News

20 June 2016 St. Petersburg, Belinskiy library

«Образ В.Г. Белинского в русском искусстве»

11 июня исполнилось 205 лет со дня рождения известного русского литературного критика и публициста В.Г.Белинского, автора множества статей, заметок и монографий о мировой литературе.

Центральная районная библиотека носит имя  Виссариона  Белинского уже более ста лет, поэтому июньская встреча в рамках проекта «Русский музей: виртуальный филиал» была посвящена образу Белинского в изобразительном искусстве.

Значение Белинского и его влияние в русской литературе было очень велико. Он явился учителем и руководителем молодого поколения писателей — плеяды 1840-х годов. Именно Белинский указывает на всемирно-культурное значение Пушкина и "отливает" его посмертный памятник в чеканной формулировке: «Евгения Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением».

Белинский одним из первых, ещё в 1835 году, отмечает в своих статьях талант Гоголя. А десять лет спустя, когда Достоевский заканчивает свою первую серьёзную вещь «Бедных людей», «неистовый Виссарион», напутствует юного писателя: «Будете великим писателем!»

Крепкая дружба связывала Белинского с Некрасовым. Оба когда-то прибыли в столицу без средств, голодали, были на грани нищеты, работали, как одержимые. Строки Некрасова из «Медвежьей охоты», которые поэт написал уже через двадцать лет после смерти Белинского, знала наизусть вся читающая Россия:

"Белинский был особенно любим... Молясь твоей многострадальной тени,

 Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени!

 В те дни, когда все костенело на Руси, дремля и раболепствуя позорно,

 Твой ум кипел - и новые стези прокладывал, работая упорно.

 Ты нас гуманно мыслить научил. Едва ль не первый вспомнил о народе,

 Едва ль не первый ты заговорил о равенстве, о братстве, о свободе".


Белинский стал самым известным русским критиком. Критика – занятие не только неблагодарное, но и опасное. Объективно говоря, Белинский был одним из тех деятелей, кто "политизированной публицистикой подтачивал незыблемо стоявшее веками здание российской монархии".   И вскоре ему вторят Чернышевский, Добролюбов, Писарев.

Художники обращались к образу Белинского не часто, самые известные изображения принадлежат его другу, бывшему крепостному, художнику Кириллу Горбунову. С них же потом делались литографии и гравюры. Интересна графическая серия Б.И.Лебедева. В 1942 году Борис Иванович начал работать над портретом Белинского, личность критика настолько увлекла его, что художник засел в архивах, изучил воспоминания о нем современников, посетил места, связанные с именем критика. В 1948 году художник завершил большую серию рисунков. Новую серию рисунков он подготовил к 150-летию со дня рождения критика, ими проиллюстрированы «Избранные сочинения» Белинского. Вниманию слушателей была представлена картина А.Наумова, на которой изображено посещение больного критика его друзьями Некрасовым и Панаевым, в ней  хорошо передана обстановка, в которой протекали последние дни жизни В.Г. Белинского.

Конечно же, речь шла и об известных скульптурных изображениях Белинского. К примеру, о работе Евгения Викторовича Вучетича – пятиметровом бронзовом изваянии – одном  из самых монументальных скульптур в Пензе.

Ведущая использовала в своем рассказе отрывки из художественного фильма Г.Козинцева «Белинский», снятого в 1951 г., а также документального фильма «Интеллигент. Виссарион Белинский», созданного в 2011 г. режиссером Т. Сорокиной.

Обращение к художественным образам  великого русского литературного критика, публициста и философа, позволило участникам мероприятия вспомнить и по достоинству оценить  его  роль в истории русской литературы , а также  общественно-политическое значение его деятельности в деле продвижения России по демократическому пути развития. 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: