Пелена «Богоматерь Тихвинская»
Москва. Мастерская княгини Марии Васильевны Пенковой. 30-е гг. XVI век
- Камка, шитье шелковыми, золотными и серебряными нитями. 30,8 х 28,8
- ДРТ-54
Пост.: 1898 из ИАХ; ранее – собр. М. П. Погодина
- Период Древнерусское искусство
- КатегорияБиблейский сюжет
- Поделиться
Об истории и иконографии образа см. ДРЖ-2864.
Произведение дошло до нас во фрагментарном состоянии: не сохранились поля, на которых была молитвенная надпись, посвященная Богоматери. Вкладчица произведения — Мария Васильевна Пенкова, родная тетка царя Ивана Грозного, сестра его матери Елены Глинской. Ее мужем был князь Иван Данилович Пенков, сын Даниила Александровича. Пенковы сделали много вкладов в Кирилло-Белозерский монастырь. Некоторые исследователи считают, что пелена происходит из этого монастыря. Фоном служит итальянская камка, изменившая свой цвет от времени и, очевидно, первоначально имевшая красноватый оттенок. Лики исполнены швом «в раскол» без притенений с обозначением черт черным шелком. Надписи вышиты по рисунку опытного «словописца». Именующие надписи, расположенные около нимбов Богоматери и младенца, заключены в круглые обрамления. Людмила Лихачева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 255.
Образ «Богоматери Тихвинской» (память 26 июня/9 июня) имеет древнюю историю. «Богоматерь Тихвинская» — один из вариантов «Богоматери Одигитрии». Иконография образа сложилась в византийском искусстве. Отличительной чертой этого типа является своеобразное положение скрещенных ножек Спасителя, при котором одна, правая, подвернута так, что видна ее обнаженная подошва. Первоначально икона находилась в Иерусалиме, в V в. царица Евдокия перенесла ее в Константинополь и поставила в специально выстроенном для нее храме — Влахернском. На Русь икона попала чудесным образом в 1383 г. (за 70 лет до падения Царьграда). Оставив византийскую столицу за «гордость и неправды», она «перенеслась» в Тихвин, впервые явившись рыбакам на Ладожском озере. Явление иконы сопровождалось многими чудесами и исцелениями. Ранние «Сказания об иконе "Тихвинской Богоматери"» принадлежат к первой половине XVI в. и отличаются краткостью изложения. Расширенные списки относятся уже к XVII в. и включают сообщения о шведском нашествии на обитель в 1611–1613 гг. Мария Федосеева // «Пречистому образу Твоему поклоняемся...». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 207.
В нижней части средника вкладная надпись: Приложыла кн(я)же Иванова Даниловича Пенкова княгиня Марья.