Виртуальные выставки

Расширенный поиск по коллекциям

Раздел коллекции

Период

Жанры и сюжеты

Африка в произведениях русских художников

Виртуальная выставка объединяет более 100 произведений из собрания Русского музея, созданных русскими художниками на африканском континенте или посвященных Африке, ее истории, жителям и культурному наследию Древнего Египта.

В основу онлайн-публикации составляют материалы каталога выставки «Африка в русском искусстве», прошедшей в Русском музее летом 2023 год. Она была приурочена к саммиту Россия-Африка, состоявшемуся в Петербурге в конце июля прошлого года.

Африка столетиями будоражила воображение исследователей, путешественников и, конечно, художников. Таинственный и загадочный континент обладает особой магией притяжения до сих пор. Русские живописцы, графики, скульпторы в XIX–XX веках бывали там неоднократно. Особенно их привлекали Египет с его древними памятниками, Алжир, Тунис и Марокко.

 

Подробнее

В основу нового цифрового ресурса легли материалы каталога выставки «Африка в русском искусстве», проходившей в Русском музее летом 2023 года совместно с саммитом Россия-Африка.

Африка столетиями будоражила воображение исследователей, путешественников и, конечно, художников. Таинственный и загадочный континент обладает особой магией притяжения до сих пор. Русские живописцы, графики, скульпторы в XIX–XX веках бывали там неоднократно. Особенно их привлекали Египет с его древними памятниками, Алжир, Тунис и Марокко.

Наиболее ранние работы из собрания Русского музея – серия акварелей братьев Никанора и Григория Чернецовых. В Египте они провели полтора осенних месяца 1842 года, путешествуя по Нилу и пустыне. Предметом внимания художников были древние памятники, египетские города – Александрия, Каир, Луксор. Примерно через полвека, в начале 1890-х годов Египет посетил князь Григорий Гагарин. Его акварели запечатлели не только древние памятники, но и жизнь арабов на этих землях в конце XIX века.

Интерес к местным народам и традициям, необычным типажам наиболее ярко проявился в произведениях Николая и Константина Маковских, Валерия Якоби, неоднократно посещавших Северную Африку в 1870–1880-х годах. Масштабное полотно Константина Маковского «Перенесение священного ковра в Каире» (1876), стало ярким отражением ориентализма в русском изобразительном искусстве 1870-х годов.

В Русском музее хранится уникальное собрание акварельных портретов членов Первого марокканского посольства в Российскую империю, которое посетило с официальным визитом Петербург и Москву летом 1901 года. Портреты всех членов посольства в Петербурге исполнил известный акварелист Степан Александровский.

В конце XIX века и особенно в первые десятилетия XX века поездки художников в Северную Африку случались все чаще. В 1907 году в Марокко и Алжире несколько месяцев провел Кузьма Петров-Водкин, в конце 1920-х – начале 1930-х там побывала Зинаида Серебрякова. Поток новых впечатлений раскрывал в них прежде всего талант живописцев, вдохновлявшихся стихией цвета.

В 1920–1930-х годах интерес к негритянскому искусству, стремление постичь его особый язык проявлялись в произведениях советских графиков и прежде всего в иллюстрациях к детским книгам Владимира Лебедева, Николая Лапшина, Веры Исаевой.

Иван Билибин, живший в эти же годы в Каире и Александрии, запечатлел виды египетской столицы и пирамиды, а его супруга Александра Щекатихина-Потоцкая создала серию изделий из фарфора о жизни арабского Востока.

Тема Африки вызывала интерес у советских художников на протяжении всего XX века, предлагая новые прочтения и интерпретации прошлого и настоящего загадочного континента.


Все произведения
Период:

Вид искусства:

Всего: 144
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Медальон «Аллегорическое изображение Африки» (овальный)
Неизвестный художник
Медальон «Аллегорическое изображение Африки» (овальный)
Начало XVIII века
ГРМ
Набережная Невы у Академии художеств. Вид пристани с египетскими сфинксами днем
Воробьев М. Н.
Набережная Невы у Академии художеств. Вид пристани с египетскими сфинксами днем
1835
ГРМ
Великая пирамида в Гизе
Чернецов Н. Г.
Великая пирамида в Гизе
1842
ГРМ
Вид Александрии
Чернецов Н. Г.
Вид Александрии
1842
ГРМ
Вид Александрии
Чернецов Н. Г.
Вид Александрии
1842
ГРМ
Вид Каира
Чернецов Н. Г.
Вид Каира
1842
ГРМ
Вид от монастыря Св. Георгия в Каире
Чернецов Н. Г.
Вид от монастыря Св. Георгия в Каире
1842
ГРМ
Ворота побед в Каире (Porta Vittоria)
Чернецов Н. Г.
Ворота побед в Каире (Porta Vittоria)
1842
ГРМ
Мечеть Гассана в Каире
Чернецов Н. Г.
Мечеть Гассана в Каире
1842
ГРМ
Площадь Мешиа (Мечетей?) в Александрии
Чернецов Н. Г.
Площадь Мешиа (Мечетей?) в Александрии
1842
ГРМ
Улица Хаббания в Каире
Чернецов Н. Г.
Улица Хаббания в Каире
1842
ГРМ
Фонтан (Хаббания) во дворе мечети султана Махмуда I в Каире
Чернецов Н. Г.
Фонтан (Хаббания) во дворе мечети султана Махмуда I в Каире
1842
ГРМ
Мечеть султана Магомет-Насыр в Каире
Чернецов Н. Г.
Мечеть султана Магомет-Насыр в Каире
1843
ГРМ
Восточные похороны в Каире
Маковский К. Е.
Восточные похороны в Каире
Начало 1870-х
ГРМ
Дервиш
Маковский К. Е.
Дервиш
Начало 1870-х
ГРМ
Каир. Жанровая сцена
Маковский К. Е.
Каир. Жанровая сцена
Начало 1870-х
ГРМ
Пирамиды и сфинкс
Маковский К. Е.
Пирамиды и сфинкс
Начало 1870-х
ГРМ
Старик в чалме
Маковский К. Е.
Старик в чалме
Начало 1870-х
ГРМ
Каирский двор
Маковский К. Е.
Каирский двор
1873
ГРМ
Улица в Каире
Маковский К. Е.
Улица в Каире
1873
ГРМ
Братья Чернецовы

ЧЕРНЕЦОВЫ

Никанор (1805—1879)

Григорий (1802—1865)

В сентябре 1842 года братья Чернецовы — Никанор, Григорий и Поликарп (1822–1842), заядлые путешественники, покинули Италию и направились к африканскому континенту. Поездка по Египту продолжалась полтора месяца. Художники успели побывать в главных городах страны — Александрии, Каире, совершить плавание по Нилу, познакомиться с важнейшими памятниками древней египетской истории: пирамидами в Гизе, колонной Помпея, обелиском Клеопатры и гробницей Хеопса, на которую, несмотря на опасность, они решили подняться в поисках лучшей точки обзора, что не преминули отметить в записках. 

Подробнее

Чернецовы не ограничивались исключительно изучением древних памятников, а соединяли «новость настоящего и воспоминания о прошедшем». Они постоянно бывали то у русского консула Кремера, то египетского паши Магомета-али, у Александрийского патриарха; познавали особенности повседневных реалий восточной жизни. Впечатления от путешествия, яркие и разнообразные, с присущей им привычкой тщательно фиксировать все происходящее, братья заносили в рукописный журнал, где описания событий сопровождались рисунками. И это была лишь часть материалов, посвященная путешествию. Никанор и Григорий Чернецовы исполнили десятки станковых рисунков и акварелей, отражавших все увиденное ими в Египте, большой корпус которых хранится в собрании Русского музея. Наталия Соломатина // Африка в русском искусстве. СПб, 2023. С. 8.


Период:

Всего: 11
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Великая пирамида в Гизе
Чернецов Н. Г.
Великая пирамида в Гизе
1842
ГРМ
Вид Александрии
Чернецов Н. Г.
Вид Александрии
1842
ГРМ
Вид Александрии
Чернецов Н. Г.
Вид Александрии
1842
ГРМ
Вид Каира
Чернецов Н. Г.
Вид Каира
1842
ГРМ
Вид от монастыря Св. Георгия в Каире
Чернецов Н. Г.
Вид от монастыря Св. Георгия в Каире
1842
ГРМ
Ворота побед в Каире (Porta Vittоria)
Чернецов Н. Г.
Ворота побед в Каире (Porta Vittоria)
1842
ГРМ
Мечеть Гассана в Каире
Чернецов Н. Г.
Мечеть Гассана в Каире
1842
ГРМ
Площадь Мешиа (Мечетей?) в Александрии
Чернецов Н. Г.
Площадь Мешиа (Мечетей?) в Александрии
1842
ГРМ
Улица Хаббания в Каире
Чернецов Н. Г.
Улица Хаббания в Каире
1842
ГРМ
Фонтан (Хаббания) во дворе мечети султана Махмуда I в Каире
Чернецов Н. Г.
Фонтан (Хаббания) во дворе мечети султана Махмуда I в Каире
1842
ГРМ
Мечеть султана Магомет-Насыр в Каире
Чернецов Н. Г.
Мечеть султана Магомет-Насыр в Каире
1843
ГРМ
Гагарин

ГАГАРИН Григорий

1810–1893

В последние годы своей жизни, в 1890–1892 годах, князь Григорий Григорьевич Гагарин совершил продолжительное путешествие по странам Европы, Турции и Северной Африки. Его тяга к поездкам и неутомимость были поразительны. Художник не ограничился посещением Александрии и Каира, он совершил круиз по Нилу и посетил Луксор и Асуану. Рисунки и акварели, исполненные в Египте, как всегда у Гагарина, были документально точны, будь то жанровая сцена с аборигенами или памятники прошлых времен. 

Подробнее

В подобной тщательности фиксации памятников архитектуры проявился свойственный художнику исследовательский подход к изучению прошлого и его увлечение древней египетской цивилизацией. Художнику было интересно все — и величие страны эпохи фараонов, и сегодняшняя жизнь. Наталия Соломатина // Африка в русском искусстве. СПб, 2023. С. 20.


Период:

Вид искусства:

Всего: 6
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Арабы на верблюдах у берегов Нила
Гагарин Г. Г.
Арабы на верблюдах у берегов Нила
1891
ГРМ
Верблюд в степи
Гагарин Г. Г.
Верблюд в степи
1891
ГРМ
Мечеть на древних развалинах. Египет
Гагарин Г. Г.
Мечеть на древних развалинах. Египет
1891
ГРМ
Развалины храма на берегу Нила
Гагарин Г. Г.
Развалины храма на берегу Нила
1891
ГРМ
Торжественный обед
Гагарин Г. Г.
Торжественный обед
1891
ГРМ
У статуй фараонов
Гагарин Г. Г.
У статуй фараонов
1891
ГРМ
Братья Маковские

МАКОВСКИЕ

Константин 1839 — 1915

Николай 1841 — 1886

Константин Маковский неоднократно посещал Северную Африку. Первая поездка художника в Каир состоялась в 1872 году по совету врачей в связи с болезнью жены. Однако несмотря на это грустное обстоятельство, художник много работал, погрузившись в необычную атмосферу восточной жизни. В октябре следующего года в Петербурге он получил заказ на картину «Возвращение священного ковра из Мекки в Каир» от наследника великого князя Александра Александровича, будущего императора Александра III. И вновь Маковский в 1874 году отправился в столицу Египта вместе с младшим братом Николаем. 

Подробнее

Результатом этой поездки стали более двухсот этюдов, среди которых был эскиз большой заказанной картины. В 1876 году в Париже, где художник подолгу жил, был исполнен второй вариант картины «Перенесение священного ковра в Каире» (ГРМ). В том же году полотно экспонировалось в Парижском салоне. В конце 1876 года художник в третий раз предпринял поездку в Африку, значительно расширив маршрут своего путешествия. Он посетил Марокко, Алжир, Египет, Судан и Абиссинию. Наряду с портретными зарисовками и пейзажными этюдами Маковский много внимания уделял жанровым композициям, посвященным городской жизни Каира, восхищавшего художника своей красочной и пряной атмосферой. Это увлечение Константина Маковского Египтом разделял его брат Николай. Наталия Соломатина // Африка в русском искусстве. СПб. 2023. С. 26.


Период:

Вид искусства:

Всего: 14
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Восточные похороны в Каире
Маковский К. Е.
Восточные похороны в Каире
Начало 1870-х
ГРМ
Дервиш
Маковский К. Е.
Дервиш
Начало 1870-х
ГРМ
Каир. Жанровая сцена
Маковский К. Е.
Каир. Жанровая сцена
Начало 1870-х
ГРМ
Пирамиды и сфинкс
Маковский К. Е.
Пирамиды и сфинкс
Начало 1870-х
ГРМ
Старик в чалме
Маковский К. Е.
Старик в чалме
Начало 1870-х
ГРМ
Каирский двор
Маковский К. Е.
Каирский двор
1873
ГРМ
Улица в Каире
Маковский К. Е.
Улица в Каире
1873
ГРМ
Каир. Сфинкс и пирамиды
Маковский Н. Е.
Каир. Сфинкс и пирамиды
1874
ГРМ
Дворик в Каире
Маковский К. Е.
Дворик в Каире
Середина 1870-х
ГРМ
Улица в Каире
Маковский К. Е.
Улица в Каире
Середина 1870-х
ГРМ
Перенесение священного ковра в Каире
Маковский К. Е.
Перенесение священного ковра в Каире
1876
ГРМ
Улица в Каире
Маковский Н. Е.
Улица в Каире
1876
ГРМ
Мечеть в Каире
Маковский Н. Е.
Мечеть в Каире
1879
ГРМ
Каир
Маковский Н. Е.
Каир
1881
ГРМ
Каразин

КАРАЗИН Николай 

1842 — 1908

В 1890–1891 годах состоялась продолжительная, более 300 дней, поездка цесаревича Николая Александровича, будущего императора Николая II на Восток. Направление и выбор маршрута этого grand tour диктовались прежде всего политическими реалиями времени. Одной из первых стран, которые посетил наследник, стал Египет. 10–27 ноября 1890 года он со своими спутниками совершил поездку по Нилу до Асуана и обратно, знакомясь с древними памятниками. Одно из самых сильных впечатлений на путешественников произвела столица страны, где сочетались древность тысячелетий и сегодняшний день. 

Подробнее

«Каир арабских сказок, – писал о нем Э. Э. Ухтомский, – и последнего слова европейской цивилизации, пересаженный на африканскую почву, – Каир, на который любуется почти недосягаемая высота ближайших пирамид». Вскоре, после окончания путешествия, было опубликовано богато иллюстрированное издание в трех томах князя Э. Э. Ухтомского «Путешествие на Восток Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича, 1890–1891» (Санкт-Петербург; Лейпциг, 1893–1897). Несмотря на то, что среди сопровождавших наследника лиц был художник Николай Николаевич Гриценко, который исполнил в поездке около 300 зарисовок, иллюстрации к книге были заказаны Николаю Николаевичу Каразину. К этому времени он зарекомендовал себя как профессиональный иллюстратор, много и успешно работавший в этом жанре для русской периодики и книг. Монохромные иллюстрации Каразина фиксировали наиболее важные достопримечательности, часто представляя собой соединение на одном листе изображения нескольких памятников. Ряд иллюстраций были посвящены египетским пейзажам, в частности видам Нила. Наталия Соломатина // Африка в русском искусстве. СПб. 2023. С. 44.


Период:

Всего: 14
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Верхний Египет
Каразин Н. Н.
Верхний Египет
Между 1891–1893
ГРМ
Въезд в Каир
Каразин Н. Н.
Въезд в Каир
Между 1891–1893
ГРМ
Гостиница в Луксоре
Каразин Н. Н.
Гостиница в Луксоре
Между 1891–1893
ГРМ
Дворец принца Гуссейна-паши в Гизе. Колосс Мемнона. Карнак
Каразин Н. Н.
Дворец принца Гуссейна-паши в Гизе. Колосс Мемнона. Карнак
Между 1891–1893
ГРМ
Древнеегипетская флотилия
Каразин Н. Н.
Древнеегипетская флотилия
Между 1891–1893
ГРМ
Египетский храм. Русские офицеры по дороге через пустыню в Каир
Каразин Н. Н.
Египетский храм. Русские офицеры по дороге через пустыню в Каир
Между 1891–1893
ГРМ
Жертвоприношение в древнем Египте
Каразин Н. Н.
Жертвоприношение в древнем Египте
Между 1891–1893
ГРМ
Мечеть Султана Гассана в Каире
Каразин Н. Н.
Мечеть Султана Гассана в Каире
Между 1891–1893
ГРМ
Нил в лунную ночь
Каразин Н. Н.
Нил в лунную ночь
Между 1891–1893
ГРМ
Освещение моста через Нил
Каразин Н. Н.
Освещение моста через Нил
Между 1891–1893
ГРМ
Погребение в древнем Египте
Каразин Н. Н.
Погребение в древнем Египте
Между 1891–1893
ГРМ
Развалины египетского храма в Филэ
Каразин Н. Н.
Развалины египетского храма в Филэ
Между 1891–1893
ГРМ
Экспонаты Гизехского музея
Каразин Н. Н.
Экспонаты Гизехского музея
Между 1891–1893
ГРМ
Экспонаты арабского музея в Каире
Каразин Н. Н.
Экспонаты арабского музея в Каире
Между 1891–1893
ГРМ
Ционглинский

ЦИОНГЛИНСКИЙ Ян

1858 — 1912

Основную часть творческого наследия Ционглинского составляет большое количество пейзажных этюдов. Не проходило года без того, чтобы он не совершил очередное путешествие: несколько раз побывал в Центральной Европе, а также в Турции, Марокко, Палестине, Египте, Греции, Индии, Тунисе и других странах. Оттуда он привозил массу ярких, артистически написанных этюдов. Широко и смело написанные «алла прима», они привлекали «декадентской» манерой открытого, динамичного мазка. 

Подробнее

Признанный импрессионист в русской живописи, Ционглинский любил писать солнце и художественные достопримечательности, не заботясь о создании целостного эмоционального природного образа. Из воспоминаний Аркадия Рылова: «Почти каждый год он отправлялся в путешествие на юг, в тропические страны: Палестину, Египет, Алжир, Индию. <…> После путешествия он обыкновенно собирал у себя друзей и показывал свои тропические этюды. <…> Этюды, написанные в импрессионистической манере, с пояснениями темпераментного автора, освещенные сильной лампой, производили впечатление». Наталия Соломатина // Африка в русском искусстве. СПб. 2023. С. 68.


Период:

Всего: 6
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Марокко. Пейзаж с пальмой
Ционглинский Я. Ф.
Марокко. Пейзаж с пальмой
1898
ГРМ
Танжер. Базар
Ционглинский Я. Ф.
Танжер. Базар
1898
ГРМ
Танжер. Вход на базар
Ционглинский Я. Ф.
Танжер. Вход на базар
1898
ГРМ
Танжер. Улица с пальмой
Ционглинский Я. Ф.
Танжер. Улица с пальмой
1898
ГРМ
Танжер. Утро. Солнце сквозь белый туман
Ционглинский Я. Ф.
Танжер. Утро. Солнце сквозь белый туман
1898
ГРМ
Тетуан. Вечер
Ционглинский Я. Ф.
Тетуан. Вечер
1898
ГРМ
Александровский

АЛЕКСАНДРОВСКИЙ Степан

1842 — 1906

20 июля 1901 года в Петербург прибыло Первое марокканское посольство, возглавляемое министром иностранных дел страны Си Абделькримом Бенслиманом. Событие было неординарным. Напряженность в интересах европейских держав остро ощущалась в отношении территорий Северной Африки и, прежде всего, Марокко. Молодой султан Мулай Абдельазиз стремился модернизировать страну, одновременно пытаясь наладить диалог с ведущими европейскими державами. 

Подробнее

23 июля 1901 года посольство было принято императором Николаем II в Большом Петергофском дворце. Столичная пресса писала об этом, не забывая отметить непривычный облик и национальные одежды членов посольства, вызвавшие большой интерес. «Они одеты, — передавало Российское телеграфное агентство, — в белые хитоны и разноцветные азиатские сапоги. Над хитоном у некоторых висят оригинальные шашки, а поверх хитона выступает белый плащ. На головах у всех белая чалма, которая скрывается в складках плаща». Вскоре Степан Федорович Александровский, известный акварелист рубежа XIX–XX веков, исполнил серию портретных изображений членов Марокканского посольства. Всего художником было создано 20 акварельных портретов, которые поступили на хранение в Императорский Эрмитаж. Наталия Соломатина // Африка в русском искусстве. СПб, 2023. С. 56.


Период:

Всего: 16
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Драгоман посольства Си Могаммед бен эль Кааб
Александровский С. Ф.
Драгоман посольства Си Могаммед бен эль Кааб
1902
ГРМ
Каида - почетная стража посла
Александровский С. Ф.
Каида - почетная стража посла
1902
ГРМ
Каида - почетная стража посла
Александровский С. Ф.
Каида - почетная стража посла
1902
ГРМ
Каида - почетная стража посла
Александровский С. Ф.
Каида - почетная стража посла
1902
ГРМ
Каида - почетная стража посла
Александровский С. Ф.
Каида - почетная стража посла
1902
ГРМ
Марокканский министр иностранных дел Си Абделькрим Бенслиман
Александровский С. Ф.
Марокканский министр иностранных дел Си Абделькрим Бенслиман
1902
ГРМ
Служащие при посольстве. Два портрета
Александровский С. Ф.
Служащие при посольстве. Два портрета
1902
ГРМ
Служащие при посольстве. Два портрета
Александровский С. Ф.
Служащие при посольстве. Два портрета
1902
ГРМ
Служащие при посольстве. Два портрета
Александровский С. Ф.
Служащие при посольстве. Два портрета
1902
ГРМ
Служащие при посольстве. Два портрета
Александровский С. Ф.
Служащие при посольстве. Два портрета
1902
ГРМ
Служащий при посольстве
Александровский С. Ф.
Служащий при посольстве
1902
ГРМ
Старший секретарь военного министерства Си-Могаммед эль Гуэббас
Александровский С. Ф.
Старший секретарь военного министерства Си-Могаммед эль Гуэббас
1902
ГРМ
Управитель Аларби бен Даман
Александровский С. Ф.
Управитель Аларби бен Даман
1902
ГРМ
Управляющий финансами Эль Хадж Могаммед бен Шегрун
Александровский С. Ф.
Управляющий финансами Эль Хадж Могаммед бен Шегрун
1902
ГРМ
Чиновник посольства Бен Хабрит
Александровский С. Ф.
Чиновник посольства Бен Хабрит
1902
ГРМ
Член Махзена, помощник посла Си Беннасер Ганнам
Александровский С. Ф.
Член Махзена, помощник посла Си Беннасер Ганнам
1902
ГРМ
Петров-Водкин

ПЕТРОВ–ВОДКИН Кузьма

1878 — 1939

В апреле–июле 1907 года Петров-Водкин совершил путешествие в Северную Африку, побывав в Алжире и Тунисе. Он устремил свой взор в строну Африки и Востока в поисках чего-то неожиданного, первобытного, подлинного. Во время поездки художник создал большое количество рисунков, акварелей и этюдов маслом. Африканская серия открывает новый период в творчестве художника, наполненный гармонией и чистыми красками. После возвращения в Париж Петров-Водкин писал матери: «...два с половиной месяца африканских прошли для меня как сказочный сон, и это впечатление не забудется, и я чувствую, что это было необходимо, полезно мне по части живописи – я почти забыл мои серые краски». Наталия Соломатина // Африка в русском искусстве. СПб, 2023. С. 74.


Период:

Всего: 4
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
В оазисе (Негритянская деревня)
Петров-Водкин К. С.
В оазисе (Негритянская деревня)
1907
ГРМ
Город Константина. Алжир
Петров-Водкин К. С.
Город Константина. Алжир
1907
ГРМ
Кактусы
Петров-Водкин К. С.
Кактусы
1907
ГРМ
Негритянка
Петров-Водкин К. С.
Негритянка
1907
ГРМ
Серебрякова

СЕРЕБРЯКОВА Зинаида

1884 — 1967

Марокко, как одна из наиболее экзотичных стран Магриба, издавна пользовалось популярностью в художественной среде. В 1912–1956 годах Марокко находилось под протекторатом Франции, поэтому больше всего там побывало именно французских художников. Серебрякова, жившая во Франции с 1924 года, побывала в Марокко дважды: с декабря 1928 по январь 1929 и с февраля по март 1932 года. Это были одни из светлых событий в ее эмигрантской жизни. 

Подробнее

Многонациональный колорит Марракеша, необычный уклад жизни, с красочными танцами, фокусами, укротителями животных стали предметами интереса художницы, которая осваивала все это недолгие шесть недель. Африка поразила Серебрякову: «Я уже две недели здесь, но так одурела от новизны ощущений, что ничего не могу сообразить, что и как рисовать». Марокканская коллекция Серебряковой, представленная на нескольких выставках в Париже, произвела впечатление на публику своей живостью и ярким светом. Наталия Соломатина // Африка в русском искусстве. СПб, 2023. С. 80.


Период:

Всего: 4
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Голова негра (в фас и в профиль)
Серебрякова З. Е.
Голова негра (в фас и в профиль)
1928
ГРМ
Марокканка в белом
Серебрякова З. Е.
Марокканка в белом
1928
ГРМ
Негритянские дети
Серебрякова З. Е.
Негритянские дети
1928
ГРМ
Торговец фруктами
Серебрякова З. Е.
Торговец фруктами
1928
ГРМ
Билибин, Щекатихина-Потоцкая

Иван Билибин, живший в 1920-е -1930-е годы в Каире и Александрии, запечатлел виды египетской столицы и пирамиды, а его супруга Александра Щекатихина-Потоцкая создала серию изделий из фарфора о жизни арабского Востока.


Период:

Вид искусства:

Всего: 14
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Уличка в Kаире
Билибин И. Я.
Уличка в Kаире
1921
ГРМ
Портрет старого араба
Билибин И. Я.
Портрет старого араба
1922
ГРМ
Тарелка
Щекатихина-Потоцкая А. В.
Тарелка
1923
ГРМ
Тарелка
Щекатихина-Потоцкая А. В.
Тарелка
1923
ГРМ
Тарелка
Щекатихина-Потоцкая А. В.
Тарелка
1923
ГРМ
Тарелка «Арабские надписи»
Щекатихина-Потоцкая А. В.
Тарелка «Арабские надписи»
1923
ГРМ
Тарелка с изображением арабов и золоченого полумесяца
Щекатихина-Потоцкая А. В.
Тарелка с изображением арабов и золоченого полумесяца
1923
ГРМ
Чашка с блюдцем
Щекатихина-Потоцкая А. В.
Чашка с блюдцем
1923
ГРМ
Чашка с крышкой «Арабка»
Щекатихина-Потоцкая А. В.
Чашка с крышкой «Арабка»
1923
ГРМ
Эскиз блюда для Государственного Фарфорового завода в Петрограде «Лебедь белая»
Щекатихина-Потоцкая А. В.
Эскиз блюда для Государственного Фарфорового завода в Петрограде «Лебедь белая»
1923
ГРМ
Эскиз росписи блюда «Бык»
Щекатихина-Потоцкая А. В.
Эскиз росписи блюда «Бык»
1923
ГРМ
Эскиз росписи блюда «Жертвенный стол фараона»
Щекатихина-Потоцкая А. В.
Эскиз росписи блюда «Жертвенный стол фараона»
1923
ГРМ
Египет. Пирамиды
Билибин И. Я.
Египет. Пирамиды
1924
ГРМ
Тарелка
Щекатихина-Потоцкая А. В.
Тарелка
1924
ГРМ
1920-1970-е

1920–1970-е

В Советском Союзе в связи с противостоянием колониализму и американскому империализму африканцам и афроамериканцам оказывалась постоянная поддержка в борьбе за свои права. Представители чернокожего населения часто посещали СССР. В 1920-е проводилось обучение руководящих кадров членов Коминтерна и Профинтерна. В годы индустриализации в числе приехавших из США и Западной Европы специалистов были африканцы, некоторые из которых предпочитали остаться в Союзе. В 1922 году в Москве прошел IV конгресс Коммунистического интернационала, среди участников которого было немало чернокожих делегатов. И конечно, в художественных кругах возник интерес к негритянской культуре.

Подробнее

В газете «Ассошиэйтед Пресс» за август 1932 говорилось: «Русские проявляют широчайший интерес ко всему, что касается негров» и «стремятся прочитать и услышать все, что касается жизни негров». Образы африканцев нашли отражение в советской литературе и кинематографе, художники также не обошли их вниманием. Первые работы, посвященные негритянским темам, появились в 1920-х. Произведения конца 1950-х связаны, прежде всего, с VI Международным фестивалем молодежи и студентов, проходившим в Москве в августе 1957 года, когда прибыло много делегатов из африканских стран. В 1961 в Москве был открыт Институт дружбы народов имени Патриса Лумумбы, предназначенный для иностранных студентов. Обучались в нем в основном студенты из стран Африки и Азии. В 1970-е африканцы встречались большей частью в Москве — это были представители дипломатических миссий, торговых представительств и т. п. Студенты, приезжающие в Советский Союз, были преимущественно чернокожими. Они учились не только в Москве, но и в институтах других крупных городов, в столицах союзных республик. Все эти встречи и связи советских людей с представителями африканского населения не могли не отразиться и в изобразительном искусстве тех лет. Наталия Соломатина // Африка в русском искусстве. СПб. 2023. С. 84.

ИСАЕВА Вера

1898 — 1960

В 1920-е Исаева совмещала учебу с работой: преподавала лепку, рисование и черчение в Школе ликвидации неграмотности на Большом проспекте и в Центральном карантинно-распределительном детском пункте на улице Красных Зорь Ленинграда. Тогда на волне всеобщего увлечения людьми и искусством Африки, видимо, и возникли статуэтки негров и редкие в последующем творчестве художницы графические листы с африканскими сюжетами, предназначенные для детской книги, так и не вышедшей в свет. Наталия Соломатина // Африка в русском искусстве. СПб, 2023. С. 86.


Период:

Вид искусства:

Всего: 34
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Негритянка
Самохвалов А. Н.
Негритянка
Начало 1920-х
ГРМ
Африка. Охота на бегемота
Лебедев В. В.
Африка. Охота на бегемота
1924
ГРМ
Африка. Охота на крокодила
Лебедев В. В.
Африка. Охота на крокодила
1924
ГРМ
Африка. Охота на носорога
Лебедев В. В.
Африка. Охота на носорога
1924
ГРМ
Африка. Охота на страусов
Лебедев В. В.
Африка. Охота на страусов
1924
ГРМ
Африканская статуэтка
Исаева В. В.
Африканская статуэтка
1920-е
ГРМ
Обложка книги «Народы Африки»
Хигер Е. Я.
Обложка книги «Народы Африки»
1926
ГРМ
Беюл. Письма из Африки
Лапшин Н. Ф.
Беюл. Письма из Африки
1928
ГРМ
Беюл. Письма из Африки
Лапшин Н. Ф.
Беюл. Письма из Африки
1928
ГРМ
Беюл. Письма из Африки
Лапшин Н. Ф.
Беюл. Письма из Африки
1928
ГРМ
Беюл. Письма из Африки
Лапшин Н. Ф.
Беюл. Письма из Африки
1928
ГРМ
Беюл. Письма из Африки
Лапшин Н. Ф.
Беюл. Письма из Африки
1928
ГРМ
Беюл. Письма из Африки
Лапшин Н. Ф.
Беюл. Письма из Африки
1928
ГРМ
Беюл. Письма из Африки
Лапшин Н. Ф.
Беюл. Письма из Африки
1928
ГРМ
Беюл. Письма из Африки
Лапшин Н. Ф.
Беюл. Письма из Африки
1928
ГРМ
Голова негра
Исаева В. В.
Голова негра
1928
ГРМ
Книга «Письма из Африки»
Лапшин Н. Ф.
Книга «Письма из Африки»
1928
ГРМ
Негритенок, пляшущий на слоне
Исаева В. В.
Негритенок, пляшущий на слоне
1920–1930-е
ГРМ
Негры-рабы
Исаева В. В.
Негры-рабы
1920–1930-е
ГРМ
Пальмы. Эскиз иллюстрации к книге «Негры»
Исаева В. В.
Пальмы. Эскиз иллюстрации к книге «Негры»
1920–1930-е
ГРМ
АЛЖИР, ТУНИС


Период:

Всего: 7
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Знойный день. Алжир
Бакалович С. В.
Знойный день. Алжир
1906
ГРМ
У источника. Алжир
Бакалович С. В.
У источника. Алжир
1906
ГРМ
В оазисе (Негритянская деревня)
Петров-Водкин К. С.
В оазисе (Негритянская деревня)
1907
ГРМ
Город Константина. Алжир
Петров-Водкин К. С.
Город Константина. Алжир
1907
ГРМ
Кактусы
Петров-Водкин К. С.
Кактусы
1907
ГРМ
Негритянка
Петров-Водкин К. С.
Негритянка
1907
ГРМ
Поцелуй
Петров-Водкин К. С.
Поцелуй
1907
ГРМ
ЕГИПЕТ


Период:

Вид искусства:

Всего: 65
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Великая пирамида в Гизе
Чернецов Н. Г.
Великая пирамида в Гизе
1842
ГРМ
Вид Александрии
Чернецов Н. Г.
Вид Александрии
1842
ГРМ
Вид Александрии
Чернецов Н. Г.
Вид Александрии
1842
ГРМ
Вид Каира
Чернецов Н. Г.
Вид Каира
1842
ГРМ
Вид от монастыря Св. Георгия в Каире
Чернецов Н. Г.
Вид от монастыря Св. Георгия в Каире
1842
ГРМ
Ворота побед в Каире (Porta Vittоria)
Чернецов Н. Г.
Ворота побед в Каире (Porta Vittоria)
1842
ГРМ
Мечеть Гассана в Каире
Чернецов Н. Г.
Мечеть Гассана в Каире
1842
ГРМ
Площадь Мешиа (Мечетей?) в Александрии
Чернецов Н. Г.
Площадь Мешиа (Мечетей?) в Александрии
1842
ГРМ
Улица Хаббания в Каире
Чернецов Н. Г.
Улица Хаббания в Каире
1842
ГРМ
Фонтан (Хаббания) во дворе мечети султана Махмуда I в Каире
Чернецов Н. Г.
Фонтан (Хаббания) во дворе мечети султана Махмуда I в Каире
1842
ГРМ
Мечеть султана Магомет-Насыр в Каире
Чернецов Н. Г.
Мечеть султана Магомет-Насыр в Каире
1843
ГРМ
Восточные похороны в Каире
Маковский К. Е.
Восточные похороны в Каире
Начало 1870-х
ГРМ
Дервиш
Маковский К. Е.
Дервиш
Начало 1870-х
ГРМ
Каир. Жанровая сцена
Маковский К. Е.
Каир. Жанровая сцена
Начало 1870-х
ГРМ
Пирамиды и сфинкс
Маковский К. Е.
Пирамиды и сфинкс
Начало 1870-х
ГРМ
Старик в чалме
Маковский К. Е.
Старик в чалме
Начало 1870-х
ГРМ
Каирский двор
Маковский К. Е.
Каирский двор
1873
ГРМ
Улица в Каире
Маковский К. Е.
Улица в Каире
1873
ГРМ
Каир. Сфинкс и пирамиды
Маковский Н. Е.
Каир. Сфинкс и пирамиды
1874
ГРМ
Дворик в Каире
Маковский К. Е.
Дворик в Каире
Середина 1870-х
ГРМ
МАРОККО


Период:

Вид искусства:

Всего: 31
Сортировка:
Выводить на странице: 20 / 60 / 100 / 500
Негритенок, сидящий у входа в шатер. Танжер
Якоби В. И.
Негритенок, сидящий у входа в шатер. Танжер
1880-е
ГРМ
Марокко. Две фигуры в древнем здании
Якоби В. И.
Марокко. Две фигуры в древнем здании
1890-е
ГРМ
Марокко. Пейзаж с пальмой
Ционглинский Я. Ф.
Марокко. Пейзаж с пальмой
1898
ГРМ
Танжер. Базар
Ционглинский Я. Ф.
Танжер. Базар
1898
ГРМ
Танжер. Вход на базар
Ционглинский Я. Ф.
Танжер. Вход на базар
1898
ГРМ
Танжер. Улица с пальмой
Ционглинский Я. Ф.
Танжер. Улица с пальмой
1898
ГРМ
Танжер. Утро. Солнце сквозь белый туман
Ционглинский Я. Ф.
Танжер. Утро. Солнце сквозь белый туман
1898
ГРМ
Тетуан. Вечер
Ционглинский Я. Ф.
Тетуан. Вечер
1898
ГРМ
Драгоман посольства Си Могаммед бен эль Кааб
Александровский С. Ф.
Драгоман посольства Си Могаммед бен эль Кааб
1902
ГРМ
Каида - почетная стража посла
Александровский С. Ф.
Каида - почетная стража посла
1902
ГРМ
Каида - почетная стража посла
Александровский С. Ф.
Каида - почетная стража посла
1902
ГРМ
Каида - почетная стража посла
Александровский С. Ф.
Каида - почетная стража посла
1902
ГРМ
Каида - почетная стража посла
Александровский С. Ф.
Каида - почетная стража посла
1902
ГРМ
Марокканский министр иностранных дел Си Абделькрим Бенслиман
Александровский С. Ф.
Марокканский министр иностранных дел Си Абделькрим Бенслиман
1902
ГРМ
Служащие при посольстве. Два портрета
Александровский С. Ф.
Служащие при посольстве. Два портрета
1902
ГРМ
Служащие при посольстве. Два портрета
Александровский С. Ф.
Служащие при посольстве. Два портрета
1902
ГРМ
Служащие при посольстве. Два портрета
Александровский С. Ф.
Служащие при посольстве. Два портрета
1902
ГРМ
Служащие при посольстве. Два портрета
Александровский С. Ф.
Служащие при посольстве. Два портрета
1902
ГРМ
Служащий при посольстве
Александровский С. Ф.
Служащий при посольстве
1902
ГРМ
Старший секретарь военного министерства Си-Могаммед эль Гуэббас
Александровский С. Ф.
Старший секретарь военного министерства Си-Могаммед эль Гуэббас
1902
ГРМ

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: