25 March 2021
«Новые художники» (1982-1991) на выставке «Удар кисти» (ГРМ, Музей Людвига)
В истории позднесоветского искусства воплощается евангельское утверждение «И последние станут первыми». Когда говорят о 1980-х годах в Ленинграде, прежде всего называют имена художников, которые тогда, с точки зрения официальной советской культуры, являлись маргиналами – Тимура Новикова, молодого человека без определенных занятий, электрика Русского музея, киномеханика, его друзей Олега Котельникова, Ивана Сотникова, Георгия Гурьянова. Новиков (1958-2002) создал два направления в искусстве Петербурга: «Новых художников» (1982-1991) и неоакадемизм (1990-е). Тогда как искусство московского концептуализма стало первым в критике советского, которое И. Кабаков назвал «огнедышащей помойкой», Новиков и «Новые художники» пошли другим путем, обладая творческой силой преобразить советскую среду и бытовые материалы в сферу живого искусства. Их вдохновляли художники русского авангарда М. Ларионов, И. Зданевич, М. Ле-Дантю, авторы теории «всечества», полагавшие, что искусство не зависимо от профессиональных ограничений. Главным же источником вдохновения для них являлся родной город – волевой и вековой художественный проект, в котором молодые «Новые» чувствовали себя отнюдь не последними, но равными. «Своим присутствием ты превращаешь хижины в дворцы», - сказал участник «Новых» Владимир Сорокин.
Русскому музею, открывшему свои залы для вчерашних маргиналов в конце 1989 года, Тимур Новиков и Сергей Бугаев в 1991-м подарили коллекцию из более сотни картин «Новых художников», что позволило возобновить деятельность Отдела новейших течений, работавшего с авангардом в 1920-е. Выставка «Удар кисти. ″Новые художники″ и некрореалисты» (2010) впервые представила эту коллекцию и привела к расширению границ истории российского искусства: «Новые художники» и некрореалисты в 2011-2012 годах были показаны в Московском музее современного искусства (ММоМА), их произведения были представлены и приобретены в собрания галереи Тэйт Модерн (2014) и Центра Помпиду (2016-2017), выставлены бок о бок с картинами звезд «новой волны» Ж.-М. Баскиа и К. Херинга в проекте «Свободная изобразительность 80-х» (2017). Лекция о выставке представила героев, произведения и философию преображения жизни «Новых художников».
Трансляция прошла на канале Youtube, медиапортале Русского музея и в социальных сетях.
Ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Русского музея, кандидат искусствоведения, доктор философских наук. Искусствовед, куратор и арт-критик. Специалист по русскому и зарубежному искусству XX—XXI веков.
Другие лекции