Коллекция онлайн

Начало войны художник переживал чрезвычайно остро и одним из первых активно включился в художественную работу над военной темой. Импульсом к созданию «Обороны Севастополя» послужили фотографии разрушенного города, которые Дейнека увидел в начале 1942 года. В основу композиции положена яростная схватка, противопоставление человеческих устремлений, в отдельном эпизоде сфокусирована основная идея борьбы за Отечество. Несмотря на жертвы с обеих сторон, гигантская фигура советского воина, сокрушающего врага, убеждает в неизбежной победе над ним. Талант монументалиста, позволивший художнику практически целиком построить это масштабное полотно на плакатных приемах, и лаконичный колорит, в котором сочетаются и доминируют белое, черное и красное, придают этому произведению запоминающуюся выразительность. Картины военной жизни в отечественном искусстве XVI–XX веков. СПб, 2022. С. 164-165.

Картина была написана в 1942 году, самом тяжелом для России. Художник рассказывал: «Я был на войне, видел бои, много тяжелых, героических эпизодов — а почему-то решил написать «Оборону Севастополя», хотя не видел, как обороняли этот город, а только слышал рассказы об этой обороне. Почему я сделал эту вещь? Я люблю Севастополь, до войны там часто бывал, плавал на катерах, на крейсерах… Любил севастопольских моряков. И вот, когда я увидел фотографии разбитого города, я понял, что должен это написать. Когда я работал, я по-настоящему все это переживал, волновался, вложил в эту работу свое сердце». Русский музей. От иконы до современности. СПб. 2015. С. 353.

К началу Великой Отечественной войны Дейнека — признанный мастер советского искусства. Главной характеристикой его творчества была современность; созвучность его образов типическому и новому в социалистической действительности. Начало войны художник переживал чрезвычайно остро, одним из первых активно включился в художественную работу над военной темой. Уже в конце 1941 года появляются его первые картины по фронтовым впечатлениям.

Импульсом к созданию картины «Оборона Севастополя» послужили фотографии разрушенного Севастополя, которые Дейнека увидел в начале 1942 года. Снимки потрясли его. При осмотре своих материалов, альбомов и рисунков по Севастополю, где пришлось много работать до войны, у художника родился замысел картины. Дейнека остро почувствовал любовь к городу, к его жителям и морякам, защищавшим любимый город, и непримиримую ненависть к врагам, разрушившим его. В основу композиции была положена яростная схватка, противопоставление человеческих устремлений, в отдельном эпизоде была сфокусирована основная идея борьбы за Отечество. Зимой 1942 года Дейнека привез из фронтовых поездок многочисленные зарисовки, которые были использованы в работе. Но этого было недостаточно: мастер делал в пластилине скульптурные наброски, раз за разом, проверяя правильность ракурсов, писал обнаженную натуру, чтобы избежать неточностей. Ему пришлось пригласить знакомую спортсменку для позирования, так как сильной мужской модели в Москве было не отыскать — все ушли на фронт. Своей «Обороной Севастополя» Дейнека вписал страницу в историю мировой батальной живописи.  // Альфия Низамутдинова. Большая картина. СПб., 2006.  С. 222-223.

Показать полный текст
Скрыть полный текст

«Памяти героической обороны Севастополя посвящается»
Мультимедийный фильм участников конкурса мультимедийных ресурсов "Герои и победы в русском искусстве"

Участники: Беляев Тимофей, 11 лет, Беляев Андрей Владимирович (папа)
Руководитель: Лучко Ирина Анатольевна
ИОЦ: Школа № 45 Приморского района Санкт-Петербурга


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: