Расширенный поиск по коллекциям
Да будет мерой чести Ленинград!
Выставка подготовлена к 80-летию снятия блокады Ленинграда и объединяет около 400 произведений из коллекции Русского музея, созданных художниками, работавшими в блокадном городе, а также архивные фотографии о жизни музея в период Великой Отечественной войны. Тематические разделы выставки и сортировка по авторам и хронологии создания произведений помогают увидеть весь объем художественного наследия блокадных лет, которое бережно хранится все эти годы в стенах Русского музея.
Огромную роль во время Великой Отечественной войны в поднятии боевого духа солдат и всего народа сыграл плакат. С самого начала войны часть ленинградских художников подключилась к агитационно-массовой работе, создавая выразительные плакаты. Среди них – члены творческого объединения «Боевой карандаш» И.С.Астапов, В.И.Курдов, Н.Е.Муратов, Н.А.Тырса и многие другие.
Оставшиеся в блокадном Ленинграде живописцы и графики, несмотря на артобстрелы, бомбежки, голод, холод и тяжелейшие условия жизни, запечатлевали в небольших живописных холстах, а чаще в графических листах военные будни любимого города, подвергавшиеся разрушениям архитектурные памятники и самоотверженную борьбу мужественных жителей города-фронта. Среди художников, имена которых навсегда вошли в историю ленинградского искусства ‒ Д.П.Бучкин .Е.Д.Белуха, Г.С.Верейский, В.А.Власов, Л.И.Гагарина, Н.И.Дормидонтов, В.В.Зенькович, А.А.Казанцев, П.М.Кондратьев, В.М.Конашевич, В.Н.Кучумов, Е.О.Марттила, Я.С.Николаев, А.П.Остроумова-Лебедева, А.Ф.Пахомов, В.В.Пакулин, Ю.Н.Петров, М.Г.Платунов, братья В.Н.Прошкин и А.Н.Прошкин, А.И.Русаков, Н.Х.Рутковский, И.А.Серебряный, Вл.А.Серов, Г.Н. Траугот, Г.П.Фитингоф, П.А.Шиллинговский, С.Б.Юдовин.
Из блокадного города многие художники выезжали на фронт, в партизанские отряды, на Ладогу, запечатлели ледовую трассу «Дороги Жизни», делали портреты защитников города, летчиков и моряков Балтийского флота. В небольших скульптурных композициях сохранили для нас образы защитников города и его жителей А.В.Андреева-Петошина, В.В. Гущина-Филимонова, В.В.Исаева, В.В.Лишев, В.Б.Пинчук. Одно из ключевых событий ‒ прорыв блокады Ленинграда 18 января 1943 года ‒ запечатлели на своей картине «Прорыв блокады» И.А.Серебряный, Вл.А.Серов и А.А.Казанцев, которые написали ее за месяц и показали уже 23 февраля 1943 года на выставке к 25-й годовщине Красной Армии.
Выставка дополнена материалами из фотоархива Русского музея, повествующими о жизни музея в годы Великой Отечественной войны. Опубликован список художников, погибших в Ленинграде в годы блокады.
Послевоенное поколение художников также обращалось в своем творчестве к теме блокады. Среди наиболее значительных произведений ‒ картины Б.С.Угарова, А.А.Мыльникова, А.Н.Блиока, скульптурные эскизы к памятнику на Площади Победы М.К.Аникушина, модель памятника «Дорога жизни» К.М.Симуна.
В отреставрированных залах музея начата развеска картин знаменитых русских художников
- 1946
- .
- Государственный Русский музей
Раскатка с вала картины В.Д. Поленова «Христос и грешница». 17 апреля 1946 г.
Фото ТАСС
Вскрывают ящики с картинами, возвращенными из эвакуации
- 1946
- .
- Государственный Русский музей
В центре А.Н. Савинов, М.В. Фармаковский. 1946 г.
Фотограф Г.И. Луговой
Монтажные работы в зале № 37 Русского музея. 1946 г.
- 1946
- .
- Государственный Русский музей
Слева направо зав. Отделом Древнерусского искусства Ю.Н. Дмитриев, ученый секретарь Казаченко (?), и. о. директора Государственного Русского музея П.К. Балтун, В.Н. Петров, Н.Н. Новоуспенский, рабочий Ш.Б. Мамлеев, неизвестный, О.А. Спицына, зав. Отделом скульптуры Г.М. Преснов, реставратор М.Н. Марков.
Послевоенная экспозиция. Установка скульптуры Растрелли «Анна Иоанновна с арапчонком»
- 1946
- .
- Государственный Русский музей
О.В. Волкова, В.В. Алексеева, Л.С. Пушникова, Г.М. Преснов, П.К. Балтун и рабочие.
17 октября 1945 г. прибыли первые экспонаты, эвакуированные в 1941 г. в г. Пермь
- 1945
- .
- Государственный Русский музей
Война окончена. Подъем скульптуры Б.К. Растрелли «Анна Иоанновна с арапчонком» из укрытия в Михайловском саду
- 1945
- .
- Государственный Русский музей
Подъем скульптуры Б.К. Растрелли «Анна Иоанновна с арапчонком» из укрытия в Михайловском саду
- 1945
- .
- Государственный Русский музей
Рабочие и Г.М. Преснов (второй слева направо)
Распаковка ящиков со скульптурой, прибывших из г. Перми (г. Молотова)
- 1945
- .
- Государственный Русский музей
Слева А.Ф. Новомлинский, Г.М. Преснов, М.В. Фармаковский, О.Г. Бенуа. 17 октября 1945 г.
Фото ТАСС.
Сотрудники Русского музея в г. Молотове
- 1944
- .
- Государственный Русский музей
Слева направо А.Н. Савинов, М.Н. Каменская, Т.А. Дядьковская, К.Е. Костенко в г. Молотове (ныне г. Пермь).
Медаль «За оборону Ленинграда»
- Учреждена в 1942
- 1942
- Латунь. Дм — 3,2
- Государственный Русский музей
- Мед.А-21064
Медаль наградная «За оборону Ленинграда»
- (учреждена в 1942)
- 1942
- Бронза, лента. Дм — 3,2 (с ушком, кольцом и колодкой)
- Государственный Русский музей
- Мед.А-3750
Проверка состояния сохранности и переупаковка скульптуры
- 1942
- .
- Государственный Русский музей
1 ряд: М.Г. Фракман, В.Е. Фармаковская, В.В. Алексеева. 2 ряд: Ю.Н. Дмитриев, В.Г. Демидюк, В.С. Макеева, В.Г. Панова, М.Г. Слонимская.
Продовольственная карточка
- Ленинград
- 1942
- Бумага, печать.
- Государственный Русский музей
- НУМ/ПМ-1401
Слушают доклад главного хранителя ГРМ М.В. Фармаковского
- 1942
- .
- Государственный Русский музей
Слева направо сидят М.В. Фармаковский, Ю.Н. Дмитриев, и. о. директора ГРМ Г.Е. Лебедев, М.Г. Фракман, В.В. Алексеева, В.Е. Фармаковская,, М.Г. Слонимская. Стоят В.С. Макеева – комендант здания, В.С. Дреммог, В.Г. Демидюк, В.Г. Панова.
Карточка на хлеб на декабрь
- Ленинград
- 1941
- Бумага, печать.
- Государственный Русский музей
- НУМ/ПМ-1402
Продовольственная карточка
- Ленинград
- 1941
- Бумага, печать.
- Государственный Русский музей
- НУМ/ПМ-1400
7-я Ленинградская (Дмитрий Шостакович)
- 1989
- Медь, выколотка, патинирование. 63 x 81 x 37
- Государственный Русский музей
- СО-2696
Шостакович Дмитрий Дмитриевич (1906–1975), один из величайших композиторов XX столетия, первые месяцы Великой Отечественной войны находился в Ленинграде (в октябре 1941 он был эвакуирован в Куйбышев), где начал сочинять свою знаменитую Седьмую (Ленинградскую) симфонию. На ее партитуре он написал: «Посвящается городу Ленинграду». Средствами музыки Шостакович дал яркий, выразительный образ борьбы советского народа с фашистскими захватчиками. 9 августа 1942 года Седьмая симфония прозвучала в блокадном Ленинграде. Это стало значительным событием для жителей и защитников города, которым музыка помогала выстоять в тяжелых условиях блокады.
Агаян, опираясь на известные фотографии Шостаковича того времени, изобразил его во время работы над симфонией. Скульптор создал не только запоминающийся образ выдающегося композитора, но и отразил важное событие в истории духовной жизни города и страны. (П. К., Е. Н.)
Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С.469.
Партизанка
- 1942
- Гипс. 40 х 18 х 24
- Государственный Русский музей
- Со-115
Сандружинница
- 1942
- Рельеф. 54 х 41 х 3
- Государственный Русский музей
- СО-116
Литейщицы
- Эскиз к памятнику героическим защитникам Ленинграда на площади Победы, установленному в 1975 году
- 1968
- Олово. 22 x 23 x 9
- Государственный Русский музей
- СО-1574
Анушина Антонина Ивановна
1904, Санкт-Петербург – 1973, ЛенинградХудожник театра, график, живописец. В 1923–1925 училась в Художественно–ремесленных мастерских (ХРМ – ПХПТ); 1925–1930 – в Высшем художественно-техническом институте (ВХУТЕИН. Пг–Л). С 1925 член СОРАБИС. С 1930 член Горкома ИЗО. С 1940 член СХ СССР.
Астапов Иван Степанович
1905, село Романовка Самарской губернии – 1982, ЛенинградГрафик, живописец, иллюстратор. Учился в Самарском художественном техникуме (с 1918), в студии Д.Н.Кардовского (1923–1929). Участник выставок с 1929. Заслуженный деятель искусств РСФСР. В годы войны находился в Ленинграде. Один из организаторов и ведущих художников "Боевого карандаша". Исполнил серию рисунков о Ленинградском фронте и ряд плакатов. Автор серии литографий, посвященных блокадному Ленинграду. Весной и летом 1942 выезжал для зарисовок на Волховский фронт.
Петров Юрий (Георгий) Николаевич
1904, Тбилиси — 9 июня 1944, Ленинградский фронтСоветский художник-живописец, график, иллюстратор.
Родился 16 августа 1904 года в Тбилиси, в семье художников: отец — Николай Филиппович Петров (1872—1941) — живописец и педагог, был преподавателем в Пензенском художественном училище, в Академии художеств в Санкт-Петербурге; мать — Александра Ивановна Тхоржевская-Петрова (род. 10 января 1876 года) — живописец, график. Жил и работал в Ленинграде. В 1925—1930 годах учился на живописном факультете Высшего художественно-технического института (ВХУТЕИН), присвоено звание художника-живописца. После окончания института в 1930 году работал в журнальной и книжной графике. С 1935 года был руководителем художественной редакции издательства «Детская литература», а также иллюстрировал произведения русских и зарубежных писателей: М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, Н. С. Лескова, У. Теккерея, Дж. Лондона и др. В 1930—1940 годах занимался эстампом, в 1941—1943 годах создавал сатирические плакаты, работал в коллективе ленинградских художников и поэтов «Боевой карандаш». Участник гражданской войны в Испании. Погиб на Ленинградском фронте.
Белкин Вениамин Павлович
1884, Верхотурье, Екатеринбургская губ. – 1951, ЛенинградЖивописец, график, художник книги. Автор пейзажей, портретов. Учился в Томском технологическом институте (1902), школе-студии А.П. Большакова в Москве (1904–1905) у М.М. Шестёркина, В.Э. Борисова-Мусатова, в Париже в частной академии (1907–1909) у Ж.-О. Девальера, Ш. Герена, Ш. Коттэ, М. Детома. Участник выставок с 1906 (Петербург). Член объединений и экспонент выставок: Общества им. Леонардо да Винчи (1906), Кружка русских художников в Париже «Монпарнас» (1907–1909), «Союз молодежи», «Мир искусства» (1909), «Община художников» (1921–1928), «Шестнадцать» (1922–1928), «Общество живописцев» (1928–1930). Член СХ с 1932. Преподавал во Вхутемасе-Вхутеине в Петрограде (1921–1923), в Ленинградском архитектурном техникуме (1924–1927), ИЖСА ВАХ в Ленинграде (1928–1946). Совершил творческую поездку в Крым в 1939.
Билибин Иван Яковлевич
1876, поселок Тарховка близ Санкт-Петербурга — 1942, ЛенинградГрафик, художник театра. Окончил юридический факультет Петербургского университета (1896–1900). Учился в РШ ОПХ (1895–1898), в школе А. Ашбе (1898) в Мюнхене, школе М. К. Тенишевой
(1898–1900) у И. Е. Репина, во ВХУ при ИАХ (1900–1904). Участник выставок с 1900. Член-учредитель объединения „Мир искусства“ (1900–1917). Участник выставок „Мир искусства“, СРХ и других (с 1900). Рисовал для журналов „Мир искусства“,„Адская почта“, „Жупел“,„Золотое руно“ и других. С 1907 работал для театра. Иллюстрировал и оформлял детские книги для издательств Петербурга: былины, народные сказки, сказки А. С. Пушкина (1900-е). Создатель глубоко своеобразного стиля книжного оформления, основой которого являются мотивы русского народного и средневекового искусства.
Совершил поездки в Швейцарию и Италию (1898), Вологодскую, Архангельскую (1902, 1903) и Олонецкую (1904) губернии, в Англию и Ирландию (1908), в Крым, в Палестину и Сирию (1924) и другие. После революции и до возвращения на родину жил в Каире, Александрии, Париже (1920–1936). Вслед за Е. Д. Поленовой стал создателем новой школы книжной графики, превратившей иллюстрированную книгу в произведение искусства. Преподавал в РШ ИОПХ (1907–1917), в Институте живописи, скульптуры и архитектуры (1936-1942). В 1930-е иллюстрировал сказки А. С. Пушкина для Гослитиздата.
Отказавшись эвакуироваться ("Из осажденной крепости не бегут, а обороняются"), умер в блокадном Ленинграде 7 февраля 1942 года.
Бучкин Дмитрий Петрович
1927, ЛенинградЖивописец, график. Мастер тематической картины и натюрморта, портретист, пейзажист. Сын известного художника и педагога Петра Дмитриевича Бучкина. До войны учился в ЛСХШ. Пережив блокаду с семьей, переехал на родину отца в Углич, где закончил школу. На фронт попал с последним призывом, весной 1945. В 1946-1952 учился в ЛВХПУ у А.М. Любимова, И.П. Степашкина, Р.Р. Френца. Участник выставок с 1953. С 1960 работал в промышленной графике. В 1989-1992 его работы были представлены на выставках "Ленинградская школа живописи" во Франции.
Бучкин Петр Дмитриевич
1886, деревня Софроново Тверской губернии –1965, ЛенинградЖивописец, график, педагог; автор исторических и жанровых картин, портретов, пейзажей. В 1899–1904 учился в ЦУТР, в 1904–1912 в ВХУ при ИАХ в Петербурге. Участник выставок с 1907. Член СХ с 1932. Преподавал в ИЖСА (1936–1940); в ЛВХПУ (1947–1965). С 1953 профессор.
Быльев-Протопопов Николай Михайлович
1907, Севастополь – 1986, Санкт-ПетербургГрафик, архитектор, писатель. Учился в ХУ Петросовета (1922–1924) и на архитектурном факультете при Гипроцементе (окончил в 1932) в Ленинграде. Участник выставок с 1925. Член СХ СССР. В годы Великой Отечественной войны находился в осажденном Ленинграде. Участник выпуска плакатов „Боевой карандаш“. В 1942 выезжал на партизанские базы Ленинградской области, где выполнил многочисленные зарисовки.
Верейский Георгий Семенович
1886, Проскуров Подольской губернии – 1962, ЛенинградГрафик, живописец; портретист, пейзажист. Учился на юридическом факультете в Харьковском университете (1904), в Санкт–Петербургском университете (1912); в студии Е.Е.Шрейдера в Харькове (1901–1905); в Новой художественной мастерской (1913–1916) у М.В.Добужинского, Б.М.Кустодиева, Е.Е.Лансере. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1946). Действительный член АХ СССР (1949). В 1941 в Ленинграде участвовал в выпусках плакатов "Боевого карандаша", в 1942 создал серию портретов моряков Балтийского флота – Героев Советского Союза, рисовал на кораблях; за серию портретов деятелей советской культуры и науки (1944–1945) был удостоен Сталинской премии 2–й степени.
Курдов Валентин Иванович
1905, с. Завод Михайловский, Пермская губ. – 1989, ЛенинградЖивописец, график; рисовальщик, акварелист, иллюстратор. Учился в Пермских ГСХМ (1921), на ювелирном отделении Свердловского ХПИ (1922–1923), в Ленинграде во ВХУТЕИН (1923–1926) у А.Е. Карева, М.В. Матюшина, в ГИНХУК (1926–1927) у К.С. Малевича. Работал под руководством В.В. Лебедева в Детском отделении Госиздата (с 1926). Участник выставок с 1932. Один из организаторов выпуска плакатов "Боевой карандаш“ в Ленинграде (с 1939). В годы Великой Отечественной войны оставался в осажденном городе, выезжал на Волховский фронт, в партизанские отряды. Народный художник РСФСР (1976), лауреат Государственной премии имени И.Е. Репина (1982). Жил и работал в Ленинграде.
Муратов Николай Евгеньевич
1908, станица Шадарон, Забайкальская обл. - 1992, Санкт-ПетербургРодился 4 декабря 1908 года в станице Шадарон Забайкальской области.
Окончил Ленинградский художественно-промышленный техникум. С 1930-х годов работал как художник-карикатурист, активно сотрудничал с газетами и журналами «Резец», «Юный пролетарий», «Чиж», «Пушка», «Бегемот», «Смена», «Литературный Ленинград», «Ленинские искры». Занимался оформлением детских книг. В 1939 году становится основателем и одним из авторов творческого объединения ленинградских художников «Боевой карандаш». С первых дней Великой Отечественной войны работал над созданием политических плакатов. Участвовал в противовоздушной обороне - регулярно нёс службу на крыше выставочного зала ЛОСХа, тушил зажигательные бомбы.
Гальба Владимир Александрович
Ец Иосиф Михайлович (Мовшевич, Моисеевич)
1907, Нижний Новгород - 25 сентября 1941, район Петергофа, ЛенинградРодился в 1907 году в Нижнем Новгороде. В 1929 окончил графический факультет Ленинградского художественного педагогического техникума (ныне — Санкт-Петербургское художественное училище имени Н. К. Рериха). С 1931 работал иллюстратором в журналах «Рабочий и театр», «Ленинград», «Юный пролетарий», иллюстрировал также ряд детских книг для издательства детской литературы «Детгиз». Являлся активным членом творческого объединения Ленинградских художников «Боевой карандаш», рисовал политические плакаты. Летом 1941 был призван на службу в Военно-морской флот СССР. Командовал 3-м батальоном 1-й особой бригады морской пехоты. 25 сентября 1941 года пропал без вести во время боёв под Ленинградом (в районе Петергофа).
7-я Ленинградская (Дмитрий Шостакович)
- 1989
- Медь, выколотка, патинирование. 63 x 81 x 37
- Государственный Русский музей
- СО-2696
Шостакович Дмитрий Дмитриевич (1906–1975), один из величайших композиторов XX столетия, первые месяцы Великой Отечественной войны находился в Ленинграде (в октябре 1941 он был эвакуирован в Куйбышев), где начал сочинять свою знаменитую Седьмую (Ленинградскую) симфонию. На ее партитуре он написал: «Посвящается городу Ленинграду». Средствами музыки Шостакович дал яркий, выразительный образ борьбы советского народа с фашистскими захватчиками. 9 августа 1942 года Седьмая симфония прозвучала в блокадном Ленинграде. Это стало значительным событием для жителей и защитников города, которым музыка помогала выстоять в тяжелых условиях блокады.
Агаян, опираясь на известные фотографии Шостаковича того времени, изобразил его во время работы над симфонией. Скульптор создал не только запоминающийся образ выдающегося композитора, но и отразил важное событие в истории духовной жизни города и страны. (П. К., Е. Н.)
Электронный каталог «Герои и злодеи русской истории». СПб, 2010. С.469.
Литейщицы
- Эскиз к памятнику героическим защитникам Ленинграда на площади Победы, установленному в 1975 году
- 1968
- Олово. 22 x 23 x 9
- Государственный Русский музей
- СО-1574
Моряки
- Эскиз к памятнику героическим защитникам Ленинграда на площади Победы, установленному в 1975 году
- 1968
- Олово патинированное. 23,5 x 27 x 13,5
- Государственный Русский музей
- СО-1571
На оборонных работах
- Эскиз к памятнику героическим защитникам Ленинграда на площади Победы, установленному в 1975 году
- 1968
- Олово, патинирование. 22 x 20 x 6,5
- Государственный Русский музей
- СО-1572
На окопах
- Эскиз к памятнику героическим защитникам Ленинграда на площади Победы, установленному в 1975 году
- 1968
- Олово патинированное. 23 x 16 x 6
- Государственный Русский музей
- СО-1573
Проводы
- Эскиз к памятнику героическим защитникам Ленинграда на площади Победы, установленному в 1975 году
- 1968
- Олово патинированное. 24,5 x 10,5 x 8,5
- Государственный Русский музей
- СО-1575
Молодежь города Ленина!
- Л., ЛССХ
- 1941 - 1945
- Бумага, литография. 28,4 х 43,6
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2441
Командир полка В. С. Мозалев
- 1942
- Бумага, графитный карандаш. 43,7 x 31
- Государственный Русский музей
- РС-13994
Портрет Я. С. Николаева
- 1942
- Бумага, литография. И.: 27,8 х 19,3; л.: 36 х 26,7
- Государственный Русский музей
- С.Гр.-15520
НИКОЛАЕВ Ярослав Сергеевич 1899, Шавли Ковенской губернии (ныне — Шауляй, Литва) — 1978, Ленинград
Живописец; автор жанровых картин, портретов, пейзажей. Учился в Томске у художника Н. Ф. Смолина, ученика Н. И. Фешина (1914), в двухгодичной школе живописи (1915–1917), в частной студии К. Зеленевского, ученика К. Моне (1917), на юридическом факультете Томского университета (1917–1918), на историко-филологическом факультете Иркутского университета (1919–1920), в Восточно-Сибирских художественных мастерских (1925–1928) в Иркутске. Участник выставок с 1927. С 1930 жил и работал в Ленинграде. Член ЛОССХ (с 1932). Во время блокады работал над патриотическими плакатами для фронта и тыла, писал картины, занимался организацией художественных выставок. Помните!. К 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. СПб. 2024. С. 149.
Портрет художника Г. А. Арямнова
- 1942
- Бумага, литография. И.: 23 х 16,5; л.: 36 х 26,7
- Государственный Русский музей
- С.Гр.-15521
Арямнов (Армянов) Гавриил Алексеевич (1891–1949) — советский живописец и график. Помните!. К 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. СПб. 2024. С. 89.
Разведчик Ф. М. Хорошавин
- 1942
- Бумага, графитный карандаш. 31 х 21,9
- Государственный Русский музей
- РС-13997
В годы войны Иван Астапов находился в Ленинграде. Один из организаторов и ведущих художников "Боевого карандаша". Исполнил серию рисунков о Ленинградском фронте и ряд плакатов. Автор серии литографий, посвященных блокадному Ленинграду. Весной и летом 1942 выезжал для зарисовок на Волховский фронт.
Подпись на листе: Разведчик т. Хорошавин Федор Михайлович, 1918 рожд. Ленфронт. 17 апреля 1942 г.
Старший сержант А. П. Цыганков
- 1942
- Бумага, графитный карандаш. 43,7 x 31,8
- Государственный Русский музей
- РС-13995
Хибовский И.М.
- 1942
- Бумага, графитный карандаш. 31,1 х 21,8
- Государственный Русский музей
- Рc-13996
В годы войны Иван Астапов находился в Ленинграде. Один из организаторов и ведущих художников "Боевого карандаша". Исполнил серию рисунков о Ленинградском фронте и ряд плакатов. Автор серии литографий, посвященных блокадному Ленинграду. Весной и летом 1942 выезжал для зарисовок на Волховский фронт.
Подпись на листе: Ленфронт И. Астапов Хибовский Иван Моисеевич Замест. командира 88 арт. полка. 1.VI.1942 г.
В землянке
- 1945
- Холст, масло. 71 x 56 (в раме)
- Государственный Русский музей
- Ж-11290
Красной Армии рядовой
- 1944
- Холст, масло. 80,5 x 60,5 (в раме)
- Государственный Русский музей
- Ж-11291
Картина написана на Ленинградском фронте в феврале 1944 года.
На вокзале
- 1942
- Бумага, соус. Л.: 46,5 x 30,5; И.: 28,5 x 25
- Государственный Русский музей
- РС-234
Партизаны-лыжники
- 1942
- Бумага, соус. 35,5 x 43,3
- Государственный Русский музей
- РС-1922
Ленинград. 18 января. Прорыв блокады
- 2015
- Холст, масло. 200 x 250
- Государственный Русский музей
- ЖС-2649
Автопортрет
- 1942
- Холст, масло. 53,5 x 41
- Государственный Русский музей
- ЖС-474
Наброски
- 1941-1942
- Бумага, тушь. 14,5 х 20,6
- Государственный Русский музей
- РС-14510
В годы Великой Отечественной войны юные ленинградцы стали участниками героической обороны города. Среди них был и 14-летний Дима Бучкин. Не по летам взрослый, он многое видел, запоминал, зарисовывал. Его скромные, подчас по-детски наивные рисунки внесли свой вклад в историю искусства военного времени. А такая немногословная надпись: „мама очень похудела" многое рассказывает о жизни людей в тяжелых условиях блокады города. Надежда Попова // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 425.
Лишев Всеволод Всеволодович
1877, Петербург — 1960, ЛенинградСкульптор. Учился в студии X.А.Фельдмана в Петербурге (1906—1913); ВХУ при ИАХ. Участник выставок с 1917. В Ленинграде находился в начальный период блокады. Впечатления того времени воплотил в большой серии скульптурных эскизов, работал также в жанре портрета (образы защитников Ленинграда). В 1942 получил Сталинскую премию за скульптурную фигуру Н.Г.Чернышевского (1940—1941) для памятника в Ленинграде.
Магарил Евгения Марковна
1902, Витебск — 1987, ЛенинградЖивописец, график, художник по тканям.
Училась в витебской Народной ХШ — ВХПИ (1920–1922) у К. С. Малевича и В. М. Ермолаевой; на живописном факультете ВХУТЕМАС–ВХУТЕИН (Петроград–Ленинград, 1922–1926) у М. В. Матюшина. Участник выставок с 1923. Работала на Иваново-Вознесенской ситцевой фабрике по изготовлению рисунков тканей (1925); художником по текстилю на фабрике им. Петра Алексеева в Шлиссельбурге (1926). Учитель рисования в школах Ленинграда (с 1929), в Бийске Алтайского края (1942–1945, во время эвакуации). Преподавала в ЛХУ (1945–1951). Член ЛОССХ с 1941 (в 1952 исключена за несоответствие требованиям метода социалистического реализма, в 1966 восстановлена). После начала войны и блокады оставалась в Ленинграде, продолжала преподавать в школе, вела альбом блокадных зарисовок. Эвакуировалась в августе 1942, вернулась в Ленинград в 1945.
Николаев Ярослав Сергеевич
1899, Шавли (Шауляй), Ковенская губерния – 1978, ЛенинградЖивописец.
Учился: 1917 – студия К.К. Зеленевского, Томск; 1917–1918 – Томский университет, юридический факультет; 1925–1928 – ГХМ (студия И. Л. Копылова), Иркутск. Участник выставок с 1927. Член и экспонент: "общество иркутских художников" – 1920–1929; АХЗ – 1930–1932. Член ЛОСХ (с 1932, председатель правления – 1948–1951). Жил и работал в Ленинграде в годы блокады, создал ряд картин, посвященных героической обороне города. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1956), народный художник РСФСР (1975).
Пакулин Вячеслав Владимирович
1900, Рыбинск – 1951, ЛенинградЖивописец, график, художник театра. Учился в ЦУТР (1916–1917; 1920–1922); в АХ–ВХУТЕМАСе (1922–1925) у А. Е. Карева, А. И. Савинова. Участник выставок с 1922. Член и экспонент объединения "Круг художников“ (1926–1932, председатель). Член правления ЛОСХ (с 1932). Член бригады художников (1935) (руководитель А. Н. Самохвалов), работавшей над панно "Хлопок“ для ВСХВ.
Практически все пейзажи блокадного Ленинграда Пакулин писал с натуры. Трагические обстоятельства не помешали художнику проявить свой дар тонкого лирика, мастера со светлым поэтическим чувством.
Панов Евгений Лаврентьевич
1905, Санкт-Петербург — 1942, ЛенинградЖивописец, автор пейзажей, жанровых картин, портретов. Учился в ЛХПТ (окончил в 1927). Участник выставок с 1937. Член ЛОССХ. Работал в театрах, принимал участие в оформлении зданий, в блокаду — в «Боевом карандаше».
Пахомов Алексей Федорович
1900, деревня Варламово Вологодской губернии — 1973, ЛенинградЖивописец, график, иллюстратор. Блестящий рисовальщик и признанный мастер литографии. Занимался также монументальным искусством, плакатом, скульптурой.
Учился в ПУТР барона А. Л. Штиглица—СВОМАС (1915–1917, 1920–1922) у М. В. Добужинского, В. И. Шухаева, С. В. Чехонина, Н. А. Тырсы, В. В. Лебедева, А. Е. Карева; в ВХУТЕМАС–ВХУТЕИН (1922–1925) у А. И. Савинова. Участник выставок с 1921. Участник "Объединения новых течений в искусстве“ (1926–1932). Член правления ЛОССХ с 1932. Работал в журналах, иллюстрировал детские книги (1920–1930-е). Преподавал в ИЖСА (1948–1973). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1945), Лауреат Сталинской премии второй степени (1943) и Государственной премии СССР (1973), Народный художник РСФСР (1963), Действительный член АХ СССР (1964), Народный художник СССР (1971). Сталинская премия (1946) за серию литографий "Ленинград в дни войны и блокады“ (1941–1944). Золотая медаль Международной выставки в Париже (1937) за панно "Дети Страны Советов“ для Советского павильона. Жил и работал в Ленинграде.
Тамби Владимир Александрович
1906, Санкт-Петербург – 1955, ЛенинградУчился в мастерских рабочих художников Пролеткульта (1920), ВХУТЕМАС (1921–1924). Участник выставок с 1924. Член Общины художников (с 1925). Работал в экспериментальной литографской мастерской ЛОСХ, в Детском отделении Госиздата (1930-е), в «Боевом карандаше» (1941). Художественный редактор Государственного издательства Эстонии (1944–1946).
Пинчук Вениамин Борисович
1908, местечко Кутузово Житомирского уезда Волынской губернии ‒ 1987, ЛенинградСкульптор. Учился в ВХУТЕИН в Москве (1928‒1930) у В. И. Мухиной, в ИНПИИ (1930‒1932) у А. Т. Матвеева. Участник выставок с 1929. В годы войны жил и работал в Ленинграде.
Серов Владимир Александрович
1910, село Эммаус Тверской губернии– 1968, МоскваЖивописец, график, педагог; автор историко–революционных и жанровых картин, портретов, пейзажей.
Учился в Весьегонской художественной студии у С.Я.Шлейфера; в Ленинграде во ВХУТЕИН–ИНПИИ (1927–1931) у И.И.Бродского, В.Е.Савинского, там же в аспирантуре (1931–1933) у И.И.Бродского. Председатель Ленинградского отделения Союза советских художников (1941—1948). Участник выставок с 1932. Академик АХ СССР (1954; член-корреспондент 1947). Народный художник СССР (1958). Лауреат Сталинских премий (1948, 1951). Первый секретарь правления Союза художников РСФСР (1960—1968).
В годы войны жил и работал в Ленинграде. Неоднократно выезжал на фронт и в прифронтовую полосу, сотрудничал в "Боевом карандаше". В 1943 году был эвакуирован в Самарканд..
Траугот Георгий Николаевич
1903–1961Живописец, график; автор портретов, пейзажей, жанровых картин. Учился в АХ–ВХУТЕИН–ВХУТЕМАС в Петрограде–Ленинграде (1921–1926) у А.И.Савинова, К.С.Петрова-Водкина. Участник выставок с 1927. В годы войны жил и работал в Ленинграде, занимался маскировкой аэродромов, писал пейзажи блокадного города.
Фитингоф Георгий Петрович
1905, Псков – 1965, ЛенинградЖивописец, график, книжный иллюстратор. Учился в РШ ОПХ (1917), в ПХПТ у А. Р. Эберлинга, М. И. Авилова, в ВХУТЕМАС (1920–1926). С 1924 сотрудничал с издательствами „Мысль“, „Прибой“, с Госиздатом, с журналами „Вокруг света“, „Ленинские искры“. С 1938 и до конца жизни работал в издательстве „Детская литература“. В блокадном Ленинграде до мобилизации в армию выполнял задания СХ, работал для Центрального музея военно-санитарной службы Советской Армии.
Награжденный медалью
- 1945
- Холст, масло. 94,3 х 115
- Государственный Русский музей
- Жб-1984
Девятьсот дней ленинградской блокады были мужественно пережиты взрослыми и детьми, теми самыми ребятишками, которые теперь с увлечением разглядывают награду своего товарища. Все в картине естественно - живые позы ребятишек, их неподдельное любопытство, радостная, теплых тонов живопись, среди которой тревожным напоминанием звучит надпись на синем: „Граждане, при обстреле эта сторона улицы наиболее опасна". Память о пережитом остается даже в светлый день, в год Победы. Анатолий Дмитренко // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 430.
Эвакуация
- 1942
- Холст, масло. 52 x 68
- Государственный Русский музей
- ЖБ-1806
Эвакуация детей
- Эскиз картины
- 1942
- Холст, масло. 60,5 x 50,5
- Государственный Русский музей
- ЖБ-1809
Блокада. За водой
- 1957-1960
- Керамика. 24 x 11 x 10
- Государственный Русский музей
- СО-2824
Ленинград в блокаде
- 1942
- Холст, масло. 50 х 40
- Государственный Русский музей
- Ж-11422
Ленинград в дни блокады
- 1944
- Холст, масло. 60,5 x 77,5
- Государственный Русский музей
- Ж-10934
Большой проспект. Блокада
- 1943
- Холст, масло. 82,6 x 63,5 (в раме)
- Государственный Русский музей
- Ж-10936
На обороте: На тыльной стороне холста живопись маслом.
Блокадный пейзаж
- 1942–1943
- Холст, масло. 81 x 101
- Государственный Русский музей
- Ж-10935
В годы Великой Отечественной войны Александр Русаков жил и работал в Ленинграде, где создал цикл пейзажей блокадного города, передающих трагичность заснеженных пустынных улиц и ужасы бомбежек. В «Блокадном пейзаже» окна домов выбиты или заколочены, но в одном из них на первом этаже теплится огонь как символ жизни среди гибели и разрушения. Картины военной жизни в отечественном искусстве XVI–XX веков. СПб, 2022. С. 159.
Женщина у «буржуйки». Блокада
- 1942
- Холст, масло. 64 x 51,5
- Государственный Русский музей
- Ж-10939
Картина написана в марте-апреле 1942 года.
За водой
- Из серии Блокада Ленинграда
- 1942
- Холст, масло. 95,5 х 96
- Государственный Русский музей
- Жб-1765
Этот драматический сюжет не раз встречается в творчестве ленинградских художников. Запечатленное Рутковским - реально, каждодневно и вместе с тем символично. В картине все озарено войной: высокое, словно полыхающее небо, снег, от отблесков кажущийся кровавым; темные силуэты людей, изможденные лица. Люди - страдальцы и подвижники. Стрелка Васильевского острова на заднем плане напоминает о достоинстве города, трагической красоте человека, выстоявшего вместе с Ленинградом. Анатолий Дмитренко // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 419.
На Неве
- Из серии «Блокада Ленинграда»
- 1942
- Холст, масло. 52 x 68,4
- Государственный Русский музей
- ЖБ-1879
Ладожская трасса
- 1942
- Бумага, уголь. Л.: 59 x 80,5; И.: 59 x 80,5
- Государственный Русский музей
- РС-1614
Модель памятника «Дорога жизни»
- 1966
- Бронза. 24 x 68 x 9
- Государственный Русский музей
- СО-1229
Ощущение войны. Пейзаж с вазами
- 1942
- Бумага, графитный карандаш. И.: 20 x 23,2; л.: 25,1 x 28,6
- Государственный Русский музей
- РС-27805
Пожарища войны
- Около 1942 (?)
- Бумага, графитный карандаш. И.: 15,5 x 22,5; л.: 20,1 x 28,5
- Государственный Русский музей
- РС-27860
Весна. Ленинград
- 1944
- Бумага, гуашь. 43,8 х 57,4
- Государственный Русский музей
- Рс-14089
Утро
- 1943
- Бумага, акварель. 30,3 x 42,3
- Государственный Русский музей
- РС-26567
За водой
- 1942
- Холст, масло. 41 x 48,5
- Государственный Русский музей
- ЖС-2341
Зарево
- 1942
- Холст, масло. 44,5 x 67,5
- Государственный Русский музей
- ЖБ-1881
Произведение посвящено одному из самых драматических моментов — пожару на Бадаевских складах, где хранился запас продовольствия для населения, обреченного после пожара на голод. Помните!. К 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. СПб. 2024. С. 97.
Пушкарская
- 1942
- Бумага «верже», акварель. 32,7 x 48
- Государственный Русский музей
- РС-26568
Власов Василий Адрианович
1905, Ленинград – 1979, ЛенинградГрафик, рисовальщик, акварелист, литограф, иллюстратор. Учился в СХШ при ИЖСА (1952–1955), в ИЖСА (1955–1961). Участник выставок с 1959. В первый год войны в Ленинграде работал над плакатами, агитлистовками. В 1942–1944 находился при издательской группе Ленинградского штаба партизанского движения на Волховском фронте, работал в партизанских газетах, создал цикл портретов партизан, серию рисунков "Партизанский аэродром", зарисовки. В послевоенные годы исполнил несколько циклов литографий по работам военных лет.
Гагарина Лидия Ивановна
1902, Саратов — 1984, ЛенинградЖивописец, график. Училась в Царицыне (с 1925 Сталинграде) на городских художественных курсах (1920–1925); в Ленинграде в Художественно-педагогическом училище (1928–1929), на живописном факультете ВХУТЕИН (1929–1933). Участник выставок с 1925. Член ЛОССХ (с 1938). Во время блокады Ленинграда принимала участие в возведении оборонительных укреплений на подступах к городу, писала агитационные портреты, панно и плакаты для воинских частей и госпиталей. Участвовала в блокадных выставках ленинградских художников. Награждена медалью «За оборону Ленинграда».
Кондратьев Павел Михайлович
1902, Саратов - 1985, ЛенинградИллюстратор, литограф, рисовальщик, живописец. Учился в Ленинградском ВХУТЕМАСе-ВХУТЕИНе (1921-1926) у А.И.Савинова, А.Е.Карева, М.В.Матюшина, А.А.Рылова. Участник выставок с 1927. Член объединения «Мастера аналитического искусства» (1927-1939). Посещал занятия К.С.Малевича в ГИНХУКе.
Участвовал в Великой Отечественной войне (1941-1945). В первые месяцы войны был командирован ЛОСХом в маскировочную службу армии. В Ленинграде провел блокадную зиму 1941-1942. Сохранились рисунки и акварели художника военного времени, повествующие о жизни в осажденном городе. Прошел дорогами войны от Ленинграда до Восточной Пруссии, находясь на фронтах под Нарвой, Либавой и Кингисепом.
Марттила Елена Оскаровна
1923, Петроград - 2022, Котка, ФинляндияГрафик, художник театра, педагог. Училась в Школе юных дарований при АХ (1934-1941), Ленинградском художественном училище (ЛХУ, 1941-1945). Преподавала в ЛХУ (с 1948), в ЛПИ (с 1949), Участник выставок с 1950. В годы войны оставалась в Ленинграде. Создала зарисовки жизни осажденного города. Последние годы жила в Финляндии.
Мордвинова Алевтина Евгеньевна
1899—1982Живописец, график, иллюстратор.
Училась в Институте внешкольного образования на музейном отделении, краткосрочный курс (Петроград, 1919); ВХУТЕМАС–ВХУТЕИН у К. Петрова-Водкина, А. Карева, А. Савинского (1921–1926); у П. Филонова (1925–1930). Член МАИ. Участница выставки в Доме печати, создала панно «Казнь революционера» (1927). После раскола МАИ (1930) начала самостоятельный творческий путь: освоила технику офорта и литографии; работала в детском отделении «Госиздата» под руководством В. Лебедева; совместно с Н. Евграфовым создавала эскизы праздничного оформления города (1935–1938). ВОВ провела в Ленинграде. Оформляла выставки при Доме Красной армии, Штабе партизанского движения, на агитпунктах, в красных уголках и госпиталях. Занималась литографией, делала рисунки тушью, писала пейзажи акварелью (с конца 1940-х).
Непринцев Юрий Михайлович
1909, Тифлис – 1996, Санкт-ПетербургСоветский живописец, график, педагог. Член-корреспондент Академии художеств СССР (1953). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1956). Народный художник РСФСР (1963). Лауреат серебряной медали Академии художеств СССР (1963). Действительный член Академии Художеств СССР (1970). Занимался в студии Бориса Фогеля при тбилисском Доме Красной Армии. В 1926 г. приезжает в Ленинград. В 1926–1930 занимается в студии академика В.Е.Савинского. В 1934–1938 учился на отделении живописи ленинградского Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина у П.С.Наумова, А.М.Любимова, Вл.А.Серова, И.И.Бродского. После защиты диплома был принят в аспирантуру Академии художеств, где занимался под руководством Р.Р.Френца и Б.В.Иогансона. В 1948–1996 преподавал в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина, профессор (1954), руководитель мастерской. Член Ленинградского Союза художников с 1940. Участник выставок с 1928, в том числе выставки Общества им. А.И.Куинджи, ВХУТЕИНа (1929–1930). Персональные выставки были показаны в Москве, Свердловске, Горьком, Саратове (1959) и Ленинграде (1959, 1979,1989). Произведения находятся в собраниях Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, в многочисленных музеях и частных собраниях в России, КНР, Японии, США, Франции, Германии, Италии и других странах.
Остроумова-Лебедева Анна Петровна
1871, Санкт-Петербург — 1955, ЛенинградГрафик, живописец. Училась в 1889–1891 в СПЦУТР барона А. Л. Штиглица, в 1892–1900 в ВХУ при ИАХ в мастерских И. Е. Репина и В. В. Матэ. В 1898–1899 в мастерской Дж. Уистлера в Париже. Член объединения "Мир искусства“ (1900; 1910 — член-учредитель), СРХ (1903), "4 искусства“ (1924). Участник выставок: "Мира искусства“ (1900–1924), СРХ (1903–1910), 1-й Салон В. А. Издебского (1909–1910), международных выставок в Венеции (1907, 1924), Брюсселе (1910), Риме (1911), Мальме (1914), Лейпциге (1914), Париже (1925) и других. В 1918–1921 преподавала на художественном факультете ВИФФ. В 1934–1936 — в ИЖСАВАХ. Автор трехтомных мемуаров "Автобиографические записки“ (Л., 1935–1951). Народный художник РСФСР (1946), действительный член АХ СССР (1949).
Петрова Нина Николаевна
1902–1988Художник-график, иллюстратор детских книг. Училась на живописном факультете ВХУТЕИН–ВХУТЕМАС (Ленинград, 1924–1928; дипломная работа — роспись центрального зала в павильоне искусств для Международной выставки в Ленинграде, присвоено звание художника-монументалиста). Член ЛОССХ. Сотрудничала в журналах для детей «Чиж» и «Костер». Во время войны создала необычайно человечные для военного времени почтовые открытки («Письмо на фронт», 1943; «С Новым годом!», 1943, 1944, 1945; «Малыши», 1944).
Русаков Александр Исаакович
1898, Севск Орловской губернии – 1952, ЛенинградЖивописец; автор пейзажей, портретов, натюрмортов, жанровых картин. Учился в ПГСХУМ–ВХУТЕМАС (1918–1924) у Н.К.Дубовского, Д.Н.Кардовского, О.Э.Браза. Участник выставок с 1925. В годы войны жил и работал в Ленинграде.
Тимков Николай Ефимович
1912, Ростов-на-Дону — 1995, ЛенинградЖивописец, график. Учился в Ростовском художественном училище (1927-1930), в ИЖСА (1933-1939). В 1940 призван в Красную Армию (на Балтийский флот). Служил до конца войны. В годы войны — на Ленинградском фронте в частях Военно-Морского флота. Выполнял оформительские работы в клубе Балтийского полуэкипажа. Состоял в группе художников Политуправления Балтийского флота. Создал серию гуашей "Ленинград военных лет", зарисовки с натуры.
Юдовин Соломон Борисович
1892, Бенешковичи Витебской губернии — 1954, ЛенинградГрафик-станковист, иллюстратор. Учился живописи в Витебске у Ю.Пэна (1906‒1910); в 1911‒1917 жил в Петербурге, обучался в РШ ОПХ (1911‒1914); брал частные уроки у М.Д.Берштейна и М.В.Добужинского. Учился в Витебской художественной школе (Художественно-практическом институте) (1918‒1922), по окончании которой остался руководителем графической мастерской. С 1924 постоянно жил и работал в Ленинграде. Зиму 1941‒1942 провел в Ленинграде, в 1942‒1944 был в эвакуации в Карабихе под Ярославлем. Рисунки, исполненные во время первой блокадной зимы, стали основой циклов ксилографии и линогравюр "Ленинград в дни Великой Отечественной войны" (1944‒1947).
Бобышов Михаил Павлович
1885, деревня Погорелое Осташковского уезда Тверской губернии — 1964, ЛенинградХудожник театра, график, живописец, педагог. Учился в ЦУТР барона А.Л. Штиглица (1901–1907). Преподавал в ЦУТР (1912–1918), в ЛХПТ (1924–1928), МГХИ (1943–1947), в ВХУТЕМАС–ВХУТЕИН–ИЖСА (1926–1942; 1948–1964). Участник выставок с 1911. Профессор (с 1939). Народный художник РСФСР (с 1961). Действительный член АХ СССР.
До февраля 1942 оставался в блокадном Ленинграде, создал цикл графических работ "Героический Ленинград (Оборона города)" (1941–1942). В 1944, вернувшись из эвакуации, продолжил работу над серией гуашей "Ленинград в дни войны и победы" (1941–1945).
В отреставрированных залах музея начата развеска картин знаменитых русских художников
- 1946
- .
- Государственный Русский музей
Раскатка с вала картины В.Д. Поленова «Христос и грешница». 17 апреля 1946 г.
Фото ТАСС
Вскрывают ящики с картинами, возвращенными из эвакуации
- 1946
- .
- Государственный Русский музей
В центре А.Н. Савинов, М.В. Фармаковский. 1946 г.
Фотограф Г.И. Луговой
Монтажные работы в зале № 37 Русского музея. 1946 г.
- 1946
- .
- Государственный Русский музей
Слева направо зав. Отделом Древнерусского искусства Ю.Н. Дмитриев, ученый секретарь Казаченко (?), и. о. директора Государственного Русского музея П.К. Балтун, В.Н. Петров, Н.Н. Новоуспенский, рабочий Ш.Б. Мамлеев, неизвестный, О.А. Спицына, зав. Отделом скульптуры Г.М. Преснов, реставратор М.Н. Марков.
Послевоенная экспозиция. Установка скульптуры Растрелли «Анна Иоанновна с арапчонком»
- 1946
- .
- Государственный Русский музей
О.В. Волкова, В.В. Алексеева, Л.С. Пушникова, Г.М. Преснов, П.К. Балтун и рабочие.
17 октября 1945 г. прибыли первые экспонаты, эвакуированные в 1941 г. в г. Пермь
- 1945
- .
- Государственный Русский музей
Война окончена. Подъем скульптуры Б.К. Растрелли «Анна Иоанновна с арапчонком» из укрытия в Михайловском саду
- 1945
- .
- Государственный Русский музей
Подъем скульптуры Б.К. Растрелли «Анна Иоанновна с арапчонком» из укрытия в Михайловском саду
- 1945
- .
- Государственный Русский музей
Рабочие и Г.М. Преснов (второй слева направо)
Распаковка ящиков со скульптурой, прибывших из г. Перми (г. Молотова)
- 1945
- .
- Государственный Русский музей
Слева А.Ф. Новомлинский, Г.М. Преснов, М.В. Фармаковский, О.Г. Бенуа. 17 октября 1945 г.
Фото ТАСС.
Сотрудники Русского музея в г. Молотове
- 1944
- .
- Государственный Русский музей
Слева направо А.Н. Савинов, М.Н. Каменская, Т.А. Дядьковская, К.Е. Костенко в г. Молотове (ныне г. Пермь).
Проверка состояния сохранности и переупаковка скульптуры
- 1942
- .
- Государственный Русский музей
1 ряд: М.Г. Фракман, В.Е. Фармаковская, В.В. Алексеева. 2 ряд: Ю.Н. Дмитриев, В.Г. Демидюк, В.С. Макеева, В.Г. Панова, М.Г. Слонимская.
Слушают доклад главного хранителя ГРМ М.В. Фармаковского
- 1942
- .
- Государственный Русский музей
Слева направо сидят М.В. Фармаковский, Ю.Н. Дмитриев, и. о. директора ГРМ Г.Е. Лебедев, М.Г. Фракман, В.В. Алексеева, В.Е. Фармаковская,, М.Г. Слонимская. Стоят В.С. Макеева – комендант здания, В.С. Дреммог, В.Г. Демидюк, В.Г. Панова.
Анфилада залов в здании советского искусства Государственного Русского музея
- 1943
- Бумага, масло. 50,6 х 43,5
- Государственный Русский музей
- Жб-1989
Внутренний вид в здании Советского искусства Государственного Русского музея
- 1943
- Бумага, масло. 38,8 х 31,8
- Государственный Русский музей
- Жб-1988
Ленинград. Русский музей. Август 1943 года Второй академический зал
- 1943
- Бумага, тушь. 58,7 x 87,6
- Государственный Русский музей
- РС-828
Ленинград. Русский музей. Август 1943 года. Белоколонный зал
- 1943
- Бумага, тушь. 87 x 62,3
- Государственный Русский музей
- РС-827
Ленинград. Русский музей. Август 1943 года. Второй зал Александра Иванова
- 1943
- Бумага серая, тушь, белила. 77,5 x 54,5
- Государственный Русский музей
- РС-821
Ленинград. Русский музей. Август 1943. Первый академический зал
- 1943
- Бумага, уголь, гуашь, белила. 41,7 х 31
- Государственный Русский музей
- Рс-820
Художник В. Н. Кучумов в годы войны жил и работал в Ленинграде. Он создал серию живописных и графических работ, запечатлевших разрушения, причиненные Русскому музею и Эрмитажу.
Ленинград. Русский музей. Здание отдела советского искусства. Август 1943
- 1943
- Бумага, акварель, тушь, белила. 102,5 х 67,2
- Государственный Русский музей
- Рс-829
Художник В. Н. Кучумов в годы войны жил и работал в Ленинграде. Он создал серию живописных и графических работ, запечатлевших разрушения, причиненные Русскому музею и Эрмитажу.
Русский музей. После обстрела Зал искусства первой половины XVIII века
- 1943
- Бумага серая, тушь, белила. 44,2 x 54,8
- Государственный Русский музей
- РС-22555
Русский музей
- 1942
- Бумага, гуашь. 41 х68,8
- Государственный Русский музей
- Рс-1474
Платунов Михаил Георгиевич
1887, село Мари-Турек Вятской губернии – 1972, ЛенинградЖивописец, график, преподаватель. Учился в казанском художественном училище (окончил в 1906), в ВХУ при ИАХ (1906–1914). Преподавал в ИЖСА (с 1940-х). Профессор. Участник выставок с 1918. В годы войны до марта 1942 находился в Ленинграде. Создал серию пейзажей осажденного города.
Кучумов Василий Никитич
1888, Ярославская губерния – 1959, ЛенинградЖивописец, график, монументалист; автор жанровых картин, пейзажей, интерьеров. Учился в пензенском XУ им. Н.Д.Селиверстова (около 1909), в ИАХ (1909–1916) у В.Е.Маковского. Участник выставок с 1913. В годы войны жил и работал в Ленинграде. Создал серию живописных и графических работ, запечатлевших разрушения, причиненные ГРМ и ГЭ.
«Новое» в немецкой стратегии и печати
- Боевой карандаш № 71
- 1943
- Бумага, литография. 35,8 х 52,1
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2423
Молодежь города Ленина!
- Л., ЛССХ
- 1941 - 1945
- Бумага, литография. 28,4 х 43,6
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2441
В тылу врага
- Боевой карандаш № 17
- 1941
- Бумага, литография. 61 х 40,1
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2383
Победа будет в той стране, где женщина с мужчиной наравне
- Л. ЛССХ, Боевой карандаш № 7 [б.г.]
- 1941
- Бумага, хромолитография. 46,2 х 61,8
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-34
Напоролся!
- Боевой карандаш №79
- 1943
- Бумага, литография. 52,8 х 35,8
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2427
Партизаны и партизанки!
- Боевой карандаш № 67. 1943 Л., ЛССХ
- 1943
- Бумага, литография. 35,8 х 53,1
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2420
Сказка о рыбаке и рыбке
- Боевой карандаш № 77
- 1943
- Бумага, литография. И.: 33,2 х 49,5. Л.: 36,5 х 53,5
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2425
Мы им напомним
- Боевой карандаш № 2. 1941 Л., ЛССХ
- 1941
- Бумага, литография. 64,5 х 42,7
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2452
Инициатива и сметка
- Боевой карандаш № 26
- 1941
- Бумага, литография. 62,3 х 40,7
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2391
Летчик Виктор Талалихин
- Боевой карандаш № 33
- 1941
- Бумага, литография. 46,2 х 63,3
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2397
Очистим советские воды Балтики от вражеской нечисти!
- Л.-М., "Искусство"
- 1944
- Бумага, офсет. И.:73,0 х 58,0. Л.:85,5 х 61,5
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2012
Встреча предка с потомком
- Боевой карандаш № 86
- 1944
- Бумага, литография. 35,6 х 54,4
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2431
Восстановим промышленность Ленинграда!
- Боевой карандаш № 96
- 1944
- Бумага, хромолитография. 52,8 х 34,4
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-141
Все для фронта! Все для победы! Работайте с удвоенной энергией
- Л.-М., "Искусство"
- 1942
- Бумага, хромолитография. 71,5 х 55,2
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-245
С наступающим!
- Боевой карандаш № 103
- 1944
- Бумага, хромолитография. 54,2 х 33,5
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-256
Танк - универмаг
- Боевой карандаш № 18
- 1941
- Бумага, литография. 58,7 х 41,8
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2384
На запад!
- 1943
- Бумага, хромолитография. 50,7 х 33
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2359
Вперед, в наступленье, вперед!
- Боевой карандаш № 54
- 1941
- Бумага, литография. 55,1 х 35,6
- Государственный Русский музей
- Гр.Пл.-2412
Воин Красной Армии, спаси!
- 1942
- Бумага, хромолитография. 43,9 х 31
- Государственный Русский музей
- ГрПл-2362
Будь героем!
- 1941
- Бумага, печать. 95 х 62
- Государственный Русский музей
- Гр-389
Кобелев Василий Алексеевич
1895, Оса, Пермская губерния –1946Корецкий Виктор Борисович
1909, Киев – 1998, МоскваПлакатист. Учился в московской средней изо–профшколе (1922–1929). Участвовал в выставках с 1932. Работал в плакате с 1931; один из ведущих мастеров фотомонтажного плаката в 1940–1950–е. Жил в Москве. Лауреат Сталинских премий 1946, 1949 за плакаты военных лет.
Королев Иван Павлович
1888—1942Кочергин Николай Михайлович
1897, с. Всесвятское (Москва) - 1974, МоскваЖивописец, график, плакатист, иллюстратор, театральный художник. Учился в Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1908–1910). В Красной армии (с 1918): в Высшей школе военной маскировки, занимался художественной агитацией при Н. И. Подвойском на Украине, в т. ч. создавал рисованные плакаты. Один из создателей политического плаката. С 1919 жил в Москве, сотрудничал с Литиздатотделом ПУР. Организатор «Окон РОСТА» в городах Кавказа (Баку, Тбилиси, 1920, 1921). В дальнейшем постоянно работал в области журнальной графики и иллюстрации. // Плакат эпохи революции. СПб. 2017. С. 117.
Заслуженный художник РСФСР.
Продолжая занятия в училище, Николай Кочергин увлекся скульптурой из дерева, а через некоторое время был даже назначен помощником заведующего резчицкой деревянной мастерской. Летом 1918 года он вступил добровольцем в Красную Армию и вскоре был направлен в высшую школу военной маскировки (ВШВМ).
Кочергин создавал советский плакат, работал для газет и журналов двадцатых-сороковых годов в карикатуре, в оформлении периодических изданий «Красная панорама», «Огонек», «Вокруг света» и «Мир приключений».
После нападения гитлеровской Германии на Советский Союз, основным делом Кочергина стала агитационно-плакатная тематика. В блокадном Ленинграде принимал участие в создании «Окон ТАСС». Весной 1942 был вывезен в тяжелом состоянии из города «дорогой жизни» по льду Ладожского озера. Кочергин с семьей эвакуировался в город Фрунзе. В конце сороковых годов художником был создан ряд монументальных полотен – «Новгород наш» (1946), «Ленинградцы» (1948), «Штурм Зимнего дворца» (1950).
Послевоенный период отмечен крупными успехами Кочергина в иллюстрировании детской книги. Художник начал выступать с рисунками в детских журналах. Важным этапом в развитии творчества Кочергина стали рисунки к карело-финскому эпосу «Калевала».
Художники, погибшие в Ленинграде в годы блокады АЛЕКСЕЕВ Александр Гаврилович (1911––1941) — живописец, график
|
||
|
ИЗОмарафон "Художник и война" 2020 ИЗОмарафон «Художник и война» 2021
|
|
|
П.К. Балтун. Русский музей - эвакуация, блокада, восстановление. Воспоминания директора Государственного Русского музея. Москва. 1981 | |
Ольга Берггольц читает свое стихотворение "Нам от тебя теперь не оторваться" | ||
АН – Академия наук
АХР – Ассоциация художников революции
АХРР – Ассоциация художников революционной России
ВАХ – Всероссийская Академия художеств
ВГИК – Всесоюзный государственный институт кинематографии
В(Г)СХМ – Высшие (государственные) свободные художественные мастерские
ВХУ – Высшее художественное училище
ВХУТЕИН – Высший художественно-технический институт
ВХУТЕМАС – Высшие художественно-технические мастерские
ГИНХУК – Государственный институт художественной культуры
ГРМ – Государственный Русский музей
ГСХМ – Государственные свободные художественные мастерские
ГТГ – Государственная Третьяковская галерея
ГФЗ – Государственный фарфоровый завод
ИАХ – Императорская Академия художеств
ИЖСА – Институт живописи, скульптуры и архитектуры (с 1944 – им. И. Е. Репина)
ИЗО Наркомпроса – Отдел изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения
ИЗОГИЗ – Государственное издательство изобразительного искусства
ИНПИИ – Институт пролетарского изобразительного искусства
КДИ – Комитет по делам искусств
Л(В)ХПУ – Ленинградское (высшее) художественно-промышленное училище (1953–1994 – им. В. И. Мухиной)
ЛМД – Ленинградский Монетный двор
ЛОСХ – Ленинградское отделение Союза художников
ЛФЗ – Ленинградский фарфоровый завод
ЛХУ – Ленинградское художественное училище (с 1968 – им. В. А. Серова)
МГХИ – Московский государственный художественный институт (с 1948 – им. В. И. Сурикова)
МПВО – Местная противовоздушная оборона
МУЖВ(З) – Московское училище живописи, ваяния (с 1866 – и зодчества)
МХК – Музей художественной культуры
НИМ РАХ – Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств
НЭП – новая экономическая политика
ОМАХР – Объединение молодежи АХР
ОРС – Общество русских станковистов
ОРХ – Общество русских художников
ОСОАВИАХИМ – Общество содействия обороне, авиации и химическому строительству
ОХУ – Одесское художественное училище
ПГСХУМ – Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские
РСДРП – Российская социал-демократическая рабочая партия
РСФСР – Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика
РШ – рисовальная школа
СНК – Совет Народных Комиссаров
СОРАБИС – Союз работников искусств
СССР – Союз Советских Социалистических Республик
СХ – Союз художников
СХУМ – Свободные художественно-учебные мастерские
СХШ – средняя художественная школа
СЦХПУ – Строгановское центральное художественно-промышленное училище
ТПХВ – Товарищество передвижных художественных выставок
ТЭИИ – Товарищество экспериментального изобразительного искусства
ХРМ–ПХПТ–ЛХПТ – Художественно-ремесленные мастерские ОПХ (1896–1923) – Петроградский (1923–1924) Ленинградский художественно-промышленный техникум (с 1924)
ХФ – художественный фонд
ЦУТР – Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица