Богоматерь Знамение
Кульминацией всех знамений Ветхого Завета о Деве Марии считается пророчество Исайи: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7: 14). Эти слова, возвещенные Исайей дому Давидову о продолжении его рода, сохранении царства и происхождении из него Спасителя Мира, стали основой одного из самых распространенных типов Богоматери с младенцем. Выраженный пророком столь кратко и ясно, важнейший догмат христианства о воплощении Бога Девой, и после зачатия сохранившей свое девство, определил емкую иконографическую формулу этого изображения. Его название «Богоматерь Знамение» отражает божественный характер знамения, подтверждающего истинность слов пророка. А сам образ Марии, у которой на груди диск с изображением Христа Эммануила — Воплотившегося Логоса — воспринимается как печать истинности события, уже совершившегося. Ирина Шалина. Иконопись // «Пречистому образу Твоему поклоняемся... ». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 56.
Одним из самых древних византийских образов Богоматери был тип иконы «Богоматерь Великая Панагия». В Византии с ним связывали константинопольский чудотворный образ «Богоматерь Никопея», ставший палладиумом византийского императорского дома. По-видимому, первоначально это было изображение Марии, представленной в рост и держащей перед грудью щиток с образом благословляющего Спаса Эммануила. Возникшие на его основе изображения «Богоматери Кириотиссы» и другие сохраняли его главные иконографические черты. Являясь зримым образом пророчества Исайи (7: 14), образ стал одной из наиболее емких изобразительных формул Воплощения Христа.
На Руси к этому иконографическому типу принадлежала знаменитая новгородская икона «Богоматерь Знамение» (Софийский собор, Великий Новгород). Композиционные особенности иконы: воздетые руки Богоматери Оранты и сфера с поясным изображением благословляющего Спаса Эммануила придавали ее содержанию определенный догматический смысл. Являясь иллюстрацией догмата Воплощения, образ Богородицы уподоблялся «Храму телесному» — вместилищу Божественной Премудрости Бога Слова. Последнее было тесно связано с главным духовным и политическим символом Новгорода — собором Святой Софии. Поэтому «Богоматерь Знамение» издавна служила государственной эмблемой Новгорода, ее изображения помещались на печатях новгородских архиепископов. Заключенное в круг, медальон или помещенное на щит, изображение Спаса, как и сама фигура Оранты, имело в средневековье охранительные функции, поэтому воспринималось как высшее небесное покровительство новгородцам, их защита. С этими представлениями связаны многочисленные чудеса, прославившие икону, и необычно широкое распространение ее иконографии: от точных «в меру и подобие» списков и копий святыни до изображения ее как новгородского символа на печатях, хоругвях, знаменах и иконах, созданных на территории земель древнего Новгорода (ДРЖ-2129, ДРЖ-2901, ДРЖ-1401, ДРЖ-1508). Ирина Шалина. Иконопись // «Пречистому образу Твоему поклоняемся... ». Образ Богоматери в произведениях из собрания Русского музея. СПб. 1995. С. 148-149.
С алтарным пространством храма более всего ассоциировался образ «Богоматери Знамение»: круглый медальон с изображением Спаса Эммануила, помещенный в лоне Богородицы, напоминал об изъятии из круглой просфоры евхаристической частицы — «агнца». Поэтому фресковое изображение «Богоматери Знамение» чаще всего помещалось в конхе жертвенника, где происходила проскомидия — первая часть литургической службы, на которой приготовлялось вещество для евхаристии. Образ «Богоматери Знамение» украшает все предметы литургической утвари — дискосы, потиры, тарели, лжицы, покровцы, воздухи, кадила (ДРТ-89, ДРТ-86, ДРТ-73, БК-3466, БК-3008, БК-2997, БК-3009, ДРД-398). Там же. С. 77.