Коллекция Государственного Русского музея

 

Картина «Полдень», написанная в 1917 году на смерть отца — это поэтический рассказ о земном бытии человека, живописная притча о гармонии божественного мироустройства, о неизбежности конца и нового начала.

Широко раскинула просторы крестьянская земля, красивая и мощная, с богатыми нивами, зелеными лугами, лесами, с плывущими по голубой ленте реки в неоглядную даль суденышками и плотами. На этом фоне космического в своем величии пейзажа художник разворачивает картину обыденной человеческой жизни, одномоментно представляя все ее этапы – от рождения до смерти. Живописной метафорой жизненного пути становится дорога, по которой медленно движется печальная процессия деревенских похорон. А вокруг, на зеленых холмах, словно вздымаемых дыханием земли, сцены материнства, любви и труда. На пригорке встречаются парень и девушка — рождается любовь. Под развесистым деревом молодая мать кормит новорожденного ребенка. Люди заняты повседневным трудом: мужчина заготавливает дрова, ухаживает за скотом, женщина едет в телеге по своим хозяйственным делам. На лугу, отдыхая, безмятежно спят муж и жена. И снова женщина с младенцем на руках, и опять начинается новая жизнь. В этом потоке мирского существования, подчиненного круговому иконному ритму времени, смерть так же естественна и необходима как рождение ребенка. Это часть мироздания, символом которого воспринимается ветвь яблони с тяжелыми спелыми плодами. Это подтверждает и цветовое звучание «Полдня» – праздничное сочетание белых и красных крестьянских одежд, зелени травы и листвы, голубых далей и желтых яблок, словно источающих солнечный свет, разливающийся по всему миру.

Петров-Водкин отказывается от традиционной линейной перспективы в пользу «сферической» и, как и во многих других своих полотнах, широко раскрывает пространственную глубину с плавными силуэтами холмов, дальними селениями, синей лентой реки. В картине есть то космическое ощущение реальности, которое пронизывает все искусство художника. Не скорбь по оставившему землю человеку, а тихая радость о душе, ушедшей к Богу – в этом смысл притчи художника.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: