Август 1943 года. Белоколонный зал
- 1943
- Бумага, тушь. 87 x 62,3
- Государственный Русский музей
- РС-827
Ленинград. Русский музей. Август 1943 года. Второй зал Александра Иванова
- 1943
- Бумага серая, тушь, белила. 77,5 x 54,5
- Государственный Русский музей
- РС-821
Ленинград. Русский музей. Август 1943. Первый академический зал
- 1943
- Бумага, уголь, гуашь, белила. 41,7 х 31
- Государственный Русский музей
- Рс-820
Художник В. Н. Кучумов в годы войны жил и работал в Ленинграде. Он создал серию живописных и графических работ, запечатлевших разрушения, причиненные Русскому музею и Эрмитажу.
Ленинград. Русский музей. Здание отдела советского искусства. Август 1943
- 1943
- Бумага, акварель, тушь, белила. 102,5 х 67,2
- Государственный Русский музей
- Рс-829
Художник В. Н. Кучумов в годы войны жил и работал в Ленинграде. Он создал серию живописных и графических работ, запечатлевших разрушения, причиненные Русскому музею и Эрмитажу.
Русский музей. После обстрела Зал искусства первой половины XVIII века
- 1943
- Бумага серая, тушь, белила. 44,2 x 54,8
- Государственный Русский музей
- РС-22555
Русский музей
- 1942
- Бумага, гуашь. 41 х68,8
- Государственный Русский музей
- Рс-1474
Платунов Михаил Георгиевич
1887, село Мари-Турек Вятской губернии – 1972, ЛенинградЖивописец, график, преподаватель. Учился в казанском художественном училище (окончил в 1906), в ВХУ при ИАХ (1906–1914). Преподавал в ИЖСА (с 1940-х). Профессор. Участник выставок с 1918. В годы войны до марта 1942 находился в Ленинграде. Создал серию пейзажей осажденного города.
Кучумов Василий Никитич
1888, Ярославская губерния – 1959, ЛенинградЖивописец, график, монументалист; автор жанровых картин, пейзажей, интерьеров. Учился в пензенском XУ им. Н.Д.Селиверстова (около 1909), в ИАХ (1909–1916) у В.Е.Маковского. Участник выставок с 1913. В годы войны жил и работал в Ленинграде. Создал серию живописных и графических работ, запечатлевших разрушения, причиненные ГРМ и ГЭ.
«Новое» в немецкой стратегии и печати
- Боевой карандаш № 71
- 1943
- Бумага, литография. 35,8 х 52,1
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2423
Молодежь города Ленина!
- Л., ЛССХ
- 1941 - 1945
- Бумага, литография. 28,4 х 43,6
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2441
В тылу врага
- Боевой карандаш № 17
- 1941
- Бумага, литография. 61 х 40,1
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2383
Победа будет в той стране, где женщина с мужчиной наравне
- Л. ЛССХ, Боевой карандаш № 7 [б.г.]
- 1941
- Бумага, хромолитография. 46,2 х 61,8
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-34
Напоролся!
- Боевой карандаш №79
- 1943
- Бумага, литография. 52,8 х 35,8
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2427
Партизаны и партизанки!
- Боевой карандаш № 67. 1943 Л., ЛССХ
- 1943
- Бумага, литография. 35,8 х 53,1
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2420
Сказка о рыбаке и рыбке
- Боевой карандаш № 77
- 1943
- Бумага, литография. И.: 33,2 х 49,5. Л.: 36,5 х 53,5
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2425
Мы им напомним
- Боевой карандаш № 2. 1941 Л., ЛССХ
- 1941
- Бумага, литография. 64,5 х 42,7
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2452
Инициатива и сметка
- Боевой карандаш № 26
- 1941
- Бумага, литография. 62,3 х 40,7
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2391
Летчик Виктор Талалихин
- Боевой карандаш № 33
- 1941
- Бумага, литография. 46,2 х 63,3
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2397
Очистим советские воды Балтики от вражеской нечисти!
- Л.-М., "Искусство"
- 1944
- Бумага, офсет. И.:73,0 х 58,0. Л.:85,5 х 61,5
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2012
Встреча предка с потомком
- Боевой карандаш № 86
- 1944
- Бумага, литография. 35,6 х 54,4
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2431
Восстановим промышленность Ленинграда!
- Боевой карандаш № 96
- 1944
- Бумага, хромолитография. 52,8 х 34,4
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-141
Все для фронта! Все для победы! Работайте с удвоенной энергией
- Л.-М., "Искусство"
- 1942
- Бумага, хромолитография. 71,5 х 55,2
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-245
С наступающим!
- Боевой карандаш № 103
- 1944
- Бумага, хромолитография. 54,2 х 33,5
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-256
Танк - универмаг
- Боевой карандаш № 18
- 1941
- Бумага, литография. 58,7 х 41,8
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2384
На запад!
- 1943
- Бумага, хромолитография. 50,7 х 33
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2359
Вперед, в наступленье, вперед!
- Боевой карандаш № 54
- 1941
- Бумага, литография. 55,1 х 35,6
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2412
Воин Красной Армии, спаси!
- 1942
- Бумага, хромолитография. 43,9 х 31
- Государственный Русский музей
- ГрПл-2362
Будь героем!
- 1941
- Бумага, печать. 95 х 62
- Государственный Русский музей
- Гр-389
Кобелев Василий Алексеевич
1895, Оса, Пермская губерния –1946Корецкий Виктор Борисович
1909, Киев – 1998, МоскваПлакатист. Учился в московской средней изо–профшколе (1922–1929). Участвовал в выставках с 1932. Работал в плакате с 1931; один из ведущих мастеров фотомонтажного плаката в 1940–1950–е. Жил в Москве. Лауреат Сталинских премий 1946, 1949 за плакаты военных лет.
Королев Иван Павлович
1888—1942Кочергин Николай Михайлович
1897, с. Всесвятское (Москва) - 1974, МоскваЖивописец, график, плакатист, иллюстратор, театральный художник. Учился в Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1908–1910). В Красной армии (с 1918): в Высшей школе военной маскировки, занимался художественной агитацией при Н. И. Подвойском на Украине, в т. ч. создавал рисованные плакаты. Один из создателей политического плаката. С 1919 жил в Москве, сотрудничал с Литиздатотделом ПУР. Организатор «Окон РОСТА» в городах Кавказа (Баку, Тбилиси, 1920, 1921). В дальнейшем постоянно работал в области журнальной графики и иллюстрации. // Плакат эпохи революции. СПб. 2017. С. 117.
Заслуженный художник РСФСР.
Продолжая занятия в училище, Николай Кочергин увлекся скульптурой из дерева, а через некоторое время был даже назначен помощником заведующего резчицкой деревянной мастерской. Летом 1918 года он вступил добровольцем в Красную Армию и вскоре был направлен в высшую школу военной маскировки (ВШВМ).
Кочергин создавал советский плакат, работал для газет и журналов двадцатых-сороковых годов в карикатуре, в оформлении периодических изданий «Красная панорама», «Огонек», «Вокруг света» и «Мир приключений».
После нападения гитлеровской Германии на Советский Союз, основным делом Кочергина стала агитационно-плакатная тематика. В блокадном Ленинграде принимал участие в создании «Окон ТАСС». Весной 1942 был вывезен в тяжелом состоянии из города «дорогой жизни» по льду Ладожского озера. Кочергин с семьей эвакуировался в город Фрунзе. В конце сороковых годов художником был создан ряд монументальных полотен – «Новгород наш» (1946), «Ленинградцы» (1948), «Штурм Зимнего дворца» (1950).
Послевоенный период отмечен крупными успехами Кочергина в иллюстрировании детской книги. Художник начал выступать с рисунками в детских журналах. Важным этапом в развитии творчества Кочергина стали рисунки к карело-финскому эпосу «Калевала».
Пахомов Алексей Федорович
1900, деревня Варламово Вологодской губернии — 1973, ЛенинградЖивописец, график, иллюстратор. Блестящий рисовальщик и признанный мастер литографии. Занимался также монументальным искусством, плакатом, скульптурой.
Учился в ПУТР барона А. Л. Штиглица—СВОМАС (1915–1917, 1920–1922) у М. В. Добужинского, В. И. Шухаева, С. В. Чехонина, Н. А. Тырсы, В. В. Лебедева, А. Е. Карева; в ВХУТЕМАС–ВХУТЕИН (1922–1925) у А. И. Савинова. Участник выставок с 1921. Участник "Объединения новых течений в искусстве“ (1926–1932). Член правления ЛОССХ с 1932. Работал в журналах, иллюстрировал детские книги (1920–1930-е). Преподавал в ИЖСА (1948–1973). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1945), Лауреат Сталинской премии второй степени (1943) и Государственной премии СССР (1973), Народный художник РСФСР (1963), Действительный член АХ СССР (1964), Народный художник СССР (1971). Сталинская премия (1946) за серию литографий "Ленинград в дни войны и блокады“ (1941–1944). Золотая медаль Международной выставки в Париже (1937) за панно "Дети Страны Советов“ для Советского павильона. Жил и работал в Ленинграде.
Тамби Владимир Александрович
1906, Санкт-Петербург – 1955, ЛенинградУчился в мастерских рабочих художников Пролеткульта (1920), ВХУТЕМАС (1921–1924). Участник выставок с 1924. Член Общины художников (с 1925). Работал в экспериментальной литографской мастерской ЛОСХ, в Детском отделении Госиздата (1930-е), в «Боевом карандаше» (1941). Художественный редактор Государственного издательства Эстонии (1944–1946).
Художники, погибшие в Ленинграде в годы блокады АЛЕКСЕЕВ Александр Гаврилович (1911––1941) — живописец, график
|
||
|
ИЗОмарафон "Художник и война" 2020 ИЗОмарафон «Художник и война» 2021
|
|
|
П.К. Балтун. Русский музей - эвакуация, блокада, восстановление. Воспоминания директора Государственного Русского музея. Москва. 1981 | |
Ольга Берггольц читает свое стихотворение "Нам от тебя теперь не оторваться" | ||
АН – Академия наук
АХР – Ассоциация художников революции
АХРР – Ассоциация художников революционной России
ВАХ – Всероссийская Академия художеств
ВГИК – Всесоюзный государственный институт кинематографии
В(Г)СХМ – Высшие (государственные) свободные художественные мастерские
ВХУ – Высшее художественное училище
ВХУТЕИН – Высший художественно-технический институт
ВХУТЕМАС – Высшие художественно-технические мастерские
ГИНХУК – Государственный институт художественной культуры
ГРМ – Государственный Русский музей
ГСХМ – Государственные свободные художественные мастерские
ГТГ – Государственная Третьяковская галерея
ГФЗ – Государственный фарфоровый завод
ИАХ – Императорская Академия художеств
ИЖСА – Институт живописи, скульптуры и архитектуры (с 1944 – им. И. Е. Репина)
ИЗО Наркомпроса – Отдел изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения
ИЗОГИЗ – Государственное издательство изобразительного искусства
ИНПИИ – Институт пролетарского изобразительного искусства
КДИ – Комитет по делам искусств
Л(В)ХПУ – Ленинградское (высшее) художественно-промышленное училище (1953–1994 – им. В. И. Мухиной)
ЛМД – Ленинградский Монетный двор
ЛОСХ – Ленинградское отделение Союза художников
ЛФЗ – Ленинградский фарфоровый завод
ЛХУ – Ленинградское художественное училище (с 1968 – им. В. А. Серова)
МГХИ – Московский государственный художественный институт (с 1948 – им. В. И. Сурикова)
МПВО – Местная противовоздушная оборона
МУЖВ(З) – Московское училище живописи, ваяния (с 1866 – и зодчества)
МХК – Музей художественной культуры
НИМ РАХ – Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств
НЭП – новая экономическая политика
ОМАХР – Объединение молодежи АХР
ОРС – Общество русских станковистов
ОРХ – Общество русских художников
ОСОАВИАХИМ – Общество содействия обороне, авиации и химическому строительству
ОХУ – Одесское художественное училище
ПГСХУМ – Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские
РСДРП – Российская социал-демократическая рабочая партия
РСФСР – Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика
РШ – рисовальная школа
СНК – Совет Народных Комиссаров
СОРАБИС – Союз работников искусств
СССР – Союз Советских Социалистических Республик
СХ – Союз художников
СХУМ – Свободные художественно-учебные мастерские
СХШ – средняя художественная школа
СЦХПУ – Строгановское центральное художественно-промышленное училище
ТПХВ – Товарищество передвижных художественных выставок
ТЭИИ – Товарищество экспериментального изобразительного искусства
ХРМ–ПХПТ–ЛХПТ – Художественно-ремесленные мастерские ОПХ (1896–1923) – Петроградский (1923–1924) Ленинградский художественно-промышленный техникум (с 1924)
ХФ – художественный фонд
ЦУТР – Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица