09 April 2024
Лекция «Цифровое декорирование музейных выставок. Опыт выставки Сурикова»
9 апреля в Центре мультимедиа прошла встреча с автором мультимедийных проектов Русского музея Светланой Владимировной Бирюковой, которая рассказала, как разные формы мультимедийного контента дополняют художественные экспозиции на примере выставки Русского музея «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения».
Впервые в оформлении художественной выставки использовано сразу несколько форм мультимедиа, фокусирующих внимание зрителя на важных элементах живописной манеры художника и культурных традициях изображаемой им эпохи. В экспозиции представлены игровые и музейные фильмы, 3D-реконструкция, детская компьютерная игра и предметно-цифровая аудиовизуальная инсталляция.
Так, первый русский игровой фильм «Понизовая вольница» (1908 год, Ателье Дранкова, из архивов Госфильмофонда) расширяет представление о новых медиа в период работы Сурикова над «Степаном Разиным». Возможно, именно картина Сурикова повлияла на появление такого же исторического сюжета в новом виде искусства, в чем выразилось своеобразное проявление русского культурного кода.
В зале, где экспонируется масштабное полотно «Степан Разин», зрители видят фильм о реставрации картины, завершившейся перед открытием выставки. Документальное музейное кино позволяет попасть в реставрационные мастерские Русского музея, имеющие более чем 100-летнюю историю и опыт, и увидеть этапы реставрационных работ живописного полотна.
Визуализированная реконструкция Итальянского похода А.В. Суворова в Альпийских горах и знаменитого перехода через непроходимый перевал поясняет исторический путь персонажей на картине Сурикова «Переход Суворова через Альпы в 1799 году». Здесь использованы технологии воссоздания трехмерной среды (горный ландшафт, примерно 22 500 кв. км), срежиссированный полет камеры, обширная инфографика и как результат – эффект иммерсивного влияния на зрителя.
Для маленьких посетителей специально к выставке создана детская компьютерная игра по мотивам картины «Взятие снежного городка». Такое решение позволяет зрителям в яркой и образной форме познакомиться с игровой национальной культурной традицией, составляющей содержание одноименной картины. В условиях проживания в мегаполисах в плену технологичных сервисов игра напоминает о сибирских зимних забавах с историческим и мифологическим контекстом. У Русского музея уже есть ряд художественно-исторических компьютерных игр, в которые играют посетители его виртуальных филиалов, но впервые такая игра становится дополнением реальной художественной экспозиции.
В последнем зале выставки Сурикова посетители попадают в предметно-цифровое пространство, где представлена мультимедийная инсталляция «Красота вещей». Здесь произведения народного искусства дополняют цифровую проекцию на огромные поверхности стен экспозиции. Увеличение фрагментов картин и сопоставление их с предметами фондов и музыкальным сопровождением привлекает внимание зрителя к мельчайшим деталям, предлагая вернуться к реальным картинам в залах и еще раз рассмотреть, с какой любовью к фактуре и отделке художник наполнял свои картины жизнью реальных вещей.
Генеральный спонсор выставки «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения», которая открыта в Корпусе Бенуа до 10 июня 2024 г., – Банк ВТБ – традиционно поддерживает выставочные проекты Русского музея.
Заведующая отделом «Центр мультимедиа Русского музея».
В 1986 году закончила Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, с 1987 года работает в Государственном Русском музее.
Автор сценариев ряда мультимедийных ресурсов (с 1997 г.), вошедших в Медиатеку проекта, в том числе программ, посвященных коллекциям музеев России, игровых программ для детей, компьютерных фильмов о картинах Русского музея.
Опубликовала ряд статей по русской художественной культуре первой половины XVIII века, соавтор ряда каталогов по искусству авангарда из музеев России.
Другие лекции