Складень-кузовок с килевидным завершением-кокошником и двумя дверцами-створками снаружи обтянут малиновым бархатом с серебряными наугольниками. Он изготовлен из дерева пяти пород (сосна, ильм, кипарис, липа и дуб). В состав композиции включены многочисленные сцены, исполненные тончайшей резьбой по кипарису.
В среднике представлен великомученик Феодор Стратилат со сценами мучений. На левой створке изображения расположены в три яруса. Открывает этот ряд (в центре) сцена «Похвала Богоматери», в надписи названная «Блажимъ тя вси роди Богородице» (текст молитвы к Богородице). В центре помещена в круглом ореоле Богоматерь Воплощение, с трех сторон окруженная восьмью пророками со свитками (два нижних изображения не сохранились). Вверху — Саваоф в облаках. В двух рядах показаны вселенские святители: Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Никола, преподобный Иосиф; преподобные Зосима и Савватий, Пафнутий, Савва и Макарий. На полях оброном резаны надписи.
На правой створке, также в три ряда, размещены композиция «Видение преподобному Сергию» и два ряда избранных святых. В первом регистре изображения разделены рамочками колонками на три ниши: апостолы Павел и Андрей, святая Агафия и Алексий, человек Божий. В нижнем ряду московские митрополиты Петр, Алексий, Иона, Филипп и Макарий.
Килевидные навершия складня также заполнены сложными композициями. Центральная сцена — «Троица Новозаветная» в окружении символов евангелистов и херувимов, которой предстоят Богоматерь и Иоанн Предтеча, а также три ангела со сферами. В навершиях левой и правой створок вверху сцена Благовещения, разделенная надвое, ниже ― в левом навершии композиция «Илия пророк в пустыне», в правом «Чудо архангела Михаила в Хонех».
Резные изображения созданы в сложной технике, с использованием накладных деталей и ажурной резьбы с выбранным фоном. Под изображения подложены фрагменты ткани: шелка и парчи зеленого, малинового и золотистого цветов.
Основная сцена исполнена с особым искусством, что может свидетельствовать о работе главного мастера. Святой Феодор показан в рост, в воинских доспехах и плаще, с копьем в левой руке. Изображение заключено в ажурную арку из вьющейся виноградной лозы. Драпировки одежд отличаются сложным плотным и логичным рисунком. Мастер внимательно прорабатывает отдельные детали облачения и орнаментов. Над изображением святого — образ благословляющего Христа в облаках, по сторонам два ангела, несущие мученический венец (утрачен).
Показать полный текстКлейма с изображением сцен мучений размещены с трех сторон, что было характерно для украинской иконописи. Все сюжеты в клеймах посвящены мучениям святого, кроме одного — «Раздача разбитых идолов нищим». Порядок и источник этих изображений нуждаются в специальном рассмотрении. Фигуры в клеймах и на боковых створках исполнены более простыми приемами, складки столь же многочисленны, но решены без изящества. Дополнительным декором служат золоченые полосы полей, расписанные растительным орнаментом.
Особенностью произведения является подбор святых, что свидетельствует о его заказном характере. Согласно описи вещей, переданных в 1856 году из Оружейной в Мироваренную палату Московского Кремля, на складне сохранялась резная надпись: «Лета 7189/1681 месяца ноября 8 дня свершен». Следует отметить, что перевод на летосчисление от Рождества Христова произведен в описи с ошибкой: ноябрю 7189 года соответствует 1680, а не 1681 год.
Памятник связан с личностью самого необычного, слабого здоровьем русского царя Федора Алексеевича, вступившего на престол в 15 лет в 1676 году. Его учителем был Симеон Полоцкий. Известно, что Федор Алексеевич интересовался европейской политикой, музыкой, чтением, участвовал в проекте создания Славяно-греко-латинской академии, предваряя своими реформами петровские преобразования. 18 июля 1680 года состоялось его венчание с Агафьей Семеновной Грушецкой, дочерью смоленского воеводы. Через год в царской семье родился наследник Илья Федорович. Но судьба оказалась жестока к молодому царю: на третий день после рождения сына умерла Агафья, а через 10 дней и младенец.
По художественным особенностям и техническим приемам памятник может быть отнесен к киевской традиции резьбы. Его прямой аналог — большой складень (ГММК), издавна находившийся в Кремле и, предположительно, присланный царю Федору Алексеевичу из Киева (Соколова, 2004. С. 197, 211). В среднике кремлевского складня помещена композиция «Святой Феодор со сценами мучений». Состав сцен соответствует клеймам на складне ГРМ, но дополнен еще одной, девятой композицией. Отличительная черта складня Русского музея — появление среди святых мученицы Агафии, что позволяет установить повод к его созданию: бракосочетание Федора Алексеевича и Агафьи Семеновны. Изображение на левой створке Илии Пророка в пустыне (празднование 20 июля) может указывать на время начала работы над складнем (спустя два дня после бракосочетания), образ архангела Михаила (празднование 6 сентября и 8 ноября) — на время его предполагаемого завершения.
По письменным источникам известны и другие вклады в кремлевские церкви, сделанные после бракосочетания царя. Так, в церковь Великомученицы Евдокии (с 1681 — Воскресения Словущего) Федор Алексеевич вложил большой кипарисный крест с образами Феодора Стратилата и мученицы Агафии «выкованы на золоте с разными финифты» (Успенский, 1906. С. 79–80); здесь находился и кипарисный окладной образ тех же святых (Извеков, 1906. С. 55).
При жизни царя складень, вероятно, хранился в его хоромах, а после смерти был перенесен в одну из теремных церквей. По описи 1744 года он значится в церкви Воскресения Словущего «при царских теремах».
Рест. в 2014 в ГРМ В. Я. Чмеленко.
О. В. Клюканова // Осень русского Средневековья. СПб, 2018. С. 110-111.
Состояние сохранности до реставрации:
Складень – кузов имеет множественные повреждения в виде разрушенных клеевых швов, расколов в резных клеймах складня, отколовшихся резных деталей и фрагментов резьбы, отставаний грунта с позолотой и орнаментальной росписью по границам утрат на полях бортиков корпуса, потемнений и загрязнений лакового слоя на росписи, плотных, стойких загрязнений корпуса, резных изображений и тканевых фонов.
Комплекс проведенных мероприятий:
Произведен полный демонтаж складня. Укреплены и склеены разрушенные шиповые соединения кузовка. Склеены многочисленные расколовшиеся резные элементы. Идентифицированы мелкие осыпавшиеся резные детали и подклеены по местам первоначального их расположения в композициях резных иконок. Укреплены отслоения грунта с позолотой и росписью по краям утрат на полях бортиков. Удалены все стойкие загрязнения с деревянных, резных поверхностей и тканевых фонов. Утоньшен и выровнен загрязнившийся лаковый слой на полях бортиков. Выполнены необходимые тонировки. Поля бортиков притерты тонким слоем реставрационного лака. Выполнен монтаж складня.
Реставрация бархатной «рубашки» выполнена художником – реставратором отдела реставрации тканей ГРМ З. М. Сильновой.
Сохраняя историю. Реставрационным мастерским Русского музея — 100 лет. СПб, 2022. С. 300.