Поднимающий знамя
1960
- Период Первая половина XX века
- КатегорияИсторический сюжет
- Поделиться
Центральная часть триптиха «Коммунисты».
Коржев, как правило, обращается к большим гражданственным темам. Его волнуют узловые моменты истории страны и преломление в них судьбы человека. «Поднимающий знамя» — центральная часть триптиха. Сюжетная близость этой композиции с известной советской скульптурой И. Д. Шадра «Булыжник — орудие пролетариата» (1927) — очевидна. Но художник и сам всегда подчеркивал свое внутреннее родство с пластическим решением замечательного произведения и свою попытку подняться на сравнимую с ним художественную высоту. Произведения художника драматичны крупноплановой, подобно кинокадру, композицией, суровой, колористически строгой, даже аскетичной живописью, решены обычно с большим чувством историзма, философской значительностью. Эта работа мастера была оценена художественной общественностью и правительством — за свой триптих в 1966 художник был награжден Государственной премией РСФСР имени И. Е. Репина. Анатолий Дмитренко. Большая картина. СПб., 2006. С. 264.
В ставшем знаменитом триптихе художнику удалось воссоздать эпическую поэму о героизме и самоотверженности людей, завоевывающих свободу и искренне верящих в свое правое дело. В триптихе «Коммунисты» художник воссоздает характерные черты революционной эпохи. С документальной правдивостью передает он почти нечеловеческое усилие рабочего, поднимающего знамя, выпавшее из рук убитого товарища («Поднимающий знамя»). А рядом один из воевавших недавно красноармейцев пробует себя в роли художника, лепящего голову греческого поэта («Гомер. Рабочая студия»). Два других воссоздают недавнее «лихое» время революции и ее главные атрибуты: один играет на трубе революционный гимн, другой держит в руке Красное знамя («Интернационал»).