Царские врата
Середина XVII века
- Дерево, резьба, позолота, темпера. 167 × 92 × 14 (врата); 152,5 × 162 × 25 (сень); 148 × 41 × 38 (столбики)
- ДРД-437
Пост. в 1897 из ИАХ- Происходят из Климентовской церкви посада Уна Архангельской губернии. С 1889 — в Музее древнерусского искусства Императорской Академии художеств
-
Сведения о реставрации:
Реставратор: Конёнков С. Ф. (1959)
- Период Древнерусское искусство
- Поделиться
Царские врата, найденные в разобранном виде академиком В. В. Сусловым в подцерковье Климентовской церкви посада Уна и затем привезенные в Санкт-Петербург для музея Академии художеств, представляют собой замечательный памятник деревянной резьбы середины XVII столетия. Они оформлены в виде пышного перспективного портала с высокой сенью, изогнутой «коруной» и многогранными столбиками, украшенными парными резными колонками с бусинами. Тонкий позолоченный резной растительный орнамент, покрывающий всю поверхность врат, поражает изысканностью своего рисунка и мастерством исполнения. Створки врат, сень и столбики украшены резными киотцами-храмиками с живописными изображениями, отражающими важное литургическое значение центрального входа в алтарь православного храма (см. ДРД-436). На створках врат традиционно помещены клейма с изображением «Благовещения» и четырех евангелистов: Иоанна, Матфея, Луки и Марка. На сени в центре — «Троица Ветхозаветная», изображение которой выделено киотцем с пятиглавым завершением храмика, по сторонам — «Евхаристия». На трех гранях боковых столбиков в прямоугольных клеймах — в позах предстояния архидиаконы, святители и преподобные старцы (основатели русских монастырей) перед входом в Святая Святых, где во время литургии совершается бескровная жертва — претворение хлеба и вина в плоть и кровь Христову. Литургическое значение Царских врат подчеркнуто своеобразной деталью — «коруну» поддерживают по сторонам две резные колонки, капители которых выточены в виде рук. Воздетые вверх руки — это жест священника, молящегося в алтаре перед Святыми Дарами о сошествии благодати Святого Духа, также — это жест «Богоматери Оранты» и жест «Богоматери Знамение», символизирующей тайну Боговоплощения.
Пышность, изысканность и многообразие декоративного убранство врат, продуманность пропорций отдельных деталей и живописного оформления создают впечатление общей гармонии большого монументального произведения, делают эти Царские врата выдающимся памятником декоративного искусства XVII столетия.
Татьяна Петренко // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 344.
Показать полный текстЦарские врата, хранившиеся в разобранном виде в подцерковье Климентовской церкви, были обнаружены и доставлены в Санкт-Петербург в 1889 году благодаря активной собирательской деятельности академика архитектуры В. В. Суслова. В литературе их типология определялась как «ярославская», а место находки позволяло рассматривать врата как произведение архангельских резчиков.
Врата исполнены в виде перспективного портала, покрыты изящной резьбой и дополнены живописными вставками. В их комплект входят арка, опирающаяся на столбцы, высокая сень и карниз. На створах врат помещены традиционные изображения Благовещения и четырех евангелистов, на сени — Троица Ветхозаветная и Причащение апостолов под двумя видами. Сопоставление «унских» врат с эталонными архангельскими Царскими вратами XVI–XVII веков позволяет выявить их принципиальное различие. Характерная особенность последних — перегруженность накладными резными деталями, живописными композициями в храмах-киотцах и отдельными изображениями святых. В XVII веке декоративность архангельских врат еще более возрастает, но на этот раз уже в ущерб живописи. На «унских» же вратах резьба и живопись полноправны по отношению друг к другу.
Изображение трапезы трех ангелов, как ветхозаветного прообраза Евхаристии, выделено более крупным киотцем-храмиком, увенчанным пятью главками, и помещено строго по центру сени врат над завершением килевидного портала. Две части композиции «Евхаристия» заключены в киотцы меньшего размера. Трехглавым завершениям шести равновеликих киотцев на створах врат вторят трехлопастные арочки, смыкающиеся над фигурами святых на столбцах, и тонкие изящные луковичные главки, причудливо вырастающие над каждой из трех лопастей. В подобном решении нельзя не заметить последовательной «экклесиологизации» программы врат. О том, что «унские» врата стоят особняком в искусстве архангельского Севера, свидетельствует и состав изображений на столбцах: наряду с традиционными изображениями святителей и диаконов представлены и преподобные. Неоднократные сборки и разборки врат нарушили оригинальный порядок следования фигур, первоначальное расположение которых можно реконструировать следующим образом (по три изображения сначала на левом, потом на правом столбцах, сверху вниз — от створ вовне): шесть архидиаконов и диаконов — Стефан, Лаврентий и Кирилл; Прохор (?), Филипп и Авив (?); шесть святителей — Иоанн Златоуст, Василий Великий и Афанасий Александрийский; Григорий Богослов, Никола Чудотворец и Кирилл Александрийский; шесть преподобных: Димитрий Прилуцкий, Корнилий Комельский, Павел Обнорский; Алексий, человек Божий, Мария Египетская и Сергий (?) Обнорский.
Состав святых, два из которых являлись соименниками царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны, а остальные ― особо почитаемыми в вологодских землях преподобными, позволяет предположить, что врата были изготовлены по заказу царской четы для Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря. Об этом свидетельствует и местоположение образа преподобного Димитрия Прилуцкого, особо выделенного среди фигур левого столбца. На связь врат с московскими царскими мастерскими указывает характер невысокой изящной резьбы, разительно отличающейся от произведений как архангельских, так и поволжских резчиков. Стремление создателей «унских» врат добиться синтеза живописи и резьбы сродни исканиям царских мастеров, изготавливавших изысканные по рисунку басменные и чеканные оклады для обрамления икон.
Н. В. Пивоварова // Осень русского Средневековья. СПб. 2018. С. 112.
Реставрированы в ГРМ в 1959 С. Я. Коненковым.
Выставки: «Осень русского Средневековья». Корпус Бенуа
Литература, публикации: Страницы истории отечественного искусства. К 75-летию со дня рождения Л.Д. Лихачевой. Выпуск XXI. СПб: Palace Editions. 2012. с. 145