Медиатека
Виртуальный тур по выставке, которая проходила в Корпусе Бенуа с 5 марта по 21 июня 2021 года.
Зимой 2023 года в Центре мультимедиа Русского музея прошла программа кинопоказов «Петербург. Музей. Кино», посвященная формированию образа города в изобразительном искусстве и кинематографе. В программу входили мультимедийные фильмы Русского музея, созданные на основе коллекции музея, и художественные фильмы российских и зарубежных режиссеров из архивов Госфильмофонда России.
Демонстрация фильмов дополнилась лекциями, комментариями, встречами со специалистами Русского музея и киноведами.
На мастер-классе вы узнаете как в одной работе соединить масляный мелок и акварель и создадите свой уникальный морской пейзаж.
«Я и картина» - это курс-путешествие, знакомящий с шедеврами Русского музея
В этом путешествии вы познакомитесь с двумя картинами выдающегося художника-мариниста Ивана Айвазовского и увидите, как мастерски может представлять художник морскую поверхность в различном ее состоянии.
В этот раз мы познакомимся с картиной Ивана Ивановича Шишкина «Корабельная роща». Узнаем, где прячутся корабли. Найдем на картине живое существо.
В этом путешествии вы познакомитесь с удивительными произведениями созданными художником-пейзажистом Архипом Куинджи.
Творчество Ивана Ивановича Шишкина (1832–1898) занимает особое место в истории отечественного изобразительного искусства. Данная лекция предоставляет возможность во всем многообразии познакомиться с уникальным талантом крупнейшего мастера русского пейзажа в области печатной графики.
Тифлокомментирование — лаконичное, но подробное описание визуальной информации для незрячих и слабовидящих людей. Но может ли тифлокомментарий быть полезен тем, у кого нет ограничений по зрению? В первую очередь, тифлокомментирование — это работа со словом, причем словом наиболее точным. Через слово человек познаёт себя и окружающий мир, поэтому мы предлагаем рассмотреть тифлокомментарий как способ познания искусства, который может быть интересен любому человеку.
Экскурсия к выставке «ХУДОЖНИКИ И КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ - РУССКОМУ МУЗЕЮ. ДАРЫ. ИЗБРАННОЕ (1895-2019)»
Репин уверял, что поводом для создания произведения явилось лишь непосредственное жизненное впечатление, полученное в Куоккала на берегу Финского залива. Уже немолодой живописец горд тем, что ему удалось передать восторг молодых людей, наблюдающих за игрой волн, ломающих первые льдины.
Экскурсия к выставке «ХУДОЖНИКИ И КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ - РУССКОМУ МУЗЕЮ. ДАРЫ. ИЗБРАННОЕ (1895-2019)»
Экскурсия к выставке «ХУДОЖНИКИ И КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ - РУССКОМУ МУЗЕЮ. ДАРЫ. ИЗБРАННОЕ (1895-2019)»
Экскурсия к выставке «ХУДОЖНИКИ И КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ - РУССКОМУ МУЗЕЮ. ДАРЫ. ИЗБРАННОЕ (1895-2019)»
Экскурсия к выставке «ХУДОЖНИКИ И КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ - РУССКОМУ МУЗЕЮ. ДАРЫ. ИЗБРАННОЕ (1895-2019)»
Виртуальный тур по выставке, которая проходила в Русском музее с 23 ноября 2017 по 26 марта 2018 года.
Виртуальный тур создан на основе временной выставки, проходившей в Русском музее с 22 декабря 2016 по 20 марта 2017 года. Выставка включает живописные и графические произведения мастера из собрания Русского музея, Третьяковской галереи, музея-заповедника "Петергоф", Феодосийской картинной галереи им. И. К. Айвазовского, а также из других музеев России.
Фильм создан в рамках виртуального тура по выставке «Иван Константинович Айвазовский. К 200-летию со дня рождения».
Фильм рассказывает о творчестве И.К. Айвазовского, прославленного живописца, художника Главного Морского штаба. Его картины бушующего моря, морских сражений, Вселенского потопа широко известны, однако задумывались ли мы о том, какими средствами передает мастер стихию воды.
Виртуальный тур создан на основе временной выставки «Пётр I. Время и окружение», проходившей в Русском музее с 17 декабря 2015 по 3 апреля 2016 года.
Фильм посвящен жизни и творчеству выдающегося мастера пейзажной живописи, который после блестящего окончания императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге получил право на продолжительную поездку в Италию для усовершенствования в своем мастерстве, где и оставался до конца жизни.
Фильм посвящен двум известным произведениям из собрания Русского музея, картинам Б.М.Кустодиева «Праздник в честь 2-го конгресса Коминтерна 19 июля 1920 года. Демонстрация на площади Урицкого» (1921) и В.В.Купцова «АНТ-20 «Максим Горький» (1934).
Мультимедийная программа объединяет около 500 произведений русских художников, работавших в Италии и итальянских мастеров, оставивших свой след в русском искусстве, в том числе внесших значительный вклад в архитектурный облик дворцов Русского музея.
Фильм посвящен четырем выставкам, прошедшим в Русском музее в 2010 году. На выставке «Небо» демонстрировались работы (от иконы до современного искусства), так или иначе связанные с «небесной» тематикой; «Гимн труду» - полотна представителей соцреализма и авангарда. В рамках выставки «Смолянки» Д Дмитрия Левицкого зрители впервые после масштабной реставрации увидели портреты учениц Смольного института, а выставка «Из русской жизни XVIII - начала XX века» познакомила с развитием бытового жанра в произведениях графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства из собрания Русского музея.
Фильм посвящен жизни и творчеству художника Исаака Левитана, одного из лучших мастеров пейзажной живописи. Сделав природу главным героем своих полотен, Левитан создавал пейзажи, имеющие свое настроение и понятные каждому зрителю.
Этот фильм посвящен особенной категории художников-пейзажистов, которые писали свои работы во время дальних экспедиций, военных походов или путешествий. Такие художники нанимались специально для фиксации увиденных просторов или запечатления военных походов. Среди таких мастеров П.Н.Михайлов, который с командой Ф.Ф.Беллинсгаузена и М.П.Лазарева добрался до Антарктиды, П.П.Свиньин, который много путешествовал, в том числе по Америке, одним из итогов его путешествий стало издание альбома с видами России, а также М.М.Иванов, запечатлевший путешествие императрицы Екатерины II в 1785 году.
Программа рассказывает о путях развития русского авангарда от неопримитивизма к абстракции. Создана специально в помощь лекторам и студентам, всем желающим самостоятельно и глубоко изучать русское искусство.
Программа рассказывает о произведениях искусства конца XIX – начала XX веков, представленных в экспозиции и фондах Русского музея.
Фильм представляет собой несколько новелл на тему "Жизнь природы и человек...". На материалах временных выставок музея рассказывается о том, что природа в произведении искусства является не просто декорацией, а помогает создать художественный образ, вызывающий у зрителя сопереживание.
Мультимедийная программа является первым проектом выявления в фондах Русского музея и презентации произведений художников XVIII-XIX веков, связанных с национальной художественной школой Эстонской Республики. Целью программы является включение в культурный обиход произведений художников Эстонии, которые обучались в Петербургской Академии художеств и совмещали свою работу в Петербурге с жизнью на родине.
Программа включает электронный каталог живописных и графических материалов из наследия крупнейшего русского реалистического художника Ивана Ивановича Шишкина (около 150 работ), статьи специалистов, летопись жизни и творчества. Есть режим создания своего альбома изображений, а также функция копирования статей в буфер обмена.
Масштабная экспозиция выставки «Времена года» охватывает основные этапы развития русского пейзажа. Зима, весна, лето, осень в творчестве известных русских живописцев XIX -XX веков — Сильвестра Щедрина, Михаила Лебедева, Александра Иванова, Архипа Куинджи, Василия Поленова, Ивана Шишкина и других.
О том, как была основана Академия художеств, какие принципы обучения были заложены в ее основу, какими были условия обучения и как награждались ученики за свои успехи, рассказывает в этом фильме директор Русского музея В.А.Гусев на открывшейся выставке «Академия художеств. 1757-2007. К 250-летию со дня основания».
Фильм знакомит зрителей с коллекцией рисунка и акварели второй половины XIX века из собрания Русского музея. Директор музея В.А. Гусев рассказывает о периоде протяженностью в пятьдесят лет, отделяющем эпоху блистательного расцвета графики в первой половине XIX века от времени ее бурного возрождения в начале XX века. Именно в это время происходит всплеск сатирической и журнальной графики, появляются рисовальные вечера, образовывается первое в истории русского искусства графическое объединение, с 1890-х годов открываются выставки графики.
В этом фильме рассказывается о крупнейшем русском пейзажисте XIX века — Сильвестре Феодосьевиче Щедрине — художнике, в творчестве которого пейзаж перестает быть бездушным стаффажем, а становится главным героем произведения и обретает портретные, узнаваемые черты. Выпускник Академии художеств, окончивший ее с золотой медалью и получивший за это право на обучение за границей, уехал в Италию. Там он прожил большую часть жизни, умер и был похоронен на городском кладбище маленького приморского городка.
Программа представляет более 200 произведений живописи и графики художников братьев Аполлинария и Виктора Васнецовых из собраний 27 музеев страны, а также из частных коллекций.
Фильм рассказывает о счастливых историях возвращения в коллекцию Русского музея нескольких произведений искусства: «Портрета П.В.Басина» работы Ореста Кипренского, «Портрета великой княгини Александры Павловны» художника Федора Богневского, «Зимний пейзаж» Ивана Ендогурова и «Дети, выпустившие птичку» кисти неизвестного художника круга Венецианова.
В фильме рассказывается о коллекции искусства Русского музея XX века, которая позволила «реконструировать» в рамках выставки «Время перемен» атмосферу художественной жизни СССР эпохи 1960 -80-х годов XX века – эпоху великого противостояния двух миров в советском искусстве.
В этом фильме директор Русского музея В.А.Гусев вновь обращается к долгосрочной программе Русского музея «Россия», которая дает возможность зрителям, передвигаясь из города в город, из музея в музей открывать для себя все новые и новые истории жизни и творчества иногда удивительно знакомых нам художников, а зачастую многое увидеть и узнать впервые.
Зрители побывают на Волге, где И.Репин написал своих знаменитых «Бурлаков на Волге», в Перми в художественной галерее деревянной скульптуры, а также в Саратове, где жил и работал В.Борисов-Мусатов.
В этом фильме директор Русского музеи В.А.Гусев предлагает зрителям пройти по залам выставки Алексея Саврасова - основоположника лирического направления в пейзажном жанре. Временем наивысшего расцвета творчества художника стали 70-е годы XIX века.
Программа посвящена изобразительному искусству и художественной жизни в Советском Союзе между так называемой "оттепелью" и началом перестройки. Издание объединяет два противостоящих друг другу пласта в художественной культуре 1960-1985 годов. Программа включает около 600 изображений экспонатов, документальные фотографии, аннотации о представленных произведениях.
Третий фильм, посвященный выставкам Русского музея "Дорога" и "Религиозный Петербург", знакомит с произведениями живописи и графики из коллекции Русского музея, а также с потаенным уголком Михайловского дворца ‒ церковью Архангела Михаила. В фильме также рассказывается об утраченных храмах Петербурга, о символическом и метафорическом смысле дороги в произведениях русского искусства.
Фильм предлагает побывать на двух выставках Русского музея: "Дорога" и "Религиозный Петербург", побродить среди живописных полотен по тропинкам познания. Переходя из зала в зал, зрители увидят религиозный Петербург XVIII - XIX веков, царственный город, блиставший золочеными куполами и шпилями многочисленных храмов, соборов и церквей.
Фильм рассказывает о развитии русского церковного искусства на протяжении более чем двух веков - от Петра I до Николая II, о русской иконе и храмовых росписях, и о художниках, посвятивших свою жизнь религиозному искусству.
Марк Шагал (1887-1985) - выдающийся художник XX века. Сегодня невозможно представить себе историю российской и мировой культуры без имени и творчества Марка Шагала. В этом фильме Русский музей представит грандиозную выставку Марка Шагала, которая охватывает два периода творчества художника российского и зарубежного на протяжении семи десятилетий его деятельности.
В программе представлены живопись, рисунки и гравюры, плакаты и скульптуры, созданные художниками в блокадном Ленинграде, в готовой к обороне Москве, на фронте, в тылу.
В программе представлено более 200 работ художника из фондов Государственного Русского музея (живопись, графика, гравюра). Публикуются аннотации о каждом произведении, статьи о творчестве, биографические справки и документальные фотографии.
Программа представляет экскурсию по залам Михайловского дворца, в котором располагается основная экспозиция Русского музея. Программа включает виды интерьеров, живопись, графику и скульптуру из собрания музея (646 экспонатов), аннотации к ним и сведения об авторах произведений.
Имя великого русского художника Константина Андреевича Сомова неразрывно связано с художественным объединением «Мир искусства». Современники говорили о Сомове, что он, в своих произведениях, воплощает тени давно минувшего. Художник был певцом изящного восемнадцатого века, открывая зрителю таинственную прелесть мира пестрого маскарада, пудренных париков и пышных фейерверков.
У каждого художника или картины есть свои секреты, в этом фильме директор Русского музея В.А.Гусев приоткроет завесу тайны. Зрители узнают тайну происхождения О.А.Кипренского и его автопортретов, познакомятся с участниками школы Венецианова, а также с героями картины Г.Г.Чернецова «Парад на Царицыном лугу».
Фильм рассказывает о художнике Викторе Эльпидифоровиче Борисове-Мусатове, расцвет творчества которого пришелся на рубеж двух веков, на время чрезвычайно сложное и исключительно богатое крупными творческими индивидуальностями.
Фильм посвящен жизни и творчеству известных русских художников, воспитанных в традициях «Саратовской художественной школы». Это Алексей Боголюбов, Виктор Борисов-Мусатов, Павел Кузнецов, Петр Уткин и многие другие, получившие в юности сильнейшие художественные впечатления от соприкосновения с выразительной природой Поволжья.
Фильм посвящен жизни и творчеству художника Федора Васильева, одного из мастеров русской пейзажной живописи.
Фильм посвящен художникам, входившим в творческие объединения 1910-1916 годов "Бубновый валет", "Ослиный хвост" и "Мишень". Молодые авангардисты, участвовавшие в выставках этих объединений, противопоставляли свое творчество творчеству художников-символистов.
В программе представлено более 400 работ Б.М. Кустодиева из музеев, библиотек и частных собраний России. Можно ознакомиться с биографией художника, посмотреть его работы; имеются хронологический и алфавитный указатели.
Главное в портрете любого города - люди. Петербуржцы - народ особый. Они сумели сохранить для своего города "петербургский стиль" и в жизни, и в живописи.
В фильме идет речь о произведениях живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства из коллекции Русского музея и музеев Рима, Неаполя, Флоренции, Милана, а также из частных собраний Италии, представленных на одноименной выставке Русского музея.
Шестидесятые годы XIX века явились периодом блистательного расцвета русского реалистического искусства. Русская живопись ярко и разносторонне отразила современную ей жизнь: и острые социальные противоречия, и нищету, и горе трудящегося человека, и неугасимую веру в лучшее будущее, и даже зарождение терроризма в России, о чем пытался сказать Ф.М.Достоевский в своем романе "Бесы". Все эти явления получали воплощение в полотнах русских художников Ф.Васильева, Н.Ге, И.Крамского, Г.Мясоедова, В Пукирева, В.Перова.
Программа включает более 400 полноэкранных репродукций произведений живописи и графики из собрания Государственного Русского музея, которые представляют собой собирательный образ Санкт-Петербурга в различные исторические эпохи
Этот фильм – продолжение знакомства с коллекцией Государственного Русского музея, размещенной на основной экспозиции в Михайловском дворце. Особое внимание в фильме уделено убранству дворцовых залов, скульптуре, изделиям народного искусства, выставленным в залах музея, а также другим предметам искусства из запасников, которые экспонируются на многочисленных выставках, организованных Русским музеем.
Выставка в Русском музее стала своеобразным возвращением на родину всемирно известных мастеров русского искусства - художников-эмигрантов Натальи Гончаровой и Льва Бакста.
Фильм В.А.Гусева посвящен 1860-м годам ‒ одному из интереснейших, неоднозначных и чрезвычайно важных периодов в истории России и русского искусства. Сущность этого времени определяется пафосом обличения и прямой критики художниками окружающей действительности. Необыкновенная отзывчивость к наболевшим вопросам социального бытия, нетерпимость ко злу, искренность выражения своих идей, созвучных настроениям художественной интеллигенции России того времени, делают искусство «шестидесятников» явлением чрезвычайно значительным.
Программа включает летопись художественной жизни 1860-х годов, каталог более 300 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства с аннотациями и биографическими справками о художниках. Программа содержит хронологический индекс произведений искусства, индекс вида искусства, а также алфавитный указатель.
“Очень часто Иван Иванович Шишкин приходил в лес, чтобы нарисовать или маленькую травинку, или мухомор, или какие-нибудь пейзажи - и летом, и зимой, и осенью... Но чаще всего он любил бывать в лесу летом. И вот однажды пошел художник в дремучий лес, шел-шел, да и заблудился. И вышел на полянку. А на полянке увидел трех медвежат, которые играли друг с другом. И так засмотрелся на них, что не заметил, как сзади подошла медведица...” |
“Жил на свете один художник, и он любил рисовать природу заморских стран. И часто, когда он возвращался из своих путешествий, люди приходили к нему и любовались его прекрасными произведениями. Но многие его спрашивали, почему он не хочет написать природу своей страны. И однажды весной он решил пойти на этюды. И как только вышел из дома, увидел он грача...” |
“Жил такой художник – Исаак Левитан. И был он очень грустный, потому что жил он очень тяжело. Его родители были бедными людьми. И даже в том доме, где он вырос, у него не было собственного уголка. И когда он поступил в художественное училище, он часто оставался там ночевать, забивался под лавку, чтобы его не смог найти злой сторож...”
На берегу Азовского моря жил маленький мальчик. И звали его Архип. И, как и все дети, он любил ловить рыбу, загорать на солнце, бегать по песку. А вечером, однажды, он поймал светлячка. И этого светлячка он хотел поближе рассмотреть. Но как только он взял его в руки, свет светлячка погас. А светлячок заговорил с ним человеческим голосом и сказал: "Мальчик, отпусти меня, а вечером приходи к морю, я покажу тебе свою тайну..."
“В одном маленьком городе жил мальчик. Он очень любил рисовать. И однажды он нарисовал прекрасную картину на стене своего собственного дома. Он думал, что родители будут страшно рады. Но когда они вернулись и увидели, что вся белая стена изрисована черным углем, они страшно расстроились... Прошло много лет, и мальчик стал известным художником. А звали его Иван Константинович Айвазовский.”
Чтобы нарисовать пейзаж, надо помнить две вещи: вы должны это место любить или вам оно может очень не нравится, но еще очень важно передать настроение пейзажа.
Экспозиция работ Владимира Баранова-Россинэ в Русском музее - подлинное возвращение из долгой эмиграции одного из известнейших мастеров русского авангарда, последняя выставка произведений которого в России состоялась в 1917 году в Петрограде.
В программе представлено около 300 произведений раннего периода творчества Наталии Гончаровой. В ней содержится подробная хроника жизни и творчества художницы. Электронный альбом снабжен хронологическим и алфавитным указателями произведений.
Фильм о живописце Иване Айвазовском.
Алексей Венецианов параллельно со службой в одном из департаментов занимался живописью. Посещал классы Академии художеств как вольноприходящий, получив в 1811 году звание академика живописи. Он пишет картины, непосредственно наблюдая природу и быт крестьян. Одна из первых его картин - "Гумно".
Фильм посвящен творчеству выдающегося русского художника Ивана Константиновича Айвазовского, непревзойденного мариниста, талантом и скоростью работы которого восхищались современники. До Айвазовского в России так море не писал никто.
Программа знакомит пользователя с развитием импрессионизма в русском искусстве, творчеством самых разных художников и проявлением импрессионизма в отдельных произведениях. Представлены биографические сведения об авторах и аннотации о работах.
Фильм посвящен одному из самых важных и влиятельных художественных объединений конца XIX ‒ первой четверти XX века. Двумя главными идеологами объединения были А. Бенуа и С. Дягилев. Зрителей фильма ждет увлекательный рассказ о знаменитых участниках "Мира искусства", среди которых числились такие художники как Л. Бакст, Е. Лансере, К. Сомов, М. Добужинский и многие другие.
Программа подготовлена к выставке, посвященной одному из самых значительных явлений в художественной жизни России рубежа XIX–XX веков — объединению «Мир искусства».
Программа посвящена столетней истории Русского музея, начиная с его открытия в 1898 году. Включает статьи о художниках и произведениях, зданиях и музейных событиях, исторические справки и фотографии.
Прошедшие лекции и мероприятия в мультимедийном кинотеатре
Евгений Барский на выставке «Преображенная природа». Из цикла «Художник о художниках»
Е. С. Барский
28 мая 2021Выставка «Генрих Семирадский и колония русских художников в Риме». Встреча с куратором
П. Ю. Климов
22 марта 2018Лекция «И.К. Айвазовский – художник Главного Военно-морского штаба»
А.В. Прозорова, О.К. Цехановская
07 февраля 2017Лекция «Явление примитива в русском искусстве XVIII - первой половины XIX вв.»
А.В. Прозорова
19 марта 2013