News

27 April 2018

Страна - блокадному Ленинграду. Пермь.

В рамках подготовки к 75-летию освобождения Ленинграда от фашистской блокады Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда разработал коммуникативный проект «Страна - блокадному Ленинграду». Одним из направлений данного проекта является проведение телемостов с городами, которые принимали эвакуированных ленинградцев.

24 апреля в музее обороны и блокады Ленинграда, на Соляном переулке прошел телемост «Ленинград - Молотовская область» (Санкт-Петербург - Пермь). К участию в телемосте были приглашены сотрудники Русского музея, чья коллекция была эвакуирована в Пермь, сотрудники Академии Русского балета им А.Я. Вагановой, Мариинского театра, Санкт-Петербургской Епархии, представители Пермского землячества, Санкт-Петербургского общественного объединения «Жители блокадного Ленинграда» и исследователи темы эвакуации.

С первых дней войны руководство страны приняло решение об эвакуации главных музеев и театров. Культурное наследие нужно было сохранить любой ценой. В начале войны в Русском музее находилось около 300 тысяч предметов искусства. Но к предметам первой категории, согласно положению военного времени, была отнесена примерно одна десятая часть собрания Русского музея. Нужно было аккуратно снять предметы с экспозиции, рассортировать, упаковать и зафиксировать это в документах. У некоторых музеев все было упаковано наспех и в очень короткие сроки. В Русском музее упаковка произведений началась до официального распоряжения об эвакуации. 

«Когда тронулась в путь первая груженная машина, многие не могли сдержать слез» - писал П. Балтун (искусствовед, директор Молотовского филиала Русский музей в годы войны). Ценный груз из Русского музея занял целый эшелон.

Люди не знали куда ехали. Пакет, в котором было указано место назначения, надлежало вскрыть уже в пути…

Из статьи Г.А. Поликарпой об эвакуации: 

"В Перми, хотя там не разрывались бомбы и снаряды, сотрудникам музея тоже было нелегко. Вместе с привезёнными произведениями искусства они ютились несколько лет в Спасо-Преображенском соборе. Все подвалы, алтарь, летняя церковь были заняты грузами из Ленинграда и Москвы. Их расположение зарисовал на схеме Алексей Савинов,заведующий отделом русской живописи Русского музея. До конца 1942 года сопровождавшие ценный груз сотрудники спали прямо на этих ящиках. Только потом им дали маленькие комнатки, где они могли жить и работать. У эвакуированных на Урал практически не было с собой личных вещей. Никто и представить не мог, что эвакуация продлится почти четыре года. Они налегке уехали в Горький (Нижний Новгород) 1 июля 1941 года, за неделю до этого упаковав в 400 ящиков 26 тысяч экспонатов. Из-за обострения обстановки на фронте в сентябре они в срочном порядке на барже вместе с экспонатами были переправлены в Пермь. Там баржа две недели стояла под дождём и ждала разгрузки, потому что сначала не было  договорённостей о размещении грузов в галерее, а потом долго не могли найти транспорт. Всё это время сотрудники нескольких эвакуированных музеев не оставляли ящики".

Галина Александровна Поликарпова, заведующая фототекой Русского музея, сейчас является главным хранителем памяти о жизни музея в годы Великой Отечественной войны. Об этих событиях она знает почти всё по воспоминаниям коллег, редким архивным фотографиям, хранящимся в её отделе, и книге Петра Балтуна, который до войны был одним из заместителей директоров музея. Людей, проводивших эвакуацию собрания или живших в подвалах музея во время блокады Ленинграда и оберегавших там почти 300 тысяч экспонатов, уже нет в живых. Многие из них не пережили блокаду, других не стало в первые годы после окончания войны. 

В сентябре 1941 года Галине Поликарповой было 8 лет. Из окна своей квартиры, расположенной в бывшем архиерейском доме она наблюдала как к Спасо-Преображенскому собору, где находится художественная галерея, по крутой дороге с трудом поднимаются грузовики, покрытые брезентом. Как и другие жители дома, она не знала, что в кузовах находились  ящики с картинами, скульптурами и ценными предметами из собраний музея Востока, Загорского художественного музея, Третьяковской галереи, а также  главные шедевры Русского музея.

Светлана Владимировна Бирюкова, заведующая Центром мультимедиа Русского музея представила собранные Галиной Александровной архивные материалы об эвакуации и показала презентацию, где были представлены уникальные архивные фотографии Русского музея и фрагмент из фильма Сергея Лепехина "Бурлаки на Каме". 


Светлана Владимровна подчеркнула особое мужество музейных сотрудников эвакуированных в Пермь, которые в отличае от "балетных" и "театральных" не получали пайка и жили там же, где находился привезенный ими груз. Помещения не отапливались и груз приходилось сортировать и размещать самостоятельно. Все тяжелые работы, которые связаны с огромными физическими усилиями по перемещению тяжелейших ящиков, мраморных статуй, деревянных валов, на которые были накатаны самые большие работы музея, все это - легло на плечи музейных сотрудников.  Даже ходила такая поговорка среди музейщиков - "искусство вынесли на своих плечах". И это действительно было так. Однажды, например, огромный ящик пришлось отсавить на берегу под охраной, физических сил перенести его не было. Внутри этого ящика находилась статуя Антокольского "Иван Грозный". И только на следующих день ящик с этой скульптурой доставили на место. А таких ящиков было больше 400! Продолжалась и научно-исследовательская работа. 

Уже в 1944 году к 100 летию Ильи Ефимовича Репина в Молотове открывали масштабную юбилейную выставку. Известные сегодняшнему посетителю Русского музея картины И. Репина " Торжественное заседание Государственного совета", "Запорожцы пишут письмо турецкому султану", "Бурлаки на Волге", портреты Стасова, Рубинштейн, Пирогова, Спасовича, всего 51 работа - все это могли видеть посетители краеведческого музея Молотова в августе 1944 года! Перед этим прошла масштабная выставка работ Нестерова. Совместно с коллегами из Перми продолжалась исследовательская работа, читались лекции, писались статьи, составлялись каталоги. 

Еще полным ходом шли ремонтные и реставрационные работы в залах Русского музея, а 14 октября 1945 года в Ленинград из Перми прибыл эшелон с музейными грузами в сопровождении усиленной военной охраны и сотрудников музея. 7 октября главный хранитель музея Мстислав Владимирович Фармаковский встречал одну из первых машин с экспонатами, пережившими годы войны в дале­ком уральском тылу.

Еще раз хочется вспомнить тех сотрудников, которые провели большую, серьезную работу по сохранению эвакуированных художественных ценностей национального значения, а также активно участвовали в культурно-художественной работе в Перми и Соликамске: 

  • Петр Казимирович Балтун (исполняющий обязанности директора Русского музея, директор филиала музея в Молотове)
  • Николай Николаевич Серебрянников (Директор Молотовской (Пермской) художественной галереи) 
  • Борис Николаевич Эмме (заведующий филиалом Русскогог музея в Соликамске, заведующий отделом прикладного искусства в Русском музее)
  • Полина Яковлевна Козан (руководитель научно-вспомогательного отдела Русского музея, оказывала помощь по хранению груза в Соликамске)
  • Софья Горгиевна Лобус (дочь потомственного служителя коллекции Михайловского дворца Русского музея Александра III, она с 1923 года до конца жизни была заведующей фототекой Русского музея, работала в Соликамске)
  • Маргарита Николаевна Каменская ( заведующая народным отделом Русского музея, была командирована в Соликамск)
  • С 1943 по 1944 на несколько месяцев в Соликамск были командированы сотрудники разных отделов Русского музея - О.Г. Бенуа, М.Г. Слонимска, В.Е. Фармаковская
  • Алексей Николаевич Савинов (ответственный за сохранность экспонатов Русского музея в Перми, заведующий отделом живописи Русского музея)
  • Татьяна Алексеевна Дядьковская (заведующая секцией рисунка Русского музея)
  • Иван Васильевич Овчинников (реставратор, которому приходилось работать с экспонатами всех музеев, включая Пермскую галерею, ставить профилактические заклейки, укреплять, а то и реставрировать их).
  • Шарафеддин Баязетович Мамлеев (технический сотрудник, он не только распаковывал ящики и производил заново упаковку экспонатов, отвечал за исправность печей в Пермской галерее, их топку и ночные дежурства в залах в связи с этим).

 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: