News

12 September 2018 St. Petersburg, Belinskiy library

Лекция "Плененный Италией Сильвестр Щедрин"

12 сентября в ЦРБ им. В.Г. Белинского состоялась очередная встреча в виртуальном филиале Государственного Русского музея. Ведущая  Анна Луценко рассказала о жизни и творчестве выдающегося мастера пейзажной живописи, который после блестящего окончания Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге получил право на продолжительную поездку в Италию для усовершенствования в своем мастерстве, где и оставался до конца жизни. В России прошла только молодость живописца, но, несмотря на годы, проведенные за границей, художник всегда чувствовал себя русским человеком и живо интересовался судьбой родины. Сильвестр Щедрин (1792–1830) – один из самых пленительных художников в русском искусстве. В его творчестве получили своеобразное преломление идеи романтизма, владевшие умами лучших представителей русского общества пушкинской эпохи, желание воплотить в своих произведениях "дум высокое стремленье".

Сильвестр Щедрин завершил определенный период в искусстве развития пейзажа и, вместе с тем, открыл новые горизонты, позволяя существенно расширить художественное видение мира. Своим искусством Сильвестр Щедрин помог заглянуть в вечные "тайны природы", гармонично сочетая в своих произведениях идеальную красоту с достоверностью жизни. Муза его светла и гармонична, восприятие мира - жизнеутверждающее. Эволюция творческих взглядов Щедрина шла от топографического пейзажа в направлении пейзажа романтического, вместе с тем, прокладывая дорогу и для реалистического пейзажа.

Сильвестр Щедрин был первым русским живописцем, начавшим писать этюды маслом на природе. В картинах художника стало учитываться влияние окружающей световоздушной среды на форму и цвет предмета, что вплотную подвело его к пленэру. Стремление как можно глубже показать характер натуры – вот что для Щедрина было главным. Его многочисленные повторы и вариации одной и той же темы служат зримым доказательством его настойчивости в достижении поставленных целей.

Мотив зеленых беседок и террас был одним из любимых в период зрелого творчества Щедрина. В этих картинах художник экспериментировал с правдоподобной передачей световоздушного пространства, добиваясь особой живости полотна. Самая известная картина на этот сюжет – «Веранда, увитая виноградом» (1828).

В последний период жизни Сильвестр Щедрин увлекся морскими пейзажами с особым драматичным освещением. Он написал несколько ночных сюжетов, изображающих море, залитое тревожным лунным сиянием. Один из них находится в Петербурге, это - «Неаполь в лунную ночь» (1829).

tags

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: