News

08 September 2018 Ekaterinburg, Museum

Образовательная программа в рамках выставки натюрморта

Выставка «Между вечностью и повседневностью: натюрморт и интерьер в отечественном искусстве XX века из собрания ЕМИИ» сопровождается четырьмя лекциями по истории таких жанров в мировом искусстве, как натюрморт и интерьер:

  1. 8 сентября в 13.00 «История голландского натюрморта. Его влияние на развитие жанра в других национальных школах»

 

Натюрморт становится самостоятельным жанром в конце XVI – XVII веке, когда в Голландии после буржуазной революции многие живописцы, известные и не очень, начинают массово работать над малыми сюжетами: небольшого формата пейзажи, бытовые зарисовки из жизни многочисленных таверен и кабачков, натюрморты с выдуманными композициями из экзотических фруктов и цветов. По мере обогащения голландских буржуа натюрморты становятся всё более напыщенными, перегруженными различного рода снедью и посудой.

Дальнейшее развитие натюрморта с XVIII века кардинально меняет своё направление – французский художник Жан-Батист Шарден (1699 – 1779) впервые обращается к предметам обыденным и повседневным, находя в их простоте истинный смысл бытия, красоту без украшательств и притворства. Однако многие традиции голландского натюрморта продолжают вдохновлять художников всех национальных школ на протяжении всего XIX и в ХХ столетии.

 

  1. 15 сентября в 13.00 «Старые» интерьеры Европы. Отражение эпохи в мелочах»

 

Развитие жанра интерьер в европейском искусстве начинается с эпохи Возрождения. Впервые у Джотто фоном для величественных библейских сюжетов выбираются хрупкие архитектурные построения и изображения реальной житейской утвари. А благодаря таким художникам, как Боттичелли, Кампен, Гирлайдайо, Ян ван Эйк мы можем увидеть быт и нравы европейцев в XV – XVI вв. В мельчайших подробностях выписано на их полотнах всё - склянки, бумаги с текстом, ящички, коробочки, ножницы, астролябии, квадранты и многогранные солнечные часы.

Жанр интерьер помогал художникам на протяжении многих веков отображать не только своё время и нравы современников, но и через повседневность, через зримый, материальный, вещный мир постигать глубины мироздания.

 

  1. 22 сентября в 13.00 «Особенности русского натюрморта и интерьера конца XIX столетия»

В конце XIX – начале ХХ в. меняется картина мира. Стилистика модерна помогала многим художникам рубежа веков постичь суть происходящих явлений в искусстве. Участники таких объединений, как петербургский «Мир искусства» и московский «Союз русских художников», в поисках новых путей сближения с жизнью всем своим творческим потенциалом демонстрировали стирание граней между искусством малым и большим. В 1890-е - 1910-е гг. многие живописцы работают в жанрах натюрморт, интерьер, портрет в интерьере с элементами натюрморта, достигая в этих малых жанрах невероятной тонкости в передаче высокого эмоционального настроя через нюансы нежнейших колористических переходов. Напротив, чистый цвет на их полотнах декоративен и тревожен.

Роскошные дворцовые интерьеры сменяются многочисленными изображениями уютных, таких милых сердцу, но неумолимо уходящих в безвозвратное прошлое комнат старых усадеб. Чуть позже, на рубеже веков интерьеры и натюрморты обогатят детские образы, в которых чистота и непосредственное проявление чувств ребенка показаны художниками с большой нежностью.

 

  1. 29 сентября в 13.00 «Эстетика фарфора в живописи мирискусников»

 

На рубеже веков фарфор оказался для художников «Мира искусства» следующей после книжной графики и сценического искусства областью прикладной деятельности. К примеру, Константин Сомов, оказавшийся наиболее чутким к сакральному миру человека, был наиболее склонен к изящным формам мелкой пластики. Камерность фарфора, особая условность преломления в нём крайней чувственности были ему чрезвычайно близки. Изделия из фарфора - одна из тех граней роскошного обихода, которые зримо демонстрируют неразрывность изысканного стиля жизни и высокого искусства.

Потому в тончайших живописных композициях мирискусников фарфор становится главным персонажем, театрально ретранслируя символы и пряча смыслы. Однако мирискусники не замкнулись в рамках символизма, им интересна гармония духовного и материального миров. Персонажи натюрмортов и интерьеров К.А. Сомова, А.Я. Головина, С.Ю. Судейкина, Н.Н. Сапунова – фарфоровая скульптура, зеркала в красивых рамах, мебель из ценных пород дерева – расставлены рукой человека Серебряного века, тоскующего по тем эпохам, когда красотой и гармонией, по мнению мирискусников, была наполнена вся жизнь, которые были утеряны в буржуазном мещанском обществе начала ХХ столетия.

Научно-методический сектор информационно-образовательного отдела ЕМИИ

tags

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: