24 September 2020
Онлайн-презентация: «Визуализация бурятской идентичности на примерах произведений искусства из коллекции Русского музея XIX - XX веков»
Образ Бурятии в российской живописи появляется к началу XIX века, когда освоение пограничных территорий приобретает новую актуальность – активное развитие политических отношений Российской империи с Монголией и Китаем спровоцировал всплеск интереса к национальной культуре Бурятии.
Многие художники посещали Бурятию с миссией Географического общества или по заданию владельцев плавительных заводов для зарисовки живописных местностей. Именно это послужило появлению многочисленных пейзажей Бурятии. Помимо утилитарной задачи фиксации природного ландшафта, перед художниками стояла высокая задача вписать в политическое и социальное поле Российского государства культуру целого народа через жанр изобразительной журналистики.
Рассказ Светланы Владимировны Бирюковой был построен на произведениях XIX-ХХ веков из коллекции Русского музея, а также на работах современных бурятских художников, таких как Зорикто Доржиев и Даши Намдаков.
Главным выразительным средством презентации стали мультимедийные технологии, которые позволили раскрыть сложность исполнения произведений искусства, обратив внимание зрителя на тайные знаки и скрытые символы.
Презентация прошла в рамках открытия информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал» в городе Улан-Удэ: для участников торжественного открытия состоялось прямое включение из Центра мультимедиа Русского музея.
Заведующая отделом "Центр мультимедиа Русского музея" службы "Виртуальный Русский музей".
В 1986 году закончила Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, с 1987 года работает в Государственном Русском музее.
Автор сценариев ряда мультимедийных ресурсов (с 1997 г.), вошедших в Медиатеку проекта, в том числе программ, посвященных коллекциям музеев России, игровых программ для детей, компьютерных фильмов о картинах Русского музея.
Опубликовала ряд статей по русской художественной культуре первой половины XVIII века, соавтор ряда каталогов по искусству авангарда из музеев России.
Другие лекции