18 May 2023
Онлайн-лекция «Итальянская скульптура на берегах Невы. Летний сад»
18 мая состоялась онлайн-лекция Наталии Дмитриевны Кареевой «Итальянская скульптура на берегах Невы» об отдельных статуях и скульптурных группах Летнего сада, интересных с точки зрения сюжета и символики. Лекция приоткрыла для современного зрителя язык аллегорий классического европейского искусства.
Мраморная итальянская скульптура служит главной приметой и особенностью Летнего сада на протяжении уже более трех столетий, хотя количественный состав ее за это время менялся. Именно Петр I выступил инициатором покупки статуй и бюстов в Западной Европе. Наличие в Летнем саду скульптурного оформления характеризовало просвещенность хозяина, его вкус и приобщенность к европейской культуре. Самые ранние сведения о скульптурах в Летнем саду относятся к 1710-1711 году. Планомерная закупка их проводилась в Венеции Саввой Рагузинским и в Риме Юрием Кологривовым в 1716 – 1723 годы. За это время Летний сад был насыщен изображениями мифологических богов и богинь, аллегориями добродетелей, времени суток и времен года, портретами римских императоров и их жен, изображениями муз и сивилл.
Скульптура Летнего сада являлась смелым новшеством в культурной жизни России. В допетровской Руси круглой мраморной скульптуры, изображавшей обнаженное тело, не существовало. Не только вид декоративной садовой скульптуры (обнаженные женские и мужские фигуры – изображения античных богов) являлся новшеством. Незнакомым для русского зрителя был и язык аллегорий, на котором давно разговаривало европейское искусство. Необходимо было знать имена античных богов, их род занятий, присущие им атрибуты, чтобы понимать, по какому поводу упоминается то или иное имя, что обозначает скульптура.
26 мая состоится повтор трансляции с переводом на итальянский язык совместно с Русским домом в Риме.
Кандидат искусствоведения, заведующий сектором «Летний дворец и Домик Петра I», отдела живописи XVIII - первой половины XIX вв. Государственного Русского Музея
Другие лекции