Коллекция онлайн

1834, село Паньково Орловской губернии – 1911, Полтава

Поздравление молодых в доме помещика

1861

  • Холст, масло. 96 х 123,5
  • Ж-2511

  • Пост. в 1897 из Царскосельского Александровского дворца


В конце пятидесятых годов определилось влечение к бытовому жанру и у Н. П. Петрова (см. «Смотрины невесты», 1861, ГРМ). Однако убедительно раскрыть замысел, насытить сцену жизнью, передать не только внешнюю взаимосвязь персонажей, но и их внутреннее состояние, он сумел далеко не сразу.  <...> Лишь в 1862 году Петров добился успеха, выступив с картиной из хорошо ему знакомой жизни городского простонародья – «Сватовство чиновника к дочери портного» (ГТГ). В повествовательности картины, занимательности сюжета, в стремлении к психологической обоснованности мимики, поз и жестов – отзвуки федотовских традиций (см. «Сватовство майора», около 1851, ГРМ). О том же говорит внимание, уделенное художником аксессуарам. Но Петров воспринимает традиции Федотова лишь внешне, поверхностно, так же, как, например, Г. Г. Мясоедов в своей идиллической картине «Поздравление молодых в доме помещика» (1861). Оба художника обогатили живопись новыми сюжетами, нашли характерный типаж, но для эпохи «шестидесятых»  этого было недостаточно. Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов – вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 14.

В 1861 году Мясоедов обвенчался с дочерью помещика Елизаветой Михайловной Кривцовой. Это событие в какой-то степени повлияло на создание полотна. Прототипом молодой барыни послужила невеста художника. Художник любуется милой домашней сценой, персонажи которой погружены в атмосферу влюбленности.

Картина экспонировалась на выставке ИАХ в 1861. Художник получил за нее малую золотую медаль. «Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 333.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: