18 May 2017
"The Ambon as the Heritage of Prelate Macarius. Discoveries. Restoration. Conservation. A Lecture
18 мая 2017 года Центре Мультимедиа Русского музея состоялась лекция о реставрации единственного в мире сохранившегося отдельно-стоящего деревянного Амвона византийской православной традиции.
История бытования памятника насчитывает пять веков. Вплоть до XVII в. Амвон активно использовался в богослужении главного собора Новгорода. В XVIII в. он был убран на хоры, откуда был вывезен в 1860 г. в числе других древностей Софийского собора в Академию художеств. В 1897 г. памятник из Академии художеств был передан в Русский музей и до 1920-х гг. находился на экспозиции. В самом начале Великой отечественной войны экспонат был разобран. И только после окончания войны был вновь собран и хранился уже в фондах музея.
Сейчас это единственный в мире сохранившийся отдельно-стоящий деревянный Амвон византийской православной традиции. Конструкция была вырезана из дерева и собрана в 1533 г. как центральный элемент храмового комплекса – собора Святой Софии в Великом Новгороде. Предназначавшийся для свершения особо значимых чинопоследований в богослужении, Амвон был богато украшен иконными изображениями, скульптурой и позолоченной резьбой. Конструкция сохранилась практически целиком (за исключением приставных лестниц и настила кафедры). Вставные живописные иконы с образами святых, располагавшиеся в 3 ряда, до нас не дошли, однако сохранились расписанные резные фигуры человечков нижнего яруса. Частично утраченными также оказались накладные детали (резные валики, киотцы, капители, херувимы).
Проекты реставрации памятника готовились не раз (впервые в 1923 г.), но, к сожалению, так и не были реализованы. В 1990-е годы вновь встал вопрос о реставрации памятника. Были подготовлены обмеры, составлены описания состояния сохранности, проведено комплексное технологическое исследование памятника: анатомический и дендрологический анализы древесины, физико-оптические исследования (в ультрафиолетовом диапазоне излучения и в инфракрасных лучах), химический анализ грунта и некоторых пигментов.
Изначально Амвон включал в себя более 50 конструктивных деталей и около 192 деталей резного декора, большинство из которых дошло до наших дней.
Диаметр Амвона в собранном состоянии (2,26 м.) превышает ширину основных дверей Михайловского дворца Русского музея. Поэтому, одним из необходимых условий для перемещения памятника из фонда древнерусского прикладного искусства в реставрационную мастерскую был полный демонтаж фрагментов. Последний раз подобным образом Амвон разбирали в самом начале Отечественной войны 1941-1945 гг. Тогда экспонат в срочном порядке был разобран на четыре крупных фрагмента, для чего пришлось распилить несущую конструкцию. Детали Амвона были упакованы в ящики и подготовлены для второго этапа эвакуации экспонатов Русского музея в Пермь. Но в связи со стремительным развитием ситуации на фронте и тем, что уже 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда все экспонаты, в том числе и ящики с элементами Амвона, были размещены в подвальных помещениях Русского музея. Они находились там вплоть до 1946 года, когда памятник был распакован и вновь собран уже в помещении фонда древнерусского прикладного искусства, где он хранился до настоящего времени.
В настоящее время реставрационные работы полностью завершены. Памятник экспонировался на выставке «Искусство Великого Новгородаэпохи святителя Макария» корпуса Бенуа Русского музея.
Лекцию читали:
Жанна Аркадьевна Максименко – художник-реставратор сектора реставрации резных икон и деревянной скульптуры Государственного Русского музея
Карина Чарыкова – сотрудник сектора реставрации резных икон и деревянной скульптуры Государственного Русского музея.
Вход свободный. Предварительная запись по телефону (812) 347-87-05
Онлайн трансляция на сайте:www.npvrm.ru при поддержке НП "Виртуальный Русский музей"
Художник-реставратор станковой темперной и станковой масляной живописи, полихромной скульптуры и декоративной резьбы. Имеет первую категорию художника-реставратора резных икон и деревянной скульптуры.
С 1991 года работает художником-реставратором в секторе реставрации деревянной скульптуры (с 1994 - "Сектор реставрации деревянной полихромной скульптуры", с 2008 - "Сектор реставрации резных икон и деревянной скульптуры") Отдела реставрации экспонатов Русского музея. Работала реставратором-позолотчиком в объединении СНПРМ-2, ПСО "Реставратор".
С 2007 по 2011 годы совмещала работу художника-реставратора в Русском музее с должностью заместителя генерального директора по реставрации в архитектурно-реставрационной фирме ООО «ПРОстиль». Руководила проектом реставрации особняка Сан-Галли XIX века.
В 2015 году завершила сложную реставрацию экспоната из фонда хранения древнерусского прикладного искусства - подсвечник "Тощая свеча" XIX века.
В 2014-2017 годах принимала активное участие в реставрации уникального деревянного Амвона 1533 года из фонда древнерусского искусства Русского музея совместно с художниками-реставраторами мастерской реставрации резных икон и деревянной скульптуры А.В. Кондратьевой, В.В. Копяковым и В.Я. Чмеленко.
Другие лекцииСпециалист по координации реставрационной деятельности, научный сотрудник сектора реставрации резных икон и деревянной скульптуры Государственного Русского музея. Автор научных статей, в том числе в сборнике «Искусство Великого Новгорода. Эпоха святителя Макария».
Другие лекции