Италия в русском искусстве
2011 год был годом российской культуры и языка в Италии и итальянской культуры и языка в России. Между двумя странами издавна существовали устойчивые связи в различных сферах культуры. В нашей виртуальной выставке на основе произведений из коллекции Русского музея мы стремились отразить некоторые из них.
Архитектурно-художественный комплекс Русского музея во многом создан благодаря мастерам итальянского происхождения – Ф.-Б.Растрелли (Строгановский дворец), А.Ринальди (Мраморный дворец), В.Бренна (Инженерный замок), К.Росси (Михайловский дворец). С основания Санкт-Петербурга приглашенные итальянские художники играли значительную роль в развитии русского искусства, начиная с постройки Летнего дворца архитектором итальянского происхождения Д. Трезини и появления итальянской скульптуры в Летнем саду в начале XVIII века.
Художественное наследие Древнего Рима и Италии эпохи Ренессанса являлось непререкаемой основой в системе профессионального образования русских мастеров, начиная с учреждения в Петербурге Академии Художеств в 1757 году. Античная мифология, произведения прославленных живописцев итальянского Возрождения, сама Италия – ее природа, люди, памятники архитектуры – не раз служили источником вдохновения для русских художников.
Многие выпускники Академии Художеств для совершенствования своего профессионального мастерства отправлялись в пенсионерскую поездку в Италию, где зачастую создавали свои лучшие произведения. Достаточно вспомнить прославленного Карла Брюллова, картина которого «Последний день Помпеи» была написана под впечатлением посещения древнеримского города, погибшего во время извержения вулкана Везувий в 79г. н.э. Картина имела огромный успех в Италии и с триумфом была встречена на Родине, в России, где выставлялась в залах Академии Художеств. Впервые произведение искусства вызвало в России такой широкий общественный интерес.