Поднимающий знамя
1960
- Период Первая половина XX века
- КатегорияИсторический сюжет
- Поделиться
Коржев, как правило, обращается к большим гражданственным темам. Его волнуют узловые моменты истории страны и преломление в них судьбы человека. „Поднимающий знамя“ — центральная часть триптиха. Сюжетная близость этой композиции с известной советской скульптурой И. Д. Шадра „Булыжник — орудие пролетариата“ (1927) — очевидна. Но художник и сам всегда подчеркивал свое внутреннее родство с пластическим решением замечательного произведения и свою попытку подняться на сравнимую с ним художественную высоту. Произведения художника драматичны крупноплановой, подобно кинокадру, композицией, суровой, колористически строгой, даже аскетичной живописью, решены обычно с большим чувством историзма, философской значительностью. Эта работа мастера была оценена художественной общественностью и правительством — за свой триптих в 1966 художник был награжден Государственной премией РСФСР имени И. Е. Репина. // Анатолий Дмитренко. Большая картина. СПб., 2006. С. 264.
Центральная часть триптиха "Коммунисты".
В ставшем знаменитом триптихе художнику удалось воссоздать эпическую поэму о героизме и самоотверженности людей, завоевывающих свободу и искренне верящих в свое правое дело. В триптихе "Коммунисты" художник воссоздает характерные черты революционной эпохи. С документальной правдивостью передает он почти нечеловеческое усилие рабочего, поднимающего знамя, выпавшее из рук убитого товарища ("Поднимающий знамя"). А рядом один из воевавших недавно красноармейцев пробует себя в роли художника, лепящего голову греческого поэта ("Гомер. Рабочая студия"). Два других воссоздают недавнее "лихое" время революции и ее главные атрибуты: один играет на трубе революционный гимн, другой держит в руке Красное знамя ("Интернационал").