14 October 2015
Лекция «Террористы: «подрыв устоев» в политике и эстетике 1869–1900-х годов»
14 октября 2015 года в 14.00 в Мультимедийном кинотеатре Западного павильона Михайловского замка (Инженерная улица, дом 8) состоялась лекция "Террористы: "подрыв устоев" в политике и эстетике 1869-1900-х годов".
Подрыв нормативов «высокого художества» можно сопоставить с политическим покушением на устои государства, этот процесс развивался параллельно в России, Европе и Америке. В определенном смысле покушения на венценосных особ были рассчитаны на то, чтобы произвести сенсацию в массовой культуре.
Освещение подобных событий в средствах массовой информации строилось по канонам «авантюрного романа», а изображалось с помощью академической пластической риторики. В конечном итоге, жертвой «эстетического террора» стала не только классическая репрезентация, но и человек в широком смысле слова: как герой просвещенного искусства.
Название лекции повторяет название одной из глав новой книги Алексея Курбановского "Хищный взгляд. Новые очерки по археологии визуальности", которая была представлена автором сразу после лекции. Книга продолжает разработку методологии "археологии визуальности", предложенной автором в монографии "незапный мрак" (2007).
"<...> Искусствовед, работающий с памятниками прошлого, обязан в первую очередь учитывать то, как то или иное произведение искусства воспринималось современниками, для которых - не для нас! - оно создавалось; то есть любая эпоха имеет выраженную склонность "пересматривать", переосмыслять памятники прошлого, вписывая в них собственные реалии, домыслы и "комплексы.""
Книгу Алексея Курбановского "Хищный взгляд" можно приобрести в Интернет-магазине Русского музея.
Доктор философских наук, искусствовед, профессор, критик, переводчик, главный научный сотрудник Государственного Русского музея, автор многочисленных статей. В 2009 защитил доктурскую диссертацию по теме: «Археология визуальности на материале русской живописи XIX – начала ХХ веков».
Преподавал историю русского искусства в университетах США, преподает в Голландском институте в Санкт-Петербурге, в Санкт-Петербургской консерватории, а также в Европейском университете для иностранных студентов.
Опубликовал более 180 статей по истории отечественного искусства и современной художественной жизни, автор трех книг «Искусствознание как вид письма» (СПб., 2000), «Незапный мрак» (СПб., 2007), «Хищный глаз. Новые очерки по археологии визуальности» (СПб., АРС, 2015).
Другие лекции