News

06 August 2023 St. Petersburg, Library № 3 of Vasileostrovsky district

Десятая выставка ПАНИ «Россия, здравствуй!" Посвящение 320-летию Петербурга.

Владимир Кузнецов (Влад Красноярский), вице-президент ПАНИ, профессор изобразительного искусства, кандидат педагогических наук, куратор выставочных проектов МО ПАНИ о Десятой выставке ПАНИ «Россия, здравствуй!" Посвящение 320-летию Петербурга:

"С 6 июня по 1 августа состоялась традиционная выставка Московского отделения ПАНИ «Россия, здравствуй!», на которой представлены 34 произведения изобразительного искусства 23 художников Московского отделения Петровской академии наук и искусств. Как всегда, площадкой для проекта и его соорганизатором является Библиотека №6 имени В.В. Вересаева в центре Москвы в Ружейном переулке, 4.
Проекту исполняется 10 лет, и все эти годы его организаторы следовали концепции, отраженной в названии выставки – «Россия, здравствуй!» На этот раз ее темой стало посвящение 320-летию северной столицы России – Петербургу и, конечно, его основателю Петру Великому, 350-летие которого мы отметили в минувшем году, и в июне 2022 года в Библиотеке имени В.В. Вересаева прошел масштабный показ творений членов академии – они представили свое понимание роли личности первого императора России, его вклад в становление страны, укрепление государственности. Та выставка была переправлена в Петербург, и в Юношеской библиотеке им. Н.А. Островского на 17-линии В.О. она находилась на протяжении трех месяцев, настолько она понравилась петербуржцам!
И нынешний проект москвичей переедет в Петербург: 6 августа в Юношеской библиотеке №3 продолжит свою жизнь коллекция, «сочиненная» москвичами. К ним, как всегда, присоединятся академики из Петербурга. Блокадница Галина Фёдоровна Бондарева представит на суд зрителей свои работы. Надеемся на участие Ольги Жоховой и Ольги Ивановой-Меер.
Интересен взгляд художников на город с исторической точки зрения. В нынешней экспозиции прослеживается продолжение темы Петра. Михаил Тян создал живописный коллажный портрет Петра Алексеевича, разместив по низу холста корабли, идущие стремительно по волнам Балтийского моря. Тема создания кораблестроения, которому посвятил император значительную часть своего правления, и во второй работе Михаила Тяна «Здесь будет флотилия!»
Впечатляет жанровая композиция старейшего мастера изобразительного искусства Юрия Купцова, который запечатлел исторический момент: Петр I - в окружении приближенных и священнослужителей, объявляя о своем решении заложить город. Лопата в руке императора – символ начала строительства. Татьяна Малюсова напоминает нам о значимом событии правления Петра Великого – завоевании крепости Орешек. На втором полотне – Петропавловская крепость, и это тоже интересный взгляд на историю государства Российского.
Дмитрий Небогатов, увлеченный темой Петербурга времён Серебряного века, создал сюжет в духе символизма, и на нём изобразил город А. Блока и спешащие куда-то 12 мужчин. Кистью Августы Оранской монументально изображен звонарь Владимирского собора Владимир Кайчук. А вот Наталья Бога (Богданова) – поклонница Ф.М. Достоевского, и в её серии работ «Легенды Петербурга» экспрессивно отражено время этого великого писателя.
В истории Петербурга значительное место занимает период его блокады. Осаждённый фашистами 8 сентября 1941 года Ленинград боролся за жизнь872 дня. Ежедневные бомбардировки и страшный голод не сломили его жителей. Ощущением того времени поделился академик Валерий Чурилов: его два полотна вызывают боль, и на глаза наворачиваются слёзы: «Блокадный хлеб» и «Блокадный Ленинград» - этим диптихом автор отдает дань памяти 641 тысячи жителей героического города.
Местом притяжения петербуржцев и гостей северной столицы признана Университетская набережная, точнее, две скульптуры антропо-зооморфных существ с телом льва и головою человека, которые воплощают мифических чудовищ Древнего Египта - сфинксов. Одного из них изобразила Екатерина Шунина, академик ПАНИ, и назвала работу так: «Хранители города». Они были привезены из Египта в 1832 году, но на набережной заняли место два года спустя. Вероятно, тогда же были смонтированы короны на головах сфинксов.
Несколько произведений на выставке отражают суждение их авторов о Петропавловской крепости. Татьяна Рудановская с помощью монотипии с прорисовкой изобразила это историческое место в лучах заката. Елена Гребенцова выбрала оригинальную точку, с которой Петропавловка просматривается сквозь разведённые крылья Дворцового моста (они поднимаются на 61 градус).
Омар Годинес, академик ПАНИ, член Международной федерации художников ЮНЕСКО (International Federation of Artists UNESCO) и Московского Союза художников, «чувствует» тему Петербурга через образ Пушкина и уже не первый раз предлагает свои работы на выставку, в которых образ поэта создан линиями, напоминающими те, которыми пользовался Александр Сергеевич, делая графические наброски на полях черновиков своих бессмертных творений, строчки из которых у Омара Годинеса начертаны вокруг «портрета», причем большая часть – на испанском языке в переводе художника.
Татьяна Родина влюблена в Невский проспект, и ей по душе петербургский модерн. На ее полотне выделяется Красный мост, по которому и назвала свою работу художник. Романтично смотрятся «Фонтан в Екатерининском парке. Царское село» и «Регата» Надежды Лебедевой. Участвует в выставке и представитель абстрактного направления. Искандер Ильязов (Искан) подготовил серию композиций под названиями: «Балтийский щит России», «Дворцовая площадь», «Дворцы-колодцы Питера» - из них составлен яркий портрет города и его исторического значения в жизни наших предков и современного человека тоже.
Судя по коллекции выставки, можно сказать с уверенностью о том, что художники исследовали любимый город на Неве вдоль и поперёк, и многих можно было увидеть на пленэрах, места для которых они выбрали на берегах каналов и рек. «Вдоль Крюкова канала» и «Набережная канала Грибоедова» - их масляной пастелью изобразила Елена Стёпина. Марине Сибиряковой явно нравится прогуливаться по Банковскому мосту с грифонами на канале Грибоедова, правда, она в своей работе на бумаге передала атмосферу Петербурга второй половины XVIII века: тогда самым нарядным женским нарядом было платье с очень широкой колокообразной юбкой (роброн). В 1793 году были в моде платья, которые назывались "молдаванами" (любимый наряд Екатерины II); носили также еще сюртучки, лиф у которых был не очень длинный, у сюртучков были длинные шлейфы.
Исследованиями «заповедных» уголков города занимается и Елизавета Емельянова, студентка СПГХПА им. А.Л. Штиглица. Молодое дарование приглашено на правах гостя. Два этюда» «Тёплый день в Петербурге» и «Якоря не бросать! 2-й Садовый мост» вызывают уважение к начинающему творцу шедевров, по крайней мере, у девушки – свой подход к тому, что нужно взять в изобразительный ряд
И уже в третий раз мы замечаем канал Грибоедова – на картине Галины Семиглазовой «Утро Питера». И на второй работе Галины Михайловны – это чудесное время суток, когда город просыпается – дома, улицы и водные артерии оживают. Этому автору принадлежит ключевое полотно выставки – «Градостроительство по-царски»: на нем по центру – карта города 1721 года, а вокруг – сооружения, построенные к тому времени Петром Великим. И здесь же портрет реформатора, и он решён в цвете, в отличие от остального изобразительного пространства. Галина Семиглазова, по образованию, архитектор, и такой «градостроительный мотив» ей удался, как и Игорю Лозинскому, профессору архитектуры МарХИ, академику ПАНИ. Он на двух листах графически передал изящество питерских балконов. Наталья Алексеева, хотя и не архитектор, но ей удалось изящно выписать на бумаге с помощью гелиевых ручек всё великолепие и величие Исаакиевского собора, творения выдающегося французского архитектора Огюста Монферрана.
«Канал» - так просто обозначила тему своего этюда Мария Вальдес Одриосола. Вопрос на засыпку: какой это канал? Похоже на интерпретацию Зимней канавки… Смелое обобщение. Оно свойственно Марии Сантьяговне и в полной мере соответствует ее сильному характеру и особенному стилю рисунка масляными красками.
Анжела Бунчук передала на холсте свой восторг «Алыми парусами» на Неве. От работы веет романтическим реализмом. На ней – момент появления сказочно красивого судна с парусами, точно такими же, как у Александра Грина в повести-феерии о непоколебимой вере и всепобеждающей, возвышающей человека мечте. А на Крестовском острове Анжела Михайловна нашла Лебяжий пруд, и в результате получился пейзаж, который может быть использован как декорация для балета «Лебединое озеро» П.И. Чайковского. Романтическим настроением наполнен «портрет природы» «Где-то под Петербургом» Петра Овченкова. Стиль иной, к которому мы привыкли и какой исповедует мастер, но и реалистический рассказ тоже имеет право быть."
__________________________________________________
#библиотекаостровскогоВО

https://vk.com/album214986796_296965745


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: