Watch on Youtube
Share
14 May 2019
The Caucasian line in the Petersburg of Nicolas I. The history of a masterpiece
Картина Григория Чернецова «Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6-го октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге» - это одно из тех немногих произведений в коллекции Русского музея, в котором предстает не одно событие и не один сюжет.
Это - многотомная, многослойная грандиозная история, подобная произведениям Льва Толстого, в которой переплетаются человеческие судьбы, государственные интересы, частные взаимоотношения внутри определенных сословий, профессиональных сообществ, как, например, театра, военного ведомства, или придворных. Они все связаны настолько, что единого прочтения и одной только подачи картины с точки зрения парада недостаточно. Недостаточно ее и с точки зрения собрания лиц, зрителей. Одна из таких внутренних линий этого грандиозного романа, заключенного в картине – кавказская история.
Казалось бы, произведение художника Чернецова, выполненное по заказу Николая I, посвящено польским событиям, победе в польской компании, а на самом первом плане этой картины стоят горцы в своих экзотических ярких красно-сине-желтых нарядах, черкесках, шароварах. Их невозможно не заметить и они там не просто так находятся. Они - свидетельство большой великой истории, истории с большой буквы. Очевидцы и участники событий на юге России.
Это не просто лекция об одной картине. Пред нами предстанет политическая карта России в персонажах.
Подписаться и смотреть лекцию на Медиапортале Русского музея
Lector:
+ Бирюкова Светлана Владимировна
Заведующая отделом «Центр мультимедиа Русского музея».
В 1986 году закончила Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, с 1987 года работает в Государственном Русском музее.
Автор сценариев ряда мультимедийных ресурсов (с 1997 г.), вошедших в Медиатеку проекта, в том числе программ, посвященных коллекциям музеев России, игровых программ для детей, компьютерных фильмов о картинах Русского музея.
Опубликовала ряд статей по русской художественной культуре первой половины XVIII века, соавтор ряда каталогов по искусству авангарда из музеев России.
Другие лекции