Коллекция онлайн

1802, село Лух Костромской губернии - 1865, Санкт-Петербург

Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6-го октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге

1837

  • Холст, масло. 212 х 345
  • Ж-6350

  • Пост. в 1922 из ГЭ; ранее (с 1840) - в Зимнем дворце (личные комнаты Александра II), приобретена у автора Николаем I для подарка наследнику


В 1832 году Николай I поручил Чернецову изобразить парад на Царицыном лугу по случаю подавления польского восстания 1831 года. На переднем плане картины изображены зрители парада – 223 портрета «известных лиц всех родов и состояний». Глубже – участники парада, 47 ненумерованных лиц. Среди них можно найти А. С. Пушкина. Почти все портреты писались по натурным зарисовкам карандашом или кистью, исполненными в мастерской художника или в доме портретируемых. В. Б. Демкович // «Он победил и время и пространство...». К 225-летию со дня рождения А. С. Пушкина. СПб, 2024. С. 64.

Главные события парада зафиксированы художником на заднем плане: на фоне дворцовых строений Царицына луга (ныне Марсово поле), Летнего сада, Михайловского замка выстроены гвардейские полки: справа и по центру – кавалерия, слева – артиллерия, в глубине справа и по центру – гвардейская пехота. В центре каре на возвышении – царская палатка, от нее в сопровождении свиты (все изображения военных чинов – их более 40 – портретны) навстречу подъезжающей в карете императрице Александре Федоровне направляются Николай I и наследник-цесаревич. На первом плане картины – изображения зрителей – 223 портрета «известных лиц всех родов и состояний». Среди них – статские и военные сановники, художники (К. П. Брюллов, А. А. Иванов и другие), поэты и писатели (особая группа – А. С. Пушкин, Н. И. Гнедич, В. А. Жуковский, И. А. Крылов), актеры, музыканты, ученые, представители купечества и даже крестьянства (крепостной поэт Ф. Слепушкин, умелец П. Телушкин). Художник писал картину (1833–1837) в своей мастерской в Шепелевском доме (находился на месте Нового Эрмитажа). По высочайшему указу в мастерскую приходили «для снятия портретов» отобранные для участия в действе лица. Для изображения некоторых персонажей Чернецов использовал карандашные зарисовки, сделанные ранее на литературном вечере у В. А. Жуковского, во время поездки в Москву. «Парад на Царицыном лугу» – самое известное произведение Чернецова, по праву рассматривающееся как одно из самых ярких и подробных воплощений образа Петербурга пушкинской поры. Григорий Голдовский // Санкт-Петербург: Портрет города и горожан. СПб, 2003. С. 168.

Изображен парад по случаю подавления Польского восстания 1830—1831. Мятежная Варшава была взята русскими войсками 8 сентября 1831. В подавлении восстания участвовали И. Ф. Паскевич-Эриванский, А. В. Суворов, Д. В. Давыдов и многие другие известные военачальники. Многочисленные рисунки и этюды к картине находятся в ГРМ, ГТГ, ВМП и в других собраниях.

Картина сохранила собственную раму с откидывающейся планкой в нижней части, в которой устроен резерв, помещающий авторскую прорись пером с указанными номерами и списком фамилий 223 персонажей, участвовавших в событии. 

Работа над картиной продолжалась с 1833 по 1837. В 1840 приобретена у автора Николаем I для подарка наследнику.

     Мобильное приложение "Чернецов. Парад"

 

Показать полный текст
Скрыть полный текст

Изображена панорама Царицына луга. Слева — деревья Летнего сада, далее — Михайловский замок, Михайловский сад, павильон Михайловского сада (1820—е; архитектор К. Росси), Михайловский дворец (1819—1825; архитектор К. Росси), справа – казармы лейб-гвардии Павловского полка (в 1817—1819 архитектор В. П. Стасов объединил фасадом постройки первой половины XVIII века). Вдоль линии Павловских казарм расположились полки гвардейской пехоты – Павловский, Преображенский, Семеновский, Измайловский, а также Лейб-гвардии Саперный полк. В центре луга – развернутая походная церковь, где состоялся торжественный молебен. По линии Михайловского дворца выстроены полки гвардейской кавалерии. По линии Летнего сада расположилась артиллерия.

В центре картины разместились два эскадрона легкой кавалерии. Первые две шеренги центрального эскадрона – уланы, с развевающимися на ветру флюгерами разных цветов, Санкт-Петербургского, Курляндского, Смоленского, Харьковского, Литовского, Волынского, а также Лейб-гвардии Уланского Его Императорского Высочества Михаила Павловича полков. За ними выстроились представители гусарских полков – Мариупольского, Изюмского, Павлоградского, Ахтырского, Александрийского и других. Пересекая луг от места молебна к карете Императрицы движется Николай I со свитой. Среди сопровождающих – наследник престола цесаревич Александр Николаевич (будущий император Александр II). В карете – императрица Александра Федоровна с супругой генерал-фельдмаршала Ивана Федоровича Паскевича, активного участника военной кампании в Польше. 

На первом плане изображены зрители парада – яркие представители эпохи. Среди них – герой Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов, видный государственный деятель Михаил Сперанский, литераторы Александр Пушкин, Иван Крылов, Василий Жуковский, художники — Карл и Александр Брюлловы, Федор Бруни, автор картины Григорий Чернецов и его брат Никанор, Президент Императорской Академии художеств, директор Публичной библиотеки Алексей Оленин, актеры, музыканты, светские дамы,  иностранные послы, дипломаты, ученые и купцы. Единственным представителем крестьянского сословия стал Петр Телỳшкин, крестьянин Ярославской губернии, прославившийся тем, что в 1830 году без лесов починил крест на Петропавловском соборе.

Почти все портреты писались по натурным зарисовкам карандашом или кистью, исполненным в мастерской художника или в доме у портретируемых, за некоторым исключением (к примеру, графа Чернышева оказалось трудно заполучить", и его портрет копировался с „Парада" Крюгера. Списки персонажей, которых следовало поместить на картине, направлялись художнику соответствующими ведомствами: Генеральным штабом, Министерством Императорского двора, Дирекцией императорских театров, ИАХ, петербургским городским головой и петербургским военным генерал-губернатором и т. д. и утверждались императором.

Список изображенных с нумерацией, соответствующей вмонтированной в раму прориси, исполненной самим художником, впервые был опубликован в „Художественной газете" Н. В Кукольника (Художественная газета. 1836. С. 14—16) и включал 214 изображений зрителей и 53 персонажа из свиты императора, которые в прориси не поименованы. Картина завершалась в 1837, и к выставке в ИАХ в 1836 некоторые персонажи еще не были написаны. В большинстве случаев зафиксированный Чернецовым облик изображенных не соответствует их реальному возрасту, подтвержденному биографическими данными.

Известно,  что Николай I отвел Григорию Чернецову для работы над «Парадом... »  мастерскую в Шепелевском доме (на месте которого позднее выстроен Новый Эрмитаж). По свидетельству Чернецова, император практически ежедневно заходил к нему (через Эрмитаж) один или с наследником, заглядывала и Александра Федоровна, и великие княжны. Кстати, одновременно с Чернецовымв Шепелевском доме работали два иностранных художника — Вильгельм Адольф (Адольф Игнатьевич) Ладюрнер (1799–1855) и Филипп Таннер (1795–1878).

Программы/фильмы о данном произведении в медиатеке:

Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6-го октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге
Год создания: 2014 | Мультимедийный фильм | Язык: | Продолжительность: 05:40

Фильм, созданный по сценарию директора Русского музея В.А.Гусева, на основе высокоточной съемки картины Г.Г. Чернецова «Парад и молебствие по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге» существенно расширяет представление о николаевской эпохе, знакомит с персонажами уникального группового портрета.

Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6-го октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге
Год создания: 2013 | Мультимедийный фильм | Язык: | Продолжительность: 15:40

Мультимедийный фильм посвящен самой известной картине Григория Чернецова «Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге» (1837) с использованием 3D-моделирования.

Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6-го октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге
Год создания: 2013 | Интерактивная программа | Язык:

Интерактивная программа посвящена самой известной картине Григория Чернецова «Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге» (1837).

Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6-го октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге
Год создания: 2002 | Видеофильм | Язык: | Продолжительность: 26:00

Рассказ о главном произведении Григория Чернецова - огромное полотно «Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге» (1832-1837). 


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: