News

21 September 2023 Slantsy (Leningrad region)

Как все начиналось

Сентябрь – это не только первый месяц учебного года, но также возобновление погружения в программу «В мир искусства с Русским музеем». Первыми участниками интегрированных занятий стали пятиклассники художественной школы. Юным художникам в течение часа пришлось находиться в «бушую­щем вул­кане на поляне векового почи­вания изобра­зительного искусства <… > про­шлого быта с такой же луной». В цитате  Казимира Малевича заключается основной смысл и значение появившихся в начале  20 века художественных направлений, которые мы знаем как  «авангард».

На примере репродукций картин В.Кандинского  и Д.Бурлюка, П.Пикассо, Татлина  и Филонова, а также А.Дерена, А.Матисса и С.Дали ребята сравнили фовизм и кубизм, работы футуристов и экспрессионистов, особенности абстракции, супрематизма и сюрреализма.

Конечно, в занятии нашлось место и рассказу, и видеосюжету, но все же занятие больше напоминало дружескую беседу с вкраплениями каверзных вопросов. Причем,  для каждого вопроса нашелся ответ: быстрый или с подсказкой, на основе знания или догадки. Самое главное – знания по теме «Стили и направления начала 20 века» были систематизированы!

Для закрепления выполнили творческое задание. Нужно было соотнести предложенные репродукции и  названия картин. Справились почти без ошибок. Дорогие друзья, как вы думаете, названия каких двух картин вызвали затруднения: «Одиночество» С.Дали,  «Лошадь-молния» Бурлюка Д. Д., «Натюрморт» Андре Дерена, «Десерт: Гармония в Красном» Анри Матисса, «Весна. Декоративное панно»  Бурлюка В. Д.,  «Рыбачья шхуна»   Филонова П. Н., «Матрос» Татлина В.Е., «Композиция с Джокондой («Частичное затмение»)   Малевича К. С., «Сумеречное»   Кандинского В. В., «Цветы мирового расцвета» Филонова П. Н., «Черный квадрат» Малевича К. С. или «Большие головы»  Пикассо  

В завершении методом исключения по принципу «что точно нет» выбрали  картину, которую повесили бы у себя дома. В одной группе это стал «Черный квадрат» (К.Малевич», в другой – «Одиночество» С.Дали. Интересно, каков результат был бы у вас, дорогие читатели нашей странички.

Как бы мы ни относились к авангардным художественным направлениям начала 20 века, прав оказался Александр Николаевич Бенуа, который в свое время сказал: ««Кстати, я вполне одобряю некоторых благора­зумных финансистов, поку­паю­­щих произведения этих „талан­тов“, хотя бы это делалось „на всякий случай“ — авось, вырастут в цене. Едва ли покупа­тели и оши­бутся. Положим, настоящего наслажде­ния эти картины сейчас им и не достав­ляют, но раз уже привлекают, значит — какая-то „магия“ им свой­ственна. Нарочно, если это не дано, не при­влечешь. Я даже думаю, что… со временем их будут покупать на аукционах за „большие тысячи“ с тем, чтобы вешать на тех самых стенах, где прежде кра­сова­лись всякие „Боярышни“ и т. п.». (Бурлюк Д. Галдящие «бенуа» и Новое Русское Национальное Искусство (Раз­говор г. Бурлюка, г. Бенуа и г. Репина об ис­кус­стве). М., 1913).

Позвольте  небольшой анонс: в  начале новой недели, 9 и 10 октября, желающие могут присоединиться  к интеллектуальной игре и посоперничать с обучающимися четвертых классов художественной школы по теме «Русское декоративно-прикладное искусство 18 века». Начало в 17.50, конференц-зал Дома творчества. Ждем вас!


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: