26 April 2021
Онлайн-лекция «Космос в современном искусстве»
Третья лекция из цикла «Образы будущего» была посвящена интерпретации темы космоса в русском искусстве 1980-х - 2000-х годов.
Космос был важнейшей темой для художников русского авангарда, когда зарождались идеи космических полетов, и для искусства 1960-х годов, когда началось время практической космонавтики. В конце советской эпохи космос мог восприниматься как выход из идеологической клаустрофобии, как в инсталляции Ильи Кабакова «Человек, улетевший в космос из своей комнаты» (1985). Для группы «Новые художники» в 1980-х годах тема космоса стал воплощением в искусстве неомодернистского мифа. Основатель группы Тимур Новиков сумел оторваться от Земли, соединив теорию семантической перспективы пионера советской космонавтики Бориса Раушенбаха и монтажа Льва Кулешова. Андрей Крисанов и Виктор Цой изображали ракеты. Олег Котельников даже включил взлетающую ракету в свою подпись. Группа «Новые композиторы» (Валерий Аллахов и Игорь Веричев) создала музыкальную композицию «Спутник». Андрей Медведев воспевал дирижабли. Георгий Гурьянов назвал свою работу «Поехали!».
Конец советского космоса был символически ознаменован в 1991 году грандиозным праздником – рейвом «Гагарин-пати 1» на ВДНХ в Павильоне «Космос», ставшим одновременно и выставкой работ художника Тимура Новикова, а затем «Гагарин-пати 2». В 1999 году, когда совпали Пасха и День космонавтики, купол московского «Планетария» был превращен Кириллом Ассом, Даниилом Лебедевым и Алексеем Добровым в космическое яйцо. Певцом космоса можно назвать Сергея Шутова. С темой русского космизма работают Елена Елагина и Игорь Макаревич, обратившиеся к идеям Константина Циолковского и Николая Федорова. Космические инсталляции создает Леонид Тишков и Арсений Жиляев.
Трансляция прошла на канале Youtube, медиапортале Русского музея и в социальных сетях.
Ведущий научный сотрудник Отдела новейших течений Русского музея, кандидат искусствоведения, доцент кафедры междисциплинарных исследований и практик в области искусств. С середины 1990-х в течение десяти лет была петербургским корреспондентом журнала Flash Art International. В 1990-х годах входила в редакционную коллегию «Художественного журнала». С 2003 по 2008 год издавала первый онлайн-журнал о современном российском искусстве на английском языке Contemporary Russian Art Newsletter. Входит в редакционную коллегию Art Margins Journal (MIT Press, Cambridge).
Автор многочисленных публикаций и статей, в частности в книгах «Новые поступления. 1998-2014», «Удар кисти. Новые художники и некрореалисты. 1982 - 1991».
Куратор выставок современного искусства, проходивших в Государственном Русском музее, Городском музее Амстердама, Художественном музее Пори.
Другие лекции