Для прихожан храма состоялся показ фильма, посвященного картине художника Василия Истомина с исчерпывающим названием «Перенесение Тихвинской иконы Божией Матери из церкви Рождества Богородицы в Успенский собор Тихвинского монастыря 9 июня 1798 года».
Участники кинопросмотра ознакомились вначале с любительским фильмом, посвященным паломнической поездке приходской Воскресной школы к святым местам Северо-запада России, в том числе Тихвинский монастырь. Напоминанием о посещении Богородицкой женской обители стал фильм из медиатеки Русского музея об участии Императора Павла I в крестном ходе с Тихвинским чудотворным образом.
Тихвинская икона Божией Матери — одна из икон, написанная святым апостолом и евангелистом Лукой. В 1383 году икона была чудесным образом перемещена из Константинопольского храма в пределы Северной Руси (близ города Тихвина) за семьдесят лет до взятия турками Константинополя. Событие, послужившее основным сюжетом картины, перенесение иконы в Успенский собор, ее основное хранилище, произошло спустя более четырехсот лет пребывания на Русской земле, в 1798 году.
Об авторе картины известно немного. Русский художник-портретист жил и работал в Санкт-Петербурге, предположительно являлся учеником моравского живописца М.-Ф. Квадаля, приглашенного в Россию императором Павлом I.
Непосредственно император является одной из центральных фигур композиции. Вместе с сыновьями Александром и Константином, они участвуют в перенесении в Успенский собор Тихвинской иконы Божией Матери, «делая ее династической и получая ее благословение». В 1797 году император принял Акт о престолонаследии, который устанавливал строгую очередность в порядке наследования престола, чтобы в дальнейшем не допустить государственных переворотов и интриг. В Акте определялось преимущественное право на наследование престола за мужской частью императорской фамилии.
Император и цесаревичи — не единственные исторические личности, изображенные на картине. Рядом с Павлом I императрица Мария Федоровна; в фелони из золотой парчи, митре и с наперсным крестом — заказчик картины, архимандрит Тихвинского монастыря Герасим (Князев); на переднем плане, обращенный к зрителям, со свитком в руке — сам художник В. Истомин.
Изображение художниками исторического события помогает увидеть его исходный контекст, его выражение в какой-либо период человеческой истории. Сложно переоценить также значение портрета исторической личности. Интересно, как бы мы представили себе Павла I без мастеров портрета Владимира Боровиковского, Степана Щукина и др. портретистов.
Мероприятие проведено при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива-2018».
Церковно-исторический музей.
Приход храма Новомучеников и исповедников Российских
tags cloud
- #opening_of_a_branch
- #lecture
- #exhibition
- #virtual_exhibition
- #virtual_tour
- #online_exhibition
- #мультимедийная_выставка
- #poster_exhibition
- #online_event
- #masterclass
- #contest
- #занятие
- #festival
- #video_conference
- #round_table
- #conference
- #seminar
- #дошкольники
- #школьники
- #студенты
- #семья
- #серебряный_возраст
- #инклюзия
- #multimedia
- #Business_meeting_of_virtual_brances
- #The_Multimedia_Centre
- #Drammatika
- #ночьмузеевВФРМ
- #РусскомуМузею125лет
- #RussianMuseum120
- #RMcatalogues
- #Библионочь
- #книгиГРМ2019
- #игрыРМ
- #фильмыРМ
- #ночьискусствВФРМ
- #Artefact
- #100years_restorationRM
- #Peter_I_350
- #Antarctica200
- #folk_art
- #profession_restorer
- #RM_anniversary
- #SPb_anniversary