Коллекция онлайн

1839, Москва – 1915, Санкт-Петербург

Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге

1869

  • Холст, масло. 215 x 321
  • Ж-4396

  • Пост. в 1897 из Гатчинского дворца


Среди жанровых работ на выставке 1869 года царила необычная по своим размерам «хоровая» картина шестидесятых годов кисти уже прославившегося К. Е. Маковского «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге», живо передающая атмосферу праздничных развлечений мастерски запечатленной многоликой толпы. Стасов так писал: «Весь Петербург гуляет и улыбается на морозе при розовых отблесках зимнего солнца. Тут и франты в pince-nez, и оборванные мальчишки; упаренные в своих салопах купчихи и балаганные актеры в плохих трико, дующие на морозе в дымящийся стакан чая; чиновники, любующиеся на паяцев, и молодцы в поддевках, ловко достающие гривну из кармана; мастеровые, толсто-хохочущее мужичье и дамочки в шикарных шляпах; солдаты и продавцы орехов и стручков»*. Картина принесла художнику звание профессора. Связь с идеями шестидесятых годов, с демократическими традициями ощущается во всех жанровых работах Маковского той эпохи. Творчество блестящего живописца – москвича по рождению, получившего первоначальное образование в Московском училище живописи и ваяния, успешно затем продолженное и завершенное в Академии художеств, стало своего рода соединительным звеном между московской и петербургской школами. Шувалова И. Н. Русское искусство 1860-х годов – вокруг Перова // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 20.

* Цит. по: Тарасов Л. М. Константин Егорович Маковский // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. М., 1962. 1. С. 168.

Одновременно с «Тайной вечерей» из Гатчинского дворца поступили картина Г. Г. Мясоедова «Поздравление молодых в доме помещика» (1861) и одно из лучших жанровых полотен К. Е. Маковского «Народное гулянье во время масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге» (1869), позволяющее судить о многогранности его таланта, проявившейся уже в шестидесятые годы. Шувалова И. Н. К истории формирования коллекции шестидесятых годов в Русском музее // Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 32.

Одноименный первоначальный эскиз с позднейшей подписью и датой 1870 – в ГТГ; одноименное повторение-вариант – в Одесском художественном музее.

За эту картину, экспонировавшуюся на выставке ИАХ, и картины «Наставление матери», «Беседа», «Семейная картина», «Не по силам ноша» в 1869 Маковский получил звание профессора. «Святые шестидесятые». Живопись, графика, скульптура. СПб. 2002. С. 332.

В одной из лучших картин раннего периода Маковский создал подлинную галерею колоритных типов представителей городских сословий. За это произведение художник был удостоен звания профессора АХ, где в тот период произошли коренные реформы, и бытовая живопись из гонимой превратилась в весьма поощряемую. Жанровой сцене он придал невиданный монументальный размах, представив в этом масленичном гулянье образ "всего Петербурга", как заметил В. В. Стасов, оценивший картину весьма высоко. Здесь проявился главный дар художника: талант художника-режиссера многофигурных композиций, который он совершенствовал на протяжении всей творческой деятельности. Одноименный первоначальный эскиз в ГТГ, одноименное повторение-вариант — в Одесском художественном музее.


«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: