Русский музей и война: уникальные кадры и хроника
Эвакуация Русского музея, Мариинского театра, Вагановского училища: как это было.
Где в Ленинграде в июле 1941-го была закопана скульптура величайшего Растрелли «Анна Иоанновна с арапчонком», как ленинградцы с помощью овса спрятали памятник императору Александру третьему, какой путь в первые дни войны проделал эшелон с вывезенными из Русского музея бесценными сокровищами. Об этом и многом другом узнали посетители Центра мультимедиа Русского музея 19 мая в «Ночь музеев».
«Война. Эта мало известная страница Русского музея полна сложнейшей драматургии», - анонсировали тему встречи работники Русского музея, представив гостям Центра мультимедиа пронзительные документальные фильмы «Эвакуационный роман» и «Бурлаки на Каме».
Лента режиссера Бориса Караджаева «Эвакуационный роман» – проникновенный рассказ и воспоминания очевидцев о том, как пережили эвакуацию из родного Ленинграда в Молотов и Молотовскую область (ныне – Пермь и Пермский край) актеры труппы Мариинского театра и ученики Вагановского хореографического училища.
Лента режиссера Сергея Лепихина «Бурлаки на Каме» – по сути, продолжение картины «Эвакуационный роман». Это хроника спасения произведений искусства, сокровищницы Русского музея в годы Великой Отечественной войны. О героизме работников музея, которые за фантастично рекордные сроки смогли сформировать эшелон с картинами Репина, Серова, Шишкина, Левитана, иконами Рублева и произведениями древнерусского искусства, который отправился в Горький. Затем произведения искусства перегрузили на баржу и доставили в Молотов и Соликамск, где их разместили в картинной галерее и Троицком соборе.
Оба фильма созданы при поддержке Министерства культуры Пермского края, владельцем прокатных прав является киностудия «Новый курс». Русский музей запросил у киностудии единичные показы документальных хроник, чтобы эксклюзивно познакомить с ними петербуржцев в рамках «Ночи музеев».
В день просмотра картин перед зрителями выступила заведующий отделом рукописей и архивов Русского музея Нина Шабалина, которая знает историю эвакуации музейных экспонатов в мельчайших подробностях.
«Когда началась война, в Русском музее находились 166 тысяч экспонатов. Вывезти все было просто невозможно, решали – как спасти самое ценное», - рассказывает Нина Шабалина. Уже 22 июля 1941 года в музее прошло собрание, на котором решали, как действовать в сложившейся ситуации? 23 июля – у Смольного нет ответа на вопрос, как спасать и куда перевозить музейные ценности мирового значения. «Музейщики, не дожидаясь вводных, сняли со стен 7,5 тысяч полотен. Были ящики для упаковки произведений, но не было больших валов для транспортировки экспонатов. А вы знаете, что в Русском музее есть огромные полотна, например, картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи», - продолжает Нина Шабалина.
Работники Русского музея тогда совершили подвиг, о котором до сегодняшнего дня мало кто знает. За девять дней без сна и отдыха они сделали валы, провели колоссальную работу и подготовили для эвакуации сокровищницу музея – картины, иконы (включая икону XII века Ангел Златые власы), хрупкий фарфор. «Все было сделано безупречно, ни один из экспонатов тогда не пострадал», - продолжает Нина Шабалина. Произведения искусства погрузили на открытые платформы и по железной дороге отправили в Горький. Затем директор Русского музея Петр Казимирович Балтун (в последствии автор книги «Русский музей – эвакуация, блокада, восстановление»), головой отвечающий за сохранность груза, получил приказ доставить экспонаты Русского музея в Молотов и Соликамск, где они и хранились до конца войны.
Ровно 26 тысяч 186 бесценных экспонатов покинули Ленинград в 1941 году, чтобы в 1945 году вернуться в залы Русского музея невредимыми.
Далеко не все сокровища смогли вывезти в годы войны. Монументальную бронзовую композицию «Анна Иоанновна с арапчонком» пришлось закопать в Михайловском саду, а сверху скульптуру «защищала» цветочная клумба. «И о том, что находится под землей, в те годы знали только работники Русского музея. Для огромного памятника Александру третьему вырыли котлован, засыпали памятник песком, засадили овсом. Внешне это было похоже на причудливые холмики», - вспоминает Шабалина.
Председатель РОО «Пермское землячество» Григорий Меньшиков, который пришел в Центр мультимедиа Русского музея на просмотр кинолент, отметил вклад ленинградцев в развитие Перми и Пермского края. «События тех лет – эвакуация в Молотов труппы прославленной Мариинки во главе с примой Галиной Улановой, ленинградского хореографического училища (ныне – Академия балета им. А.Я. Вагановой), хранение в Перми величайших экспонатов Русского музея – все это оказало невероятное влияние на Пермский край, на стимулирование культурной жизни в Перми», - говорит Меньшиков.
Дорогим гостем Центра мультимедиа Русского музея в день показа документальных фильмов стала и непосредственная участница тех событий, народная артистка России Татьяна Львовна Пилецкая – выпускница хореографического училища им. А.Я.Вагановой, артистка, сыгравшая расчетливую Татьяну в фильме «Разные судьбы», актриса театра «Балтийский Дом». Режиссер «Эвакуационного романа» пригласил Татьяну Пилецкую для съемок фильма, но до этого дня она не видела картину «Эвакуационный роман» целиком.
«Я помню нашу эвакуацию хорошо, все до мелочей. Это был суровый Урал, с температурой до - 40, а мы бегали, учились... Местные ребята занимались в первую смену, мы – во вторую. Они оставляли нам в парте то картошечку, то луковицу, а мы им в ответ писали записки: «Спасибо!», - вспоминает те дни Татьяна Пилецкая. Кстати, позднее, уже известной актрисой Татьяна Пилецкая посетила Пермский край, где прошла ее военная юность. «Никогда не забуду, как на творческой встрече со зрителями на сцену поднялась женщина и рассказала, что в те годы мы с ней учились в одной школе, сидели за одной партой, и это она мне оставляла то картошечку, ту луковицу. И мою записочку она хранит до сих пор», - рассказала Татьяна Пилецкая в Центре мультимедиа Русского музея.
В съемке фильма «Эвакуационный роман» также принимали участие композитор Сергей Слонимский (сын писателя Михаила Слонимского), дочь Вениамина Каверина – Наталья, искусствовед Михаил Герман, артисты балета, педагоги и балетмейстеры. Автор сценария и режиссер фильма «Эвакуационный роман» Борис Караджаев нанизывает на сюжетную линию очень личные воспоминания артистов, воссоздает историю военных лет. Каждый из героев ленты вспоминал свою историю, но все их рассказы о том, что даже в самые трагичные, голодные годы, в самые отчаянные минуты люди не предавали искусство. Как юные балерины выступали в госпитале, где солдат, оставшийся без рук и без ног, лежал в кровати и … хлопал. «Он мог хлопать только глазами, а в них была такая благодарность», - не сдерживая слез рассказывает одна из героинь фильма «Эвакуационный роман». Как ночью в декабре 1942 года в жуткий мороз от печки загорелся пермский театр, сгорели все костюмы, но вечером артисты Мариинки все равно вышли на сцену и даже не подумали отменить выступление.
«Кинолента всколыхнула мои воспоминания. Я как будто пережила все это снова. Спасибо Русскому музею, который так бережно относится к памяти о войне. Уверена, что всем зрителям было не только интересно посмотреть киноленты, это было еще и очень познавательно», - с благодарностью отметила Татьяна Пилецкая.
Автор статьи: Екатерина Кураева
tags cloud
- #opening_of_a_branch
- #lecture
- #exhibition
- #virtual_exhibition
- #virtual_tour
- #online_exhibition
- #мультимедийная_выставка
- #poster_exhibition
- #online_event
- #masterclass
- #contest
- #занятие
- #festival
- #video_conference
- #round_table
- #conference
- #seminar
- #дошкольники
- #школьники
- #студенты
- #семья
- #серебряный_возраст
- #инклюзия
- #multimedia
- #Business_meeting_of_virtual_brances
- #The_Multimedia_Centre
- #Drammatika
- #ночьмузеевВФРМ
- #РусскомуМузею125лет
- #RussianMuseum120
- #RMcatalogues
- #Библионочь
- #книгиГРМ2019
- #игрыРМ
- #фильмыРМ
- #ночьискусствВФРМ
- #Artefact
- #100years_restorationRM
- #Peter_I_350
- #Antarctica200
- #folk_art
- #profession_restorer
- #RM_anniversary
- #SPb_anniversary