Коллекция онлайн

1899, Курск — 1969, Москва

Бег

Вариант одноименной картины (1930, галерея Ка’Пезаро, Венеция). 1933

  • Холст, масло. 229 х 259
  • Ж-7741

  • Пост. в 1962 из Центрального музея Советской армии, Москва


В картине «Бег» (1933) «все усвоенные ранее принципы построения монументальной композиции нашли свободное и органичное применение — горизонтальный холст, как будто обрезанный с двух сторон, подчеркивает непрерывность мощного движения бегунов и контраст с неподвижно стоящей справа женской фигурой. Барельефное изображение насыщено внутренней энергией, которая заключается в почти механическом ритме чередования рук и ног спортсменов, нигде не нарушающих плоскости холста. Тема спорта оказалась значимой, содержательной для Дейнеки, позволяя раскрывать и драматические коллизии, связанные с гармоничным развитием личности, преодолением своего несовершенства, победой над самим собой. Эти психофизиологические нюансы характеризуют проблемы большого спорта, о которых Дейнека, боксер и футболист, знал не понаслышке. Воплощенный художником эпичный тип как нельзя более точно соответствовал магистральным устремлениям эпохи». Н. М. Козырева. Дейнека — «первый советский художник» // Александр Дейнека. Певец новой жизни. К 125-летию со дня рождения. СПб. 2025. С. 6.

 

В искусстве начала 1930-х, когда было создано это произведение, художники воспевали совершенный тип нового человека, создавали собирательный портрет целого поколения, сильного и физически выносливого.

А. А. Дейнека с детства был увлечен спортом. Художник вспоминал: "Бывает, вас охватывает задор, прилив энергии, мышцы пружинятся, по телу проходит холодок бодрости. Вы как бы только что поутру вышли из холодной реки. Вам хочется бежать, сбросить запасы лишней энергии, растрачивать ее большими пригоршнями, со смехом и задором смотреть на жизнь…".

Творчество Александра Дейнеки отражает устремление к новым формам изображения общественной жизни — труда, индустрии города, спорта, облика нового человека. В картине «Бег» сфокусированы основные формальные черты дейнековского стиля — монтажно-ритмический строй композиции, колористический лаконизм, жесткий, графичный живописный язык. Дейнека игнорировал индивидуальные черты личности, наделяя свои персонажи признаками культивируемого им некоего "молодеческого" военно-спортивного типа. В «Беге» есть и конкретность и обобщенность, романтический дух и лиричность, человек в картине олицетворяет свободу и целеустремленность. Для счастья народа. Каталог выставки Русского музея в Малаге. 2018. С. 55.

Работа написана в новый для художника период творчества, когда колорит его работ становится светлее, мягче, пейзажи обретают лирическую тональность, формируется культ силы и красоты. 

 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: