14 November 2019
"Выхолить русскую живопись, вычистить ее..."
Сергею Дягилеву принадлежит выдающаяся роль в создании новой стратегии представления русского искусства в мире. Если ранее русская художественная школа воспринималась как одна из многих, решающая свои локальные задачи, то благодаря Дягилеву и деятельности объединения «Мир искусства» русское искусство становится частью интернационального современного движения.
Вехами этого процесса стали ранние проекты Дягилева: организация в Петербурге в 1897 году выставки скандинавских художественных школ (Швеции, Дании и Норвегии), в 1898 году выставки русских и финляндских художников в Музее Штиглица и устройство в 1899 году Первой Международной художественной выставки.
На выставке 1899 года не было отдельных национальных секций, и русское искусство оказывалось частью общего процесса развития современного искусства.
«Мир искусства» сложился как кружок друзей и родственников, и этим он отличается от всех предшествующих русских художественных движений — от передвижничества, от абрамцевской колонии. Эти друзья и родственники представляли собой очень пеструю космополитическую русскую культурную среду, прежде всего среду Петербурга. И по происхождению, и по воспитанию эти люди впитали в себя культуру Европы, и для них Россия была частью Европы. Это не означало отказа от национального лица — более того, это обостряло проблему искусства как воплощения национального духа. Но решал ее «Мир искусства» по-своему...
В рамках VIII Международного Санкт-Петербургского культурного форума в Центре мультимедиа прошла лекция профессора искусствоведения, заместителя директора ГМИИ им. А.С.Пушкина по научной работе Ильи Аскольдовича Доронченкова, посвященная ранним проектам Сергея Дягилева и концепции творческого объединения "Мир искусства", которая продолжила серию лекций, устанавливающих взаимосвязи развития русского и западноевропейского изобразительного искусства.
Профессор факультета истории искусств Европейского университета Санкт-Петербурга, профессор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, приглашенный профессор Университета Брауна, Альберта-Людвига, Венецианского международного университета. С 2019 года заместитель директора по научной работе, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Область научных интересов — восприятие зарубежного искусства в России (вторая половина XIX–первая половина XX в.), история литературы об искусстве, художественное сознание русской эмиграции, изобразительное искусство и русская словесность
Автор-составитель критической антологии «Russian and Soviet Views of Modern Western Art, 1890s to Mid-1930s».
Другие лекции