Наши лекторы

ABASHINA Veronika Александровна
Head of the sector of multimedia and exposition work of the Russian Museum. An art historian. She deals with the using of different media in a museum area and transformation experience by means of art. A field of research is media art and art in media environment.
HOWES Deborah

Адъюнкт-профессор Университета Джона Хопкинса, консультант по вопросам музейного образования, технологии, и искусства. В течение 30 лет занимала руководящие должности в Музее Современного Искусства (МоМа), в музее Метрополитен и других известных художественных институциях.

С 2009 – по 2011 она работала заместителем директора музейных программ и преподавателем в Университете Джона Хопкинса, где разработала, и провела множество образовательных программ онлайн. 

В музее Метрополитен она руководила командой музейных педагогов, продюсеров, технических сотрудников, которые разработали лучшие в стране образовательные программы, обеспеченные печатными, видео и онлайн материалами, которые можно использовать как в музее, так и за его пределами. Её команда работала над переоснащением и разработкой программ уникального Образовательного Центра Юрис в музее Метрополитен.

АЛАХОВ Валерий

Музыкант, композитор. Основатель дуэта «Новые композиторы». Сотрудничал с Сергеем Курехиным, Питом Намлуком и Брайаном Ино.

АЛЕКСАНДРОВА Надежда Алексеевна

Старший научный сотрудник сектора «Летний дворец и Домик Петра I» Русского музея.

АЛЕКСЕЕВА Ольга Викторовна

Кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник отдела народного искусства Русского музея.

Окончила Исторический факультет Ленинградского государственного университета (Кафедра истории искусств). Работает в ГРМ с 1992 г. Имеет преподавательский стаж работы в СПбГУ (Кафедра истории русского искусства) и ВШНИ (Школа народных искусств), где читала курс лекций «Русское народное искусство». Более 15 лет была хранителем Экспозиции народного искусства ГРМ. Имеет около 20-ти печатных работ. Участник выставочных проектов ГРМ, посвященных народным промыслам Холмогорской резьбы по кости, Крестецкой строчки, Хохломской росписи, русским прялкам и др.

АНДРЕЕВА Екатерина Юрьевна

Ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Русского музея, кандидат искусствоведения, доктор философских наук. Искусствовед, куратор и арт-критик. Специалист по русскому и зарубежному искусству XX—XXI веков.

АНТРОПОВА Ирина Анатольевна

Научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея. Автор статей в книгах: «Страницы истории отечественного искусства», «Осень русского Средневековья. Искусство XVII века». 

АРНАУТОВА Елена Михайловна

Доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник Ботанического института им. В.Л. Комарова РАН, заведующая группой интродукции растений тропиков, субтропиков и аридных областей, научный куратор коллекции тропических и субтропических растений. 

АРУТЮНЯН Лариса Владимировна

Кандидат философских наук, доцент Севастопольского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова.

БАХТИЯРОВ Руслан Анатольевич

Кандидат искусствоведения,  специалист по координации научной работы Государственного Русского музея, преподаватель Центра инновационных образовательных проектов СПбГХПА имени А.Л.Штиглица, дипломант Российской Академии художеств, член Союза художников России, член Ассоциации искусствоведов (АИС), действительный член Петровской Академии наук и искусств (ПАНИ).

В 2015 был удостоен благодарности Президиума Российской Академии художеств.

Специализация: советское искусство, современное российское искусство. 

БЕЛЯЕВА Валентина Николаевна

Старший научный сотрудник, хранитель в отделе новейших течений Русского музея, искусствовед.

Окончила Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.

В Русском музее работает с 1975 года.

БИРЮКОВА Светлана Владимировна

Заведующая отделом «Центр мультимедиа Русского музея».

В 1986 году закончила Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, с 1987 года работает в Государственном Русском музее. 

Автор сценариев ряда мультимедийных ресурсов (с 1997 г.), вошедших в Медиатеку проекта, в том числе программ, посвященных коллекциям музеев России, игровых программ для детей, компьютерных фильмов о картинах Русского музея. 

Опубликовала ряд статей по русской художественной культуре первой половины XVIII века, соавтор ряда каталогов по искусству авангарда из музеев России.

+ List of lections
БОЙКО Алексей Григорьевич

Кандидат искусствоведения, ведущий методист по музейно-образовательной деятельности Русского музея. Автор многочисленных публикаций по проблемам музейной педагогики и социокультурной роли музея. Доцент кафедры теории и истории архитектуры и искусств СПбГХПА, лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства. Научные интересы: русское искусство XIX-XXI вв.

БОРОВСКИЙ Александр Давидович

Заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств, член-корреспондент Российской Академии Художеств. В Государственном Русском музее с 1989 года заведует Отделом новейших течений, курирует основные программы Дирекции по репрезентации актуального искусства, в том числе проект «Музей Людвига в Русском музее» — экспозиция дара семьи Людвигов — и серию выставок современного западного искусства. Член жюри премий "Инновация", "Премия Кандинского", "Премия Курёхина", "Ars Fennica". 

Автор более 400 работ по истории искусства XX века, а также критических статей и статей в каталогах по современному искусству.

ВИНОГРАДОВ Виталий

Живописец, скульптор, медиахудожник, дизайнер. Родился в 1957 году в Одессе, окончил мореходное училище, занимался внедрением портовых механизмов, работал монтажником-высотником. В 1980-х годах переехал в Ленинград и, заинтересовавшись изобразительным искусством, поступил в Академию художеств на скульптурный факультет.

Долгое время жил в Великобритании, занимался предпринимательством и поиском новых изобразительных решений, а с начала 1990-х годов заинтересовался электронными проектами, пластификацией (печать на акриле) и разработал собственный стиль — «схематизм». В настоящее время живет и работает в Санкт-Петербурге и Лондоне.

ВИХОРЕВА Лада Валентиновна

Старший научный сотрудник ответственный хранитель отдела живописи XVIII - первой половины XIX веков Государственного Русского музея.

Круг интересов – творчество русских живописцев первой половины XIX века, в частности С.Ф.Щедрина, А.Г.Венецианова и его школы.

ВОЛОДИНА Александра Владимировна

Кандидат философских наук, преподаватель программы «Современное искусство» НИУ ВШЭ, младший научный сотрудник Института философии РАН, философ, исследовательница современного искусства и культуры.

ВОСТРЕЦОВА Людмила Новомировна

Искусствовед. Старший научный сотрудник отдела рисунка Русского музея.

Автор статей, куратор выставок. Одна из авторов «Энциклопедии русского авангарда» (2013—2014).

Венсан Деталь (Vincent Detalle)

Старший научный сотрудник в области науки о наследии; Руководитель, французская мобильная лаборатория - Лувр, (Париж, Франция). Инженер-исследователь в Центре исследований и реставрации музеев Франции (C2RMF). Инженер-исследователь в Лаборатории исследования исторических памятников (2004–2012). Читает лекции по аналитической технике в Университете Реймса по программе археологии и в Школе архитекторов исторических зданий Шайо. Является членом Научного совета (Национальный институт наследия) и членом Совета по научной интеграции (Национальный центр научных исследований.

ГИРШМАН-КИСТОВИЧ Ирен Александровна

Художник, искусствовед. Окончила Санкт-Петербургское художественное училище им. Н.К. Рериха, Академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Член Творческого союза художников России, член Союза художников Туркменистана. Автор монографий по истории и культурологии Древнего и Средневекового Востока, туркменскому искусству, русскому искусству ориентального направления. Автор более 50 публикаций, в том числе статей к каталогам И. Клычева.

ГЛУШКОВА Ольга Леонидовна

Научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX – начала XXI вв. Русского музея.

ГОГУЛИНА Марина Борисовна

Заведующий сектором экскурсионной работы комплекса "Летний сад-Летний дворец-Домик Петра I".

Искусствовед, методист по культурно-просветительной работе. С 1989 года работает в Летнем саду.

Проводит экскурсии, методические занятия, читает лекции, участвует в разнообразных семинарах по различным темам. Профессиональные интересы: культура и искусство Петровской эпохи, история России XVIII в.; аллегория в искусстве; история ландшафтного искусства. Имеет публикации по названным темам.

ГОЛДОВСКИЙ Григорий Наумович

Заслуженный работник культуры РФ, заведующий отделом живописи XVIII-XIX веков Государственного Русского музея.

Специалист по русскому искусству, автор многих публикаций, в том числе по творчеству К.П. Брюллову и И.К. Айвазовскому. Автор многочисленных выставок.

ГОРДЕЕВА Анастасия Андреевна

Культуролог, искусствовед, заведующая сектором проектов и программ Центра мультимедиа Русского музея. Сфера научных интересов: исследование визуальной культуры, репрезентация произведений искусства в цифровом пространстве, методология искусствоведческих исследований, взаимовлияние русского и западноевропейского искусства, сценография и медиарежиссура. 

ГРАЧЕВА Светлана Михайловна

Доктор искусствоведения, член-корреспондент Российской академии художеств, декан факультета теории и истории искусств, профессор, профессор кафедры русского искусства Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, ведущий научный сотрудник НИИ Теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств.
Автор публикаций и монографии «Современное петербургское академическое изобразительное искусство. Традиции, состояние и тренды развития».

Специализация: отечественная художественная критика ХХ века и отечественное изобразительное искусство ХХ века.

ДАШКИН Марат Равильевич

Заведующий отделом реставрации станковой масляной живописи Русского музея.

ДЕМИДЕНКО Юлия Борисовна

Кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела декоративно-прикладного искусства Русского музея. Историк искусства, культуролог, журналист. 

С 2002 по февраль 2017 — заместитель директора по научной работе Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

Одновременно с музейной деятельностью работала в СМИ: 1995-1996 — редактор журнала «Новый мир искусства», 2003-2004 — помощник редактора (русская редактор) журнала «Balchug News», 2004 — редактор телевизионной программы «Неделя в большом городе» (СПб, 5 канал); 2000–2002 — внештатный обозреватель отдела культура газеты «Коммерсант СПБ», 2004-2005 — автор и ведущая программы «Мода на все» (5 канал; в качестве автора также сотрудничала с журналами «Афиша», «Дилетант», «Мир музея», «Наше наследие», «ОченьУм», «Zoom», «Time out» и др. С 1988 — независимый куратор выставочных проектов (в т.ч. «Память тела», 2000-2005, «Мода и социализм», 2007).

Опыт преподавательской работы: 1992-1995 — Санкт-Петербургский институт сервиса, кафедра «Дизайн костюма» (преподаватель, ст. преподаватель), 2010-2017 — курс по музейному дизайну в Институте Про Арте для студентов СПБГУ.

ДМИТРЕНКО Анатолий Федорович

Заслуженный работник культуры РСФСР, профессор, почетный член Российской Академии художеств, ведущий научный сотрудник отдела живописи II пол. XIX – нач. XXI веков Государственного Русского музея, профессор кафедры искусствоведения Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица, член Союза художников и Союза журналистов, а также член Международной ассоциации искусствоведом. 

Автор более 500 публикаций о творчестве отечественных художников, преимущественно второй половины XX века,  более 100 сценариев радио- и телепередач. Участник научных конференций в России и за рубежом. Куратор крупных выставок отечественного искусства за рубежом.

ДОЛГОВА Анастасия Игоревна

Кандидат искусствоведения, заместитель директора Музея архитектурной художественной керамики «Керамарх», старший научный сотрудник Научно-исследовательского института теории и истории архитектуры и градостроительства (филиала ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России»), выпускающий редактор журналов «Архитектурное наследство» и «Архитектурная керамика мира».

В 2011–2019 гг. — хранитель фонда редкой иностранной книги Всероссийского музея А. С. Пушкина.

В 2015 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Интерьер петербургского модерна. Особняки и дачи».

Сфера научных интересов: русская архитектура второй половины XIX — начала XX века, интерьер петербургского модерна.

Фотография Ю. Молодковца. Источник: сайт музея Керамарх 

 

 

ДОРОНЧЕНКОВ Илья Аскольдович

Профессор факультета истории искусств Европейского университета Санкт-Петербурга, профессор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, приглашенный профессор Университета Брауна, Альберта-Людвига, Венецианского международного университета. С 2019 года заместитель директора по научной работе, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Область научных интересов — восприятие зарубежного искусства в России (вторая половина XIX–первая половина XX в.), история литературы об искусстве, художественное сознание русской эмиграции, изобразительное искусство и русская словесность

Автор-составитель критической антологии «Russian and Soviet Views of Modern Western Art, 1890s to Mid-1930s».

Де Ла Вега Бланка Лассо

Биолог, директор ботанических исследований и научной деятельности Ботанического и Исторического Сада Ла Консепсьон. С 1992 г. работает директором Департамента ботанических исследований и экологического образования в Историко-ботаническом саду «Ла-Консепсьон». С 2000 г. является признанным членом Управляющего совета Природного парка Сьеррас де Техеда, Альмихара и Алама, расположенного в Гренаде.

Обладатель различных премий: «Малага Рисеч», «Малага Паблик Спейсес», премию PARJAP Испанской ассоциации парков и скверов. Удостоена почетного упоминания в конкурсе по расширению Акклиматизационного сада Оротава на Тенерифе. 

Является автором нескольких научных и информационных публикаций и соавтором нескольких книг, в том числе «Историко-ботанический сад «Ла-Консепсьон»: История и путь» ("The Historical-Botanical Garden of la Conception, History and Itinerary»), а также основателем журнала «Эль Ботанико» (El Botanico).

ЕРШОВА Светлана Сергеевна

Кандидат искусствоведения, член Союза художников, критик, сотрудник Русского музея. В 2002 году окончила факультет теории и истории искусств Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Защитила диссертацию на тему «Образ мира в советской живописи конца 1920-х – 1930-х годов». В течение семи лет – преподаватель факультета изобразительного искусства Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена, читала лекции по советскому искусству в Санкт-Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. С 2011 года – приглашенный лектор Лектория Русского музея. 

Сфера научных интересов – отечественное искусство XX – XXI века.

ЖУКОВА Екатерина Алексеевна

Кандидат биологических наук. Заведующая сектором учета и мониторинга зеленых насаждений Русского музея. 

 

ЗАПАДАЛОВА Полина Вадимовна

Кандидат наук, старший научный сотрудник отдела Древнерусского искусства Русского музея. В 2015 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения по теме «Иконография древнерусских царских врат XVI–XVII веков. Происхождение. Типология. Символика».

ИЛЬИНА Елена Васильевна

Заместитель директора по науке Нижнетагильского музея изобразительных искусств, искусствовед, член Союза художников России, член Ассоциации менеджеров культуры. Куратор, член творческой группы проектов, кандидат исторических наук. 

КАРАСИК Ирина Нисоновна

Искусствовед, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Русского музея, член Всероссийской Ассоциации историков искусства и художественных критиков (АИС).

Область основных научных интересов - русский авангард и современное искусство. Автор более 150 публикаций, куратор более 40 выставочных проектов, осуществлённых в пространствах Русского музея, в том числе «В поисках современного стиля» (2018), «Звучащее вещество» (2012), «В круге Малевича» (2000), «Музей в Музее. Коллекция Музея художественной культуры в собрании Русского музея» (1998) и других.


КАРЕЕВА Наталия Дмитриевна

Кандидат искусствоведения, заведующий сектором «Летний дворец и Домик Петра I», отдела живописи XVIII - первой половины XIX вв. Государственного Русского Музея

КАРЛОВА Анастасия Ивановна

Ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Русского музея (с 2004 года), кандидат культурологии, искусствовед.

В 2005 году окончила кафедру истории искусства исторического факультета и продолжила образование в аспирантуре кафедры музейного дела и охраны памятников философского факультета Санкт-Петербургского университета. В 2009 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Музей современного искусства в культуре ХХ века». В 2007-2017 гг. – приглашённый преподаватель кафедры музейного дела и охраны памятников философского факультета Санкт-Петербургского университета. В 2013 г. – приглашенный преподаватель Университета Ювяскюля (читала авторский цикл лекций «Петербургское искусство 1990-х-2000-х годов» на английском языке). Победитель Конкурса индивидуальных грантов для молодых преподавателей Благотворительного фонда В. Потанина (2012-2013 гг.).

Куратор ряда выставочных проектов Русского музея (2004-2019 гг.), посвящённых творчеству Жени Шефа, Ли Кванг-Ха, Мэтта Лэмба, Штефана Шпихера, Энди Уорхола, Ладисласа Кийно, Кати Медведевой, Георга Маттеса, Маркуса Толльмана и других современных художников. Сценарист документального видеофильма о международной системе музеев Людвига.

Автор многочисленных статей и публикаций, в том числе в каталогах и сборниках Русского музея («Музей Людвига в Русском музее», «Страницы истории отечественного искусства» и др.). В 2012-2014 гг. вела авторскую рубрику «Музей современного искусства» в журнале «Диалог искусств». Участник различных всероссийских и международных искусствоведческих, культурологических и философских научных конференций.

Область научных интересов: Современное искусство, Цифровое и видео искусство в современном художественном процессе, Музей современного искусства как феномен культуры.

КАРЛОВ Иван Иванович

Кандидат философских наук. Заслуженный работник культуры Российской Федерации. Член Президиума Правления Творческого союза музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Главный специалист по теории и истории хранительской и реставрационной работы Русского музея. В течении 28 лет (1989-2017 гг.) занимал должность Главного хранителя. Организатор и участник различных Всероссийских и Международных научных конференций, автор ряда публикаций по актуальным проблемам современного музееведения и культурологии.

КАРПОВ Александр Владимирович

Доцент, кандидат культурологии, член Международной ассоциации искусствоведов

Разработаны авторские учебные курсы по дисциплинам «Теория искусства», «Методология истории искусства», «Теория и практика искусства ХХ века», «Теория, история и методология художественного рынка», «Методология современного искусствознания», «Междисциплинарные подходы в современной истории и теории искусства», «Проблемы истории, социологии и психологии искусства», «Основы научно-исследовательской работы в сфере истории искусства» и др.

Область научных интересов:  теория искусства, историография и методология искусствознания; социальная история русского искусства ХХ века; русское искусство 1920-х годов; теория и методология художественного рынка; формы репрезентации современного искусства; междисциплинарные исследования современного искусства.

Автор более 85 научных и учебно-методических публикаций, в том числе 4 монографий.

КИБАСОВ Александр Борисович

Ведущий методист по научно-просветительской деятельности Русского музея, историк искусств. Избранные проекты в ГРМ: лекционные циклы ― «XX век. Направления» (2015–2017) и «XX век. Объекты» (2017–2018), круглые столы ― «Черный квадрат: первые 100 лет»(2015) и «О Кандинском в искусстве» (2016). 

Области интересов: структурализм, психоанализ, социология искусства, эстетическая теория, формализм и авангард.

КИРЦИДЕЛИ Ирина Юрьевна

Научный сотрудник Русского музея, кандидат биологических наук.

В 1993 г. защитила кандидатскую диссертацию по специальности "микология".

Область научных интересов: Экспериментальные исследования грибов. Биоповреждение объектов культурного наследия, исторических памятников и жилых объектов микроскопическими грибами. Анализ аэробиоты и ее связь с деструкцией зданий, сооружений и биологией оппортунистических микромицетов, токсинообразователей и потенциально патогенных для человека. Исследования микромицетов экстремальных местообитаний. Антропогенное влияние на комплексы микромицетов, влияние природных экологических ниш на развитие микромицетов.

КЛЁНОВА Ольга Юрьевна

Ведущий художник-реставратор высшей категории.

В Русском музее работает с 1981 года.

Автор статей и докладов о реставрации станковой масляной живописи.

Занималась реставрацией многих известных произведений из коллекции Русского музея: О. А. Кипренский «Портрет Князя Г. Гагарина ребенком», В. Л. Боровиковский «Павел I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена» и «Портрет вице-канцлера А. Б. Куракина», Д. Г. Левицкий «Портрет А. П. Левшиной» из серии «Смолянки», В. Кандинский «Серия из четырех картин на стеклах», Н. К. Калмаков «Женщина со змеями», И. И. Машков «Дама с контрабасом» и др.

В 2019 году, совместно с художниками-реставраторами М. Р. Дашкиным и Н. Е. Романовой, выполнила сложную реставрацию картины М. Ю. Нестерова «Святая Русь». Редакцией газеты «The Art Newspaper Russia» эта работа была номинирована на премию в разделе «Реставрация года» за 2019 год  (Long List).

Награждена почётным знаком II степени Правительства Санкт-Петербурга «Почетный реставратор Санкт-Петербурга» и премией Правительства Санкт-Петербурга «За вклад в развитие реставрационной отрасли в Санкт-Петербурге».

КЛИМОВ Павел Юрьевич

Кандидат искусствоведения, заведующий отделом живописи II половины XIX – начала XXI веков Русского музея. Куратор выставок, в том числе «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме». Автор статей в альбомах «Праздники по-русски», «Михаил Нестеров», «Герои и злодеи русской истории», «Илья Ефимович Репин. К 150-летию со дня рождения. Сборник статей», «Двое», "Дело государственной важности" (Александр III и художественная жизнь). 

КЛОДТ Ольга Григорьевна

Художник, иконописец, преподаватель. 

Окончила Московский Полиграфический институт, факультет Художественного оформления печатной продукции.

С 1987года занимается иконописью и разработкой иконостасов.

- Три иконостаса в церкви Преображения Господня в Тушино,
- иконостас в храме Покрова Богородицы в Бутырской тюрьме,
- иконостас церкви Святой Троицы г. Челябинска,
- иконостас церкви св. Албания и церкви прп. Сергия Радонежского (Великобритания, Корнуэл),
- три иконостаса церкви Спаса Нерукотворного в селе Никулино Подольского благочиния,
- три иконостаса в церкви Вс. Троицы (г. Электроугли),
- иконостас для храма Казанской Божией Матери (село Товарищево, Московская область),
- иконы для храмов и монастырей Северной Осетии.

С 1996 г. - преподаватель иконописи в Православном гуманитарном институте дополнительного образования  "Со-действие", преподает иконопись в монастыре Св. Марии Магдалины в Иерусалиме (Израиль).

Участник выставок церковного искусства.

КЛЮКАНОВА Ольга Витальевна

Старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Русского музея. Автор научных статей, по древнерусскому искусству, в том числе статьи «Памятники древнерусского прикладного искусства с историческими надписями «Русского музея» Павла Федоровича Коробанова».

КОВАЛЕВА Наталия Ивановна

Кандидат искусствоведения, заведующий отделом народного искусства Русского музея, хранитель фондов текстиля и костюма. Член АИС. Окончила Санкт-Петербургский государственный университет по специальности «История искусств». В Русском музее работает с 2001 года. Соавтор и куратор выставок: «Во всех ты, Душенька, нарядах хороша» (2014), «Платки и шали в России» (2019). Автор более 50 научных публикаций, посвященных проблемам народного и декоративно-прикладного искусства.

Основные темы научных исследований: народный костюм, традиционные головные уборы, платки и ткани кустарного и промышленного производства, история российских текстильных производств конца XVIII – ХХ вв.

КОЗЫРЕВА Наталья Михайловна

Заведующая отделом рисунка и акварели Русского музея, кандидат искусствоведения, член Ассоциации искусствоведов, член Союза художников россии. Куратор многих крупных выставок русского музея. Автор статей и каталогов, в том числе в книгах «Георгий Верейский», «Роман с литографским камнем. Живая графика художника, влюбленного в Петербург (Город)».

Сфера научных интересов: отечественная графика ХХ в., творчество ленинградских художников, искусство русского авангарда. 

КОЛОБКОВА Ирина Андреевна

Кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник отдела народного искусства Русского музея. В 1979 г. окончила Ленинградскую Консерваторию. Участник фольклорных экспедиций 1970-1980-х гг. на Русский Север. В 1992 г. окончила Исторический факультет Ленинградского Государственного Университета (Кафедра истории искусств). Работает в ГРМ с 1985 г. Имеет более 25 работ, посвященных истории традиционной глиняной игрушки. В 2012 защитила кандидатскую диссертацию: "Проблема фольклоризма в современном народном декоративном искусстве". Участник Всероссийских конференций по актуальным проблемам современного народного искусства.

КОЛОМЕЙЦЕВА Серафима Николаевна

Сотрудник отдела экскурсионно-лекционной работы Государственного Русского музея.

Закончила факультет теории и истории искусств Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина.

Область исследовательских интересов: искусство Древней Руси, русское изобразительное искусство второй половины XIX - начала XX века.

КОСТРИЦ Маргарита Алексевна

В 1971 г. окончила институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, с 1971 работает в Государственном Русском музее.
Старший научный сотрудник Отдела новейших течений Русского музея, член Петербургского отделения Международной ассоциации искусствоведов (AICA).

Постоянно занимается коллекционированием произведений для собрания государственного Русского музея в Санкт-Петербурге. Это весьма специфические коллекции, представляющие интересные локальные явления российского и, в частности, петербургского искусства - скульптура, теряющая черты своей пластической наполненности и обретающая качества пространственной инсталляции, или, наоборот, скульптура, пластические черты которой -может быть, последняя реалия, сохранившаяся в петербургской школе; не зафиксированный советскими искусствоведами стиль ар деко (art deko), давший уникальные произведения в текстиле и фарфоровой пластике; современный дизайн, который в классическом его понимании не характерен для русского искусства, представляющего редкие работы новой школы.

Как экспозиционера и куратора выставок современного искусства, ее увлекает задача создания "образа" искусства, соединения разных по видам и временам произведений, репрезентации стилей и связанных с этим экспозиционных проблем.

КОСТРИЦ Филипп Андреевич

Кандидат искусствоведения, ведущий специалист по научно-просветительской деятельности Русского музея.

В 2000 г. окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. Занимается проблемами актуального искусства и его репрезентации в музейном пространстве. В 2001 году стажировался в Музее Виктории и Альберта (Лондон). Department of Prints, Drawings, Paintings and Photographs. Contemporary section. В 2003 году принимал участие в проекте {ПРО}СМОТР (Русский музей, Эрмитаж, Институт ПРО АРТЕ). Курировал проект Марка Волинжера «Врата Королевства» (Михайловский замок).

Автор нескольких лекционных циклов в лектории Русского музея. Среди них: «Актуальное искусство в пространстве современного музея», «Искусство быть современным, или Современные метаморфозы искусства».

Автор около тридцати статей в области актуального искусства. Среди них: «Новая экспозиция Музея Людвига – погружение в предмет актуального» (Сборник науч. конференции ГРМ), 2007, «Посмодернизм – противоречивые слагаемые стиля». По материалам выставок «Postmodernism. Style and Subversion. 1970-1990» музей Виктории и Альберта (Лондон), «Архитектура Ad Marginem» (2007) и «Искусство про искусство» (2009) Русский музей (Сборник науч. конференции ГРМ), 2012, «Радикальные идеи в музейном пространстве. Музей Виктории и Альберта (Лондон)» ж. Новый Мир Искусства, «Венеция между биеннале и карнавалом», ж. «Красный 100%», «Close To Not» – трудности перевода., ж. «Красный 100%», «Архитектурные фантазии – новый проект в Русском музее», ж. «Под Ключ», «Рим – новые музейные ориентиры», ж. «Под Ключ», «Заха Хадид и стихия воды», ж. «Под Ключ», «Мадрид – диалог истории и современности», ж. «Под Ключ».

КРЕСТОВСКАЯ Надежда Олеговна

Научный сотрудник отдела народного искусства Русского музея, старший преподаватель кафедры русского искусства Санкт-Петербургского государственного института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина.

Окончила Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (Факультет истории и теории искусства). С 1975 г. и по настоящее время работает в Государственном Русском музее. Автор более 50 научных публикаций. Руководитель и участник научных экспедиций для сбора и изучения произведений народного искусства в Костромскую, Вологодскую, Архангельскую, Тамбовскую области (1978-1988). Куратор выставок: «Миниатюрная живопись Федоскина» (1995), «Искусство Жостова» (2007), «Во всех ты, душенька, нарядах хороша» (2014).

Основные темы исследований: история изучения народного искусства и формирования музейных коллекций в Санкт-Петербурге, подмосковная лаковая миниатюра и декоративная роспись Федоскина и Жостова, холмогорская резная кость, русский народный костюм.

КРИВДИНА Ольга Алексеевна

Кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Русского музея, профессор Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина, действительный член Петровской Академии наук и искусств, член Союза художников РФ, ИКОМ, АИС. Автор каталогов и статей, куратор различных вытавок. 

За энциклопедию «Скульптура и скульпторы Санкт-Петербурга. 1703-2007» награждена Золотой медалью РАХ.

Специализация: Русское искусство 19 в, Русская скульптура 19 – начала 21 в., Скульптура стран Северной Европы и Германии 19 в.

КРИВОНДЕНЧЕНКОВ Сергей Викторович

Ведущий научный сотрудник Государственного Русского музея, доктор искусствоведения, доцент кафедры истории и теории искусства СПБГУПТД. Член Союза Художников России (2000), член международной Ассоциации искусствоведов (АИС). Автор более 60 научных публикаций (в том числе монографических). 

Область научных интересов: Истории русской пейзажной живописи, методология атрибуции произведений живописи

КРУГЛОВ Владимир Федорович

Искусствовед. Ведущий научный сотрудник отдела живописи II половины XIX – начала XX вв. Русского музея.        

 

КУЗНЕЦОВ Сергей Олегович

Заведующий сектором изучения Строгановского дворца, российский историк и искусствовед, кандидат искусствоведения, доктор исторических наук. С 1984 г. работает в Государственном Русском музее. Профессор Санкт-Петербургского университета с 1998 года. 

Автор книг: «Неизвестный Левицкий. Портретное творчество живописца в контексте петербургского мифа», «Пусть Франция поучит нас «танцовать». Создание Строгоновского дворца в Петербурге и своеобразие придворной культуры России в первой половине XVIII века», «Не хуже Томона. Государственная, меценатская, собирательская деятельность рода Строгоновых в 1771—1817 гг. и формирование имперского облика Санкт-Петербурга», «Строгоновы. 500 лет рода. Выше только цари», «Строгоновский сад. О почти исчезнувшем памятнике», «Строгоновский дворец: архитектурная история»

Область научных интересов: история рода Строгановых.

КУРБАНОВСКИЙ Алексей Алексеевич

Доктор философских наук, искусствовед, профессор, критик, переводчик, главный научный сотрудник Государственного Русского музея, автор многочисленных статей. В 2009 защитил докторскую диссертацию по теме: «Археология визуальности на материале русской живописи XIX – начала ХХ веков». 

Преподавал историю русского искусства в университетах США, преподает в Голландском институте в Санкт-Петербурге, в Санкт-Петербургской консерватории, а также в Европейском университете для иностранных студентов. 

Опубликовал более 180 статей по истории отечественного искусства и современной художественной жизни, автор трех книг: «Искусствознание как вид письма» (СПб., 2000), «Незапный мрак» (СПб., 2007), «Хищный глаз. Новые очерки по археологии визуальности» (СПб., АРС, 2015). 

+ List of lections
ЛАЗУКО Альбина Кузьминична

Ведущий методист сектора методики экскурсионной лекционной работы музея, искусствовед, член Союза художников РФ. Работает в Государственном Русском музее с 1971. 

Область научных интересов: искусство второй половины XIX века.

Автор монографий: «Василий Максимов» (Л., 1982), «В.М. Васнецов» (Л., 1985), «Соломон Гершов» (СПб, 2004).

 

ЛЕБЕДЕВА Татьяна Альбертовна

Главный хранитель Ярославского художественного музея, кандидат культурологии.

ЛЕНЯШИН Владимир Алексеевич

Действительный член Академии художеств СССР (с 1992 года — Российской академии художеств). С 1985 по 1988 был директором Государственного Русского музея, а с 1991 по 2019 год — заведующим отделом ГРМ (отдел живописи второй половины XIX века — начала XXI века).

В 1977 году защитил кандидатскую диссертацию по теме "Портретное творчество В. А. Серова 1900-х годов. Основные проблемы".  В 1978—1985 годах работал главным редактором издательства «Художник РСФСР». 

С 1980 года Владимир Леняшин является заведующим кафедрой русского искусства Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, позднее профессор.

В 1990 году защитил докторскую диссертацию по теме «Проблематика советской живописи в современном художественном процессе и методологические вопросы критики (на материале творчества мастеров Российской Федерации, 1960—1980-е годы)" и получил учёную степень доктора искусствоведения.

В 1988—1991 годах был главным учёным секретарём Президиума Академии художеств СССР. С 1997 года — член Президиума Российской академии художеств (РАХ), с 2005 года — вице-президент РАХ.

Автор ряда книг, посвящённых истории русской живописи XIX и XX веков, в том числе творчеству художников Николая Ульянова, Бориса Угарова, Валентина Серова, Василия Перова, Ильи Репина и Кузьмы Петрова-Водкина. 

ЛИХОЛАТ Константин Викторович

Директор Музея архитектурной художественной керамики «Керамарх», директор реставрационно-строительной компании «Паллада», главный редактор научного журнала «Архитектурная керамика мира». Специалист в области керамического производства, реставратор, историк, меценат и благоустроитель храмов. В качестве научного консультанта и эксперта по архитектурной керамике сотрудничает с рядом музеев: Государственным Эрмитажем, Музеем Императорского фарфорового завода, Государственным музеем-заповедником «Петергоф» и др.

Фотография: сайт музея Керамарх 

ЛОБАНОВА Александра Михайловна

Заместитель директора по научной работе Мордовского республиканского музея изобразительных искусств имени С.Д. Эрьзи, член Союза журналистов.

ЛОГДАЧЕВА Наталья Викторовна
Кандидат искусствоведения, заведующий сектором скульптуры XVIII – начала XX века в отделе скульптуры Русского музея, хранитель фонда.
ЛУНА АГИЛАР Хосе Мария

Академик Академии искусств Сан-Тельмо. Директор Общественного агентства по сохранению Дома-музея Пабло Руиса Пикассо директор филиала Русского музея и филиала Центра Помпиду в Малаге. Был директором Фонда Родригиса Акосты в Гранаде и Музея современной испанской гравюры в Марбелье (Малага). Имеет степень в области философии и литературы, по специальности история искусств Университета Малаги. 

МАЗИН Виктор Аронович

Российский философ и психоаналитик, кандидат философских наук, доцент кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств СПбГУ, заведующий кафедрой теоретического психоанализа Восточно-Европейского института психоанализа (Санкт-Петербург), основатель Музея сновидений Фрейда (Санкт-Петербург)

МАКОГОНОВА Мария Леонидовна

Заслуженный работник культуры РФ. Куратор экспозиции Музея архитектурно-художественной керамики «Керамарх», соавтор концепции музея. Куратор, научный руководитель и автор (в составе коллектива авторов) постоянных экспозициий ГМИ СПб «История Петербурга-Петрограда 1703–1917» и «История тюрьмы Трубецкого бастиона» в Петропавловской крепости. Научный руководитель работ по созданию постоянных экспозиций ГМИ СПб «История Петропавловской крепости» и «Царские комнаты Петропавловского собора». Автор, куратор, непосредственный участник и руководитель работ по созданию временных выставок ГМИ СПб.

Фотография Ю. Молодковца. Источник: сайт музея Керамарх

 

МАКСИМЕНКО Жанна Аркадьевна

Художник-реставратор станковой темперной и станковой масляной живописи, полихромной скульптуры и декоративной резьбы. Имеет первую категорию художника-реставратора резных икон и деревянной скульптуры. 

С 1991 года работает художником-реставратором в секторе реставрации деревянной скульптуры (с 1994 - "Сектор реставрации деревянной полихромной скульптуры", с 2008 - "Сектор реставрации резных икон и деревянной скульптуры") Отдела реставрации экспонатов Русского музея. Работала реставратором-позолотчиком в объединении СНПРМ-2, ПСО "Реставратор". 

С 2007 по 2011 годы совмещала работу художника-реставратора в Русском музее с должностью заместителя генерального директора по реставрации в архитектурно-реставрационной фирме ООО «ПРОстиль». Руководила проектом реставрации особняка Сан-Галли XIX века.

В 2015 году завершила сложную реставрацию экспоната из фонда хранения древнерусского прикладного искусства - подсвечник "Тощая свеча" XIX века.

В 2014-2017 годах принимала активное участие в реставрации уникального деревянного Амвона 1533 года из фонда древнерусского искусства Русского музея совместно с художниками-реставраторами мастерской реставрации резных икон и деревянной скульптуры А.В. Кондратьевой, В.В. Копяковым и В.Я. Чмеленко.

МЕЛЬНИКОВ Виктор Юрьевич

Сотрудник отдела развития садов Русского музея. Исполняющий обязанности заведующего сектором социокультурного развития садов Русского музея. Имеет большой опыт работы в области ботаники. 

МЕНЮ (MICHEL MENU) Мишель

Научный руководитель лаборатории культурного наследия при Национальном исследовательском университете ИТМО (Санкт-Петербург), механики и оптики; директор департамента технологических исследований Центра исследований и реставрации музеев Франции (C2RMF) (до 2021 года).

МОЗОХИНА Наталья Александровна

Кандидат искусствоведения, заведующая отделом первичного учета и движения музейных предметов Государственного Русского музея, исследователь и коллекционер дореволюционных открыток, заместитель главного редактора журнала «Филокартия» (Москва), член Санкт-Петербургского Клуба любителей истории открытки (СПб КЛИО), награждена медалью «За выдающийся вклад в развитие коллекционного дела в России», автор 7 книг и каталогов и свыше 200 статей по истории дореволюционной открытки, об издательствах, типографиях, художниках и фотографах, по вопросам цензуры изображений, об истории формирования коллекций Государственного Русского музея, научный консультант выставки «В пользу добра и милосердия. К 130-летию Общины св. Евгении» (Дворцовый комплекс Ольденбургских, п. Рамонь, Воронежская область), участник нескольких выставок в Музее-институте семьи Рерихов, Центральном музее связи им. А.С. Попова, Липецком историко-культурном музее и Липецком областном краеведческом музее.

МОИСЕЕВА Светлана Владимировна

Кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник отдела живописи XVIII – первой половины XIX века Государственного Русского музея. Автор статей в сборниках «Страницы истории отечественного искусства», «Петр I. Время и окружение», «Рожденные летать… и ползать», «Георг Гроот и елизаветинское время», «Григорий Угрюмов. 1764–1823». 

МУСАКОВА Ольга Николаевна

Ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX - XX веков Государственного Русского Музея.

Доцент кафедры культурологии и искусствоведения Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица. 

Куратор выставок, в частности: «Круг Петрова-Водкина» и « Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. К 140-летию со дня рождения». Автор статей в каталогах, альбомах и книгах, в том числе «Вячеслав Михайлов». 

В 2000—2002 годах была членом Экспертно-закупочной комиссии Комитета по культуре по приобретению произведений культурно-исторического наследия и современного изобразительного искусства Администрации Санкт-Петербурга.

МУТЬЯ Наталья Николаевна

Старший научный сотрудник Института истории СПбГУ, кандидат искусствоведения, доцент Центра инновационных образовательных проектов СПГХПА им. А.Л. Штиглица, член союза художников РФ, член международной Ассоциации искусствоведов. Защитила кандидатскую диссертацию по теме "Творчество Виктора Гартмана" в 2000 году.

Подготовила авторские программы учебных курсов «История декоративно-прикладного искусства», ««Искусство Барокко и Классицизма», «История театрально-декорационного искусства» Русское искусство XVIII века», «Искусство эпохи Возрождения», «Русское искусство XIX - начала ХХ века», «История ювелирного искусства».

НИБИРУ Лера

Живописец, медиахудожник.

В 2003 году получила диплом художника-аниматора в Санкт-Петербургском государственном университете кино и телевидения. Работала в области видео и фотографии; как скрипачка принимала участие в музыкальных проектах ZGA, «Бабслей», Re’sequence, kmnt, «Небесный патруль», «Сирены»; была одним из организаторов фестиваля молодых дизайнеров Open Defence, Санкт-Петербург (2006–2008). С 2009 года занимается в основном графикой, объектами, инсталляцией. Номинирована на Премию Кандинского (2010). Работы находятся в фонд Collection Florence & Daniel Guerlain, Центр Помпиду, Париж.

НИТКУК Елена Сергеевна

Заведующая отделом региональных художественных проектов ГБУК «Сахалинский областной художественный музей». Область научных интересов: традиционная культура, декоративно-прикладное искусство коренных малочисленных народов Севера Приамурья и Сахалина. С 1996 г. по 2009 г. – сотрудник Сахалинского областного краеведческого музея, с 2009 г. по настоящее время – зав. ОРХП СОХМ. Публикации о расшифровке нивхских песен из тетрадей Б.О. Пилсудского из архива Е.А. Крейновича СОКМ, по современной истории, этнографии и декоративно-прикладному искусству коренных малочисленных народов Севера Приамурья и Сахалина.

НОВАКОВСКАЯ-БУХМАН Светлана Михайловна

Историк искусства, научный сотрудник отдела Древнерусского искусства Русского музея. Автор научных статей в изданиях «Светильники Древней Руси из собрания Русского музея», «Клады Древней Руси в собрании Русского музея», «Осень русского Средневековья. Искусство XVII века», «Коллекции Михаила и Сергея Боткиных», «Древлехранилище памятников иконописи и церковной старины в Русском музее». 

ОГАНЕСОВА Юлия Юрьевна

Заведующий отделом климатологии Русского музея, кандидат культурологии, автор методического пособия «Основы превентивной консервации в музее»

ОГУДОВ Сергей

Gosfilmofond of Russia; leading researcher; Department of Biofilmography and International Relations; Moscow International University, Senior Lecturer, Department of Humanities; PhD.

ОЛЬШИНА Екатерина Юрьевна

Научный сотрудник отдела народного искусства Русского музея, хранитель постоянной экспозиции отдела.

Окончила Исторический факультет СПбГУ (кафедра истории русского искусства). В Русском музее работает с 2012 года. Автор публикаций, посвящённых профессиональным знакам коновалов и мясников.

Сфера интересов: изучение профессиональных ремесленных знаков (металл), русская традиционная вышивка XVIII - нач. XIX вв.

ПАВЛОВА Галина Владимировна

Искусствовед, специалист по русской гравюре XVIII – начала XX века; старший научный сотрудник Отдела гравюры Государственного Русского музея.

ПАВЛОВА Татьяна Валерьевна

Заведующий сектором реставрационных научно-исследовательских проектов Русского музея, куратор научно-практической конференции «Нерадовские Чтения», автор лекционного курса «Реставрация масляной живописи. Искусство, ремесло или наука?».

Сфера научных интересов: история российской и зарубежной реставрации, исследования в области реставрации, новые технологии и их применение.

ПЕРЦ Владимир Генрихович

Ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Государственного Русского музея, Куратор выставок «Звучащее вещество» и «Структуры», «Актуальный рисунок» и один из кураторов экспозиции «Музея Людвига в Русском музее». Автор статей в катологах по выставкам «В поисках современного стиля. Ленинградский опыт. Вторая половина 1950-х – середина 1960-х годов», «Структуры». 

ПЕТРОВА Евгения Николаевна

Искусствовед. Заместитель генерального директора Русского музея по научной работе. Кандидат искусствоведения. Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение искусствознания и художественной критики), заслуженный деятель искусств РФ (1996). Член Санкт-Петербургского отделения Союза художников России и  Международного совета музеев (ИКОМ).

ПОРТУГАЛЬСКАЯ Вела Альбертовна

Начальник отдела эксплуатации садов и зеленых территорий Русского музея. Участник конференций в том числе, конференция "Исторические сады в эпоху климатических изменений". 

ПРОЗОРОВА Анна Владимировна

Ведущий методист по научно-просветительской деятельности методического отдела Русского музея, искусствовед. В Государственном Русском музее с 1989 года. Имеет большой опыт экскурсионной и педагогической работы. Автор научно-образовательных и методических программ.

+ List of lections
РОДЕНКОВ Андрей Иванович

Кандидат экономических наук, доцент научный консультант Музея архитектурно-художественной керамики «Керамарх», научный редактор журнала «Архитектурная керамика мира» До 2001 г. находился на преподавательской работе в вузах и на службе в органах государственного управления. В 2001 году в звании подполковника таможенной службы вышел на пенсию по выслуге лет и увлекся краеведением. С 2001 г. занимается исследованием истории архитектурной керамики XIX — первой половины ХХ века. Автор многочисленных публикаций по истории архитектурной керамики. 

Фотография: сайт музея Керамарх 

 

РУДЕНСКАЯ Мария Викторовна

Искусствовед, ведущий специалист сектора мультимедийно-экспозиционной работы Центра мультимедиа Русского музея, преподаватель центра «Искусство и технологии», соавтор мультимедиа программ Русского музея.

РЬЯНОВ Антон

Художник и филолог из Нижнего Новгорода, куратор художественных и инклюзивных проектов, создатель арт-группы «Андрогин и Кентавр» (совместно с Верой Берлиновой), лауреат премии «Инновация-2019», член экспертного совета премии «Инновация-2020», соорганизатор цикла лекций и дискуссий «Диалоги в пространстве» и сокуратор Второго форум-фестиваля «Особый взгляд».

САЛТАНОВА Мария Валерьевна

Старший научный сотрудник отдела новейших течений Русского музея. Автор статьи «Игровые стратегии: современное искусство и работа с детской аудиторией» в сборнике по материалам научной конференции «Страницы истории отечественного искусства». Преподаватель курса «Музеи и галереи современного искусства» в Санкт-Петербургском государственном институте культуры. 

СОЛДАТЕНКОВ Евгений Сергеевич

Начальник Службы реставрации музейных ценностей, заслуженный работник культуры РФ

Родился в Ленинграде 25 сентября 1959 года.

В 1974 году окончил Художественную школу No.1 Дзержинского района г. Ленинграда.

В 1974 году поступил в Ленинградское художественное училище им. В.А. Серова (реставрационное отделение), которое окончил в 1978 году, получив специальность «художник-реставратор станковой живописи». 

С 1978 года - художник-реставратор мастерской реставрации масляной живописи Отдела реставрации Русского музея.

Скрыть полный текст

С 1978 по 1980 годы - срочная служба в рядах вооруженных сил СССР. В 1980 году во время службы в Прибалтийском военном округе, по разрешению командования части, сдал экзамены и поступил на живописное отделение Государственной Академии художеств им Т. Залькалнс (ГАХ), Рига, Латвийская ССР.

В 1981 году, закончив I курс ГАХ перевелся для продолжения обучения в Ленинградский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (отделение теории и истории искусства), который окончил в 1984 году.

В 1987 году за "большой вклад в сохранение отечественного культурного наследия" Е.С. Солдатенков в составе группы реставраторов Русского музея был удостоен звания "Лауреат премии Ленинского комсомола в области литературы и искусства".

В 1988 году, совместно с программистом отдела информатики Русского музея к.н. Н.И. Тертеровым, создал первую в России базу компьютерных данных по реставрации произведений живописи, которая просуществовала до 1991 года, став прообразом будущей информационной системы "КАМИС".

В 1991 году прошел стажировку в Институте реставрации им. Гамильтона Керра при Кембриджском университете (Великобритания), в рамках программы по обмену опытом между реставраторами двух стран, где обучался методикам применения в европейской реставрационной школе синтетических материалов.

В 1993 году прошел стажировку в рамках обменной программы «Русский музей - Музей искусств Метрополитен (США) (Metropolitan Museum of Art)», где знакомился с современными методами использования в североамериканской школе реставрации синтетических материалов. На совместных семинарах познакомил американских коллег с особенностями российской школы реставрации, с основными принципами и приемами использования натуральных природных материалов в процессах укрепления авторской живописи, дублирования холстов, подведения реставрационных кромок и пр. 

Накопленный опыт и знания Е.С. Солдатенков с успехом применял на практике при работе с произведениями из коллекции Русского музея. Выполнил целый ряд уникальных реставрационных работ над шедеврами отечественного искусства. В частности, в 1995 году, совместно с И.Н. Корняковой и А.В. Мининым,  провел сложную реставрацию монументальной картины К.П. Брюллова "Последний день Помпеи". Был проведен значительный комплекс работ - укрепление красочного слоя, классическое дублирование с рабочего подрамника на новый холст, работы по удалению загрязнений, старых кромок и пластырей с тыльной стороны, регенерации старого лака и тонирование утрат. Совместно с реставратором высшей категории А.В. Мининым осуществлял реставрационную подготовку большемерных художественных произведений для цикла выставок "Агитация за счастье".

С 1996 по 2004 гг. являлся членом рабочей группы и Президиума Государственной комиссии по аттестации реставраторов при Министерстве культуры СССР (затем - "Министерстве культуры РФ") вплоть до ликвидации Комиссии в 2004 году.

В 2004 году награжден медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга". В 2005 году за заслуги в сохранении культурного наследия России награжден ведомственной наградой - "Почетной грамотой Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации". В 2008 году присвоено почетное звание "Заслуженный работник культуры Российской Федерации". В 2008 году удостоен ведомственной награды - "Почетный знак 30 лет в музее".

С 1996 по 2004 гг. - заведующий Отделом реставрации экспонатов.

С 2004 по 2018 гг. - заведующий Отделом реставрации музейных ценностей.

С 2013 года - член государственной Аттестационной комиссии (секция живописи) Министерства культуры Российской Федерации по проведению аттестации специалистов в области сохранения культурного наследия <..>, в области реставрации.

С 1 января 2019 года - начальник Службы реставрации музейных ценностей Русского музея.

Член Государственных экзаменационных комиссий и член Реставрационных советов Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина и Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица.

СОЛОМАТИНА Наталья Николаевна

Заведующая сектором рисунка XIII - начала XX веков Государственного Русского музея. Автор статей в изданиях «Александр Осипович Орловский (1777-1832)», «Из русской жизни XVIII – начала XX века: рисунок, акварель, гравюра, фарфор, скульптура», «Исаакиевский собор. К истории создания». 

СОРОКИНА Марина Александровна

Кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник отдела народного искусства Русского музея, доцент кафедры русского искусства Санкт-Петербургского государственного института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина.

Окончила Исторический факультет Ленинградского государственного университета (Кафедра истории искусств). С 1972 г. по настоящее время работает в Государственном Русском музее. Руководитель и участник научных экспедиций для сбора и изучения произведений народного искусства в Ленинградскую, Вологодскую, Костромскую и Новгородскую области (1973-1988). Автор более 100 публикаций. Куратор выставок: «Народное искусство Ленинградской области» (1985), «Русское лоскутное шитье» (1997), «Вологодское кружево» (1998), «Во всех ты, Душенька, нарядах хороша» (2014), «Платки и шали в России» (2019) и др.

Основные темы научных исследований: кружево России, миниатюрная лаковая живопись Палеха, лоскутное шитье, золотное шитье, народный костюм, традиционные головные уборы, платки.

+ List of lections
СТАНКЕВИЧ Елена Валерьевна

Заведующая методическим отделом  экскурсионно-лекционной работы музея, искусствовед. Работает в Государственном Русском музее с 1989 года. Имеет большой опыт экскурсионной и педагогической работы. Автор научно-образовательных и методических программ. Автор электронного курса лекций «Русский авангард. Государственный Русский музей» (Диплом фестиваля творческого интерактивного мультимедиа контента "КОНТЕНТ–2009", победитель в номинации «Мир увлечений»), «Сады Русского музея» (2010).

СТАФЕЕВ Сергей Константинович

Доктор технических наук, профессор, член диссертационного совета, заместитель председателя член ректората ИТМО, начальник отдела психолого-педагогического сопровождения, директор Центра выставочного проектирования ИТМО, сотрудник международной лаборатории «Нейрофизиология виртуальной реальности», сотрудник международной лаборатории «Нелокальная плазма в нанотехнологиях и медицине», председатель комиссии «Естественные науки», член комитета по молодежному научно-техническому творчеству и комитета по качеству образования.

Автор более 150 научных и учебно-методических публикаций в отечественных и зарубежных изданиях.

СТЕКОЛЬНИКОВА Марина Борисовна

Старший научный сотрудник отдела скультуры Русского музея, куратор выставок, автор статей по истории советской скультуры.

СУВОРОВА Анна

Историк искусства, куратор.

Доктор искусствоведения.

Автор и соавтор более 60 научных изданий об истории наивного и аутсайдерского искусства, в том числе книги «Аутсайдерское искусство в России: тенденции, темы, образы» (2020). Куратор более 50 художественных выставок. Член Международного совета музеев, ИКОМ (International Council of Museums, ICOM). Доцент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Руководитель магистратуры «Искусства и гуманитарные науки» в Пермском государственном национальном исследовательском университете.

ТУРКИНА Олеся Владимировна

Кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Русского музея, доцент Факультета свободных искусств и наук СПбГУ, действительный член Северо-Западного отделения Федерации космонавтики России, куратор многочисленных выставок, в том числе Российского павильона на 48-ой Венецианской биеннале, более 200 статей и книг, среди них «Soviet Space Dogs» (2014, FuelLondon). Совместно с Музеем Юрской Технологии (Лос-Анджелес) работала над серией фильмов, посвященных космосу “The Chain of Flowers”: «Levsha» («Левша»), 2000, «The Common Task» («Общее дело»), 2004, «The Great Soviet Eclipse» («Большое советское затмение»), 2008

 

+ List of lections
УХНАЛЕВ Андрей Евгеньевич

Кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства. После получения высшего технического образования с 1983 по 1989 г. работал в отраслевом НИИ мирного профиля, работал в издательстве «Политехника». В 1995 г. окончил факультет теории и истории искусств Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина.

С 1993 по 2013 г. работал в Русском музее, занимаясь изучением Мраморного дворца и его скульптурного убранства, Летнего сада и его ограды, Летнего дворца и многих других интересных предметов. С 2013 г. работал в НИИТИАГ, к деятельности которого приобщился за несколько лет до этого, регулярно участвуя в конференциях «Архитектурное наследство».  С конца 1990-х ведет практическую деятельность художника-архитектора в области создания и реставрации предметов декоративно-прикладного искусства, декора и малых форм.

Область научных интересов: русская архитектура XVIII столетия – петровского времени и эпохи Екатерины II. 

ФЕСЕНКО Анжелика Артуровна

Кандидат исторических наук, ученый секретарь ГБУК «Региональная информационно-библиотечная система».

ЦЕХАНОВСКАЯ Ольга Константиновна

Научный сотрудник Центрального военно-морского музея (Санкт-Петербург). Куратор выставки «Страницы жизни моряка-художника», приуроченной к 195-летию со дня рождения Алексея Боголюбова. 

В 2016 году защитила диссертацию кандидата искусствоведения по теме «Формирование и развитие корабельного декора русского императорского флота XVIII - начала XX вв».

ЧАРЫКОВА Карина Сергеевна

Специалист по координации реставрационной деятельности, научный сотрудник сектора реставрации резных икон и деревянной скульптуры Государственного Русского музея. Автор научных статей, в том числе в сборнике «Искусство Великого Новгорода. Эпоха святителя Макария». 

ЧЕРНГОВСКАЯ Татьяна Владмировна

Российский биолог, лингвист, семиотик и психолог. Профессор Санкт-Петербургского государственного университета, заведующая лабораторией когнитивных исследований. Заместитель директора – координатор когнитивного направления НБИК – центра НИЦ «Курчатовский институт». Заслуженный деятель науки РФ. Инициатор создания специализации «психолингвистика» (дисциплины, изучающей взаимоотношение языка, мышления и сознания) на кафедре общего языкознания филологического факультета СПбГУ.

Сферы научных интересов – психо- и нейролингвистика, когнитивная психология, нейронаука, происхождение языка, теория эволюции, искусственный интеллект, развитие и патология языка, аналитическая философия. Автор более 300 научных трудов в ведущих отечественных и зарубежных изданиях. 

Черданцева Ольга Альбертовна

Начальник отдела изучения, сохранения и развития садов и зеленых территорий Русского музея. Сотрудник Русского музея с 2003 года, главный хранитель садов Русского музея с 2012 года.

Принимала участие в реставрации Михайловского сада и сада вокруг Михайловского замка (2003 -207 гг.) Летнего сада (2009—2012 гг.). Инициатор внедрения  в работу садов программы GIS-BIS — геоинформационной системы по сбору, хранению, обработке, анализу пространственных данных садов и территорий в режиме on-line.

Участник и спикер различных российских и международных профессиональных конференций и семинаров. Автор множества статей, докладов и презентаций об исторических садах и фестивалях садово-паркового искусства в профессиональной и популярной среде.

ШАЛИНА Ирина Александровна

Кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник отдела древнерусского искусства Государственного Русского музея, заместитель директора Музея русской иконы по научной работе, эксперт Росохранкультуры. Автор многочисленных исследований и публикаций о произведениях русской иконописи, в том числе в каталогах «Врата и двери», «Светильники Древней Руси из собрания Русского музея», «Искусство Великого Новгорода. Эпоха святителя Макария», «Дионисий в Русском музее. К 500-летию росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря», «Осень русского Средневековья. Искусство XVII века», «Древлехранилище памятников иконописи и церковной старины в Русском музее». 

ШЕЛЕПИН Константин Юрьевич

Кандидат медицинских наук, сотрудник лаборатории психофизиологии речи Института физиологии им. И.П. Павлова РАН, член экспертного совета НТУ «Сириус», член экспертного совета Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», член Института инженеров электротехники и электроники (Institute of Electrical and Electronics Engineers), генеральный директор «Нейроиконика Ассистив», руководитель образовательного модуля НТУ «Сириус» «Айтрекинг в нейрокогнитивных науках», эксперт Сириус журнала.

ШЕМЯКИНА Наталья Вячеславовна

Кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Института эволюционной физиологии и биохимии им. И. М. Сеченова Российской академии наук, родилась в Ленинграде.
Окончила аспирантуру ИМЧ РАН. Основные научные интересы связаны с исследованием нейрофизиологии когнитивной и творческой деятельности, возрастного развития детей, изучением характеристик ЭЭГ сигнала для применения в ИМК.
С 2012 года – эксперт Федерального реестра экспертов научно-технической сферы, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Научно-исследовательский институт Республиканский исследовательский научно-консультационный центр экспертизы».
Победитель российских и зарубежных научных конкурсов. В 2015 обладатель персонального гранта DAAD для проведения исследований “Modulation of rtACS effects by visual imagery tasks” на базе Института Медицинской психологии Университета им. Отто фон Герике, Магдебург, Германия.
В 2017 г участвует в семинаре “Neuroscience of creativity”, Tallinn, Estonia в качестве приглашенного спикера. Также в 2017 г. является приглашенным лектором курса «Cognition and Emotion of Digital Media» (FI7305DT) в Таллинском университете, в Школе цифровых технологий.
С 2017 - 2022 года – соучредитель ООО "АйБРЕЙН", созданного командой ученых для разработки реабилитационных технологий после инсульта.
Руководитель грантов РГНФ, РФФИ, РНФ разных лет по изучению нейрофизиологии различных аспектов творческой деятельности.
Имеет более сорока полнотекстовых научных публикаций в международных научных изданиях.
Один из последних проектов, инициированный совместно с Мультимедиа центром Русского музея, сообществом художников (при поддержке галереи «Мансарда художников») и при технологической поддержке ООО «Мицар» и ООО «Нейроиконика», направлен на изучение особенностей эстетического восприятия произведений живописи людьми с разным уровнем художественной подготовки, формирования эстетического чувства у детей. 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: