Коллекция онлайн

Андрей Первозванный в предстоянии Богоматери Знамение

1830-е


История создания иконы связана с личностью известного деятеля павловского и александровского царствований графа А. А. Аракчеева. Архитектурно-пейзажный фон средника представляет собой точное воспроизведение литографии «Вид памятника Александру I в селе Грузине», исполненной по заказу Аракчеева в конце 1833 г. в одной из петербургских типографских мастерских.

Апостол Андрей издавна считался покровителем Грузина, так как, по легенде, запечатленной в старейших русских летописях, Андрей Первозванный приходил на Русь, в Киев и Новгород, и «на Грузине жезл свой водрузил». По-видимому, апостол был также небесным покровителем рода Аракчеевых, так как Андрей — их семейное имя (дед, отец и брат графа Алексея Андреевича носили его). Идея, положенная в основу иконографического решения композиции, глубоко традиционна и заставляет вспомнить многочисленные произведения древнерусской иконописи, посвященные святым — основателям монашеских обителей — и небесным патронам русских городов. Однако не совсем обычно то, что Андрей Первозванный изображен предстоящим именно «Богоматери Знамение»; с образом «Богоматери Воплощение» обыкновенно соотносятся образы ветхозаветных пророков, что нашло свое законченное выражение в составе пророческого ряда древнерусского иконостаса. Но аракчеевское поместье Грузино принадлежало к Новгородской епархии, а в древности было вотчиной одной из старейших новгородских обителей — Воскресенского Деревяницкого монастыря. Очевидно, что на иконе XIX столетия еще раз воплотилась распространенная в новгородском искусстве тема предстояния святых «Богородице Знамение» — палладиуму средневекового Новгорода, тема, ставшая устойчивым признаком новгородской иконописи XV–XVI вв.

Икона «Андрей Первозванный» — удивительное свидетельство не только традиционности поздней русской иконописи, но и того, сколь органично было существование в первой половине XIX столетия средневековых по своему происхождению идей и представлений, которые «читались» и сохраняли свое значение как в консервативной крестьянской среде, так и в образованных слоях русского общества Ирина Сосновцева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 243.

 

Использование современной гравюры как своеобразного иконописного „подлинника“ для изображений на фоне иконного средника становится одной из распространенных черт поздней иконописи и получает широкое распространение в XIX веке. Так, в среднике иконы „Апостол Андрей Первозванный“ точно повторен один из гравированных видов Грузина, знаменитой усадьбы графа А. А. Аракчеева, с собором Андрея Первозванного, колоннадой и памятником Александру I. Ирина Сосновцева. Икона в Петербурге // Религиозный Петербург. СПб, 2004. С. 481.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: