29 November 2018
Лекция "Экспрессионизм: переход и погибель"
Экспрессионисты России противостояли искусству салонного академизма и нормативной живописи передвижников, благодушному оптимизму Союза русских художников, пассеизму "Мира искусства" и "Голубой розы". Они выработали свои приемы, основанные на подчеркнутой экспрессивности творческого акта, отражающей душевное состояние автора. Эпатируя, художник разрушал устоявшиеся каноны красоты, прибегал к приемам деформации натуры, свободно оперировал цветом ради выразительности образов.
Содержание каждого экспрессионистского произведения связано с личными переживаниями художника, это - всегда самовысказывание. Активизация экспрессионизма в конце 1910-х отразила мироощущение русских людей эпохи социальных катаклизмов, а также стремление художников совершенствовать образные средства искусства. Русские экспрессионисты не имели своих объединений и не устраивали отдельных выставок.
Экспрессионизм есть едва ли не последнее направление, пронизанное настоящей болью, воплотившее трагическое переживание «расчеловечивания» социальной действительности (за ним при-шел тоталитаризм). Экспрессивное использование ненатурального цвета, гротескное искажение пластики фигуры, «ритмизуюшие» возможности линии, фактура — все это расширило выразительный диапазон искусства ХХ века.
"Немецкий экспрессионизм возник под влиянием идей Ницше, поэтому я назвал лекцию: "Экспрессионизм: переход и погибель" - это из того же контекста, откуда взяли название художники группы "Мост" - А. Курбановский.
Подписаться и смотреть лекцию на Медиапортале Русского музея
Доктор философских наук, искусствовед, профессор, критик, переводчик, главный научный сотрудник Государственного Русского музея, автор многочисленных статей. В 2009 защитил докторскую диссертацию по теме: «Археология визуальности на материале русской живописи XIX – начала ХХ веков».
Преподавал историю русского искусства в университетах США, преподает в Голландском институте в Санкт-Петербурге, в Санкт-Петербургской консерватории, а также в Европейском университете для иностранных студентов.
Опубликовал более 180 статей по истории отечественного искусства и современной художественной жизни, автор трех книг: «Искусствознание как вид письма» (СПб., 2000), «Незапный мрак» (СПб., 2007), «Хищный глаз. Новые очерки по археологии визуальности» (СПб., АРС, 2015).
Другие лекции