News

22 October 2019 St.Petersburg, Academic University of Management and Economics

«Школа ренессанса» в СПбУТУиЭ: «спящая красавица» Сиена

22 октября в информационном центре виртуального филиала университета состоялась лекция Марины Власовой «Сиена открывает тебе свое сердце. Мастера сиенской школы живописи» из цикла «Школа Ренессанса».

Вторая лекция искусствоведа, научного сотрудника Государственного Эрмитажа, основателя лектория «Живопись+» Марины Власовой была посвящена своеобразию сиенской школы живописи. На предыдущей лекции рассказывалось о творчестве Джотто и флорентийской живописной школе. Флоренция и Сиена находятся в одной области Италии – Тоскане. Но творчество мастеров из этих городов значительно разнится. Недаром говорят: «Флоренция – родина ученых, Сиена – родина поэтов!».

Сиена – хранительница старых традиций и самый готический город Италии, с трудом принимавший новшества в живописи, которые шли из Флоренции. Сиена ориентировалась на французское искусство, это видно по архитектуре, но еще больше – живописи. Именно на севере Франции в 12 веке зародилась готика.

Если сравнить собор в Реймсе, и кафедральный собор в Сиене (Duomo di Siena), посвященный Деве Марии, становится понятно, что итальянская готика имеет свои особенности. Сиенский собор – один из самых ранних памятников европейской готики, на его примере можно проследить органичный переход элементов романского стиля в готический.

Самым главным образом собора является Мадонна Маэста (Madonna Maesta, 1311 г.) – Богородица в славе. В исполнении знаменитого Дуччо Буонисенья, который считался гордостью сиенской школы живописи, это произведение стало высшим достижением готического искусства.

На лекции также поговорили о творчестве Симоне Мартини, братьев Лоренцетти и других художников. Они видели мир по-своему, иначе, чем флорентийцы, и это отразилось в их произведениях.

Симоне Мартини был последователем, а возможно, и учеником Дуччо. К 1315 году относится его известная фреска «Маэста», во многом аналогичная по композиции с иконой Дуччо, но написанная не для церкви, а для зала Большого совета Палаццо Пубблико. Познакомились на лекции и с одной из лучших работ художника – «Благовещение». Эта картина представляет собой диптих-складень. Бесплотная фигура мадонны, задрапированная в темно-синий плащ, выделяющий ее изящный силуэт на золотом фоне, представлена в эффектном эмоциональном и цветовом контрасте с фигурой стоящего перед ней на коленях светлого ангела с большими узорными крыльями.

Левая створка хранится в Национальной галерее Вашингтона, правая створка, на которой и изображена мадонна, находилась в собрании графа Г. С. Строганова в Риме, и в 1911 году согласно завещанию владельца была передана в Эрмитаж.

Слушатели «Школы ренессанса» смогут полюбоваться знаменитым творением во время следующего занятия, которое состоится в залах Эрмитажа.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: