News

19 February 2016 Almetjevsk

Театрализованное представление «Сильные богатыри славной Руси»

 До праздника дети разучивали музыкальный  материал, просматривали  мультфильмовы о богатырях, беседовали по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри», узнали для чего нужны шлем, палица, булава, копьё, доспехи, меч, ножны, сбруя на коне и другие непонятные и незнакомые детям слова и понятия.

Беседа по картине В.М.Васнецова «БОГАТЫРИ»

"Заведу старину стародавнюю, бывальщину, о делах славных русских богатырей…"

Во  второй половине XIX века среди русских художников была очень популярна тема народной культуры. Настоящим шедевром воплощения народной силы и могущества является картина Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». Распространенное название картины - «Три богатыря» - является неверным. Картина имеет  внушительные размеры – почти 3 на 4 с половиной метра (295х446 см).

- Может, вы знаете как зовут знаменитых героев  народных былин. (Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович)

На картине  - Застава богатырская. В дозоре три богатыря. Число "три" имеет значение множественности, т.е. в лице трёх богатырей народ стоит на страже границ своей Родины. Просотры наших земель изобразил художник не только на заднем плане полотна, но и в жесте среднего богатыря - он осматривает панораму, смотрит вдаль.

Над созданием этой картины художник работал почти 27 лет. В 1871 году был создан первый набросок сюжета в карандаше. В 1876 году был сделан эскиз с уже найденной основой композиционного решения. Работа над самой картиной длилась с 1881по 1898 год (17 лет). Готовая картина была куплена Павлом Третьяковым, и до сих пор украшает Государственную Третьяковскую галерею.

В центре на вороном коне сидит Илья Муромец. В нём сочетаются исполинская сила и великодушие. У Муромца благородное русское лицо, ясные зоркие очи, прямой нос, волевой рот с плотно сжатыми губами, окладистая борода с проседью. Сидит Илья в черкесском седле. На сбруе и уздечке красуются "пряжки красна золота, они мокнут, да не ржавеют". Поводья и подпруги шелковые, они "тянутся, да не рвутся". Нет такой силы, которая могла бы не только выбить богатыря из седла, но даже подвинуть его. Стоит конь и слегка потряхивает бубенчиками под чёлкой, зло косит глазом в сторону врага. С правой руки свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке – щит и громадное копьё. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается Илья из-под узорной рукавицы в степную даль, в сторону врагов-кочевников. Он готов к бою, но не торопиться: даже ногу высвободил из стремени. 

Не всем известно, что Илья Муромец не сказочный персонаж, а реальное историческое лицо. История его жизни и ратных подвигов - это реальные события. Впоследствии, закончив свои труды по охране родины, он стал монахом Киево-Печёрского монастыря и был причислен к лику святых. Там мощи его и хранятся. Васнецов эти факты знал, создавая образ Ильи Муромца.

Прообразом для Ильи Муромца послужил крестьянин Владимирской губернии Иван Петров (позднее — извозчик села Большие Мытищи), которого Васнецов запечатлел на этюде в 1883 году. По правую руку от Ильи – побратим Добрыня Никитич. Чертами лица Добрыня напоминает самого художника Виктора Васнецова. Добрыня искусен в боях и забавах, в стрельбе из лука, он умеет на гуслях играть и песни петь. Более того, знает, "как речь вести, как себя блюсти". Одет он богато и нарядно. Поверх кольчуги – драгоценные княжеские доспехи, щит из дорогого красного металла, инкрустированного золотом, узорчатый высокий шлем, нарядные, цвета бирюзы, сапоги. Добрыня не так спокоен и рассудителен, как Илья Муромец. Он нетерпеливо сжимает рукоятку меча, наполовину вынутого из ножен; ноги в стременах, глаза зорко всматриваются в даль, он готов в любую минуту броситься в бой. Но Илья – старший на заставе, без его приказа застава не сдвинется с места. Уберёт Илья копьё – ринется Добрыня на врага.

Третий богатырь – Алёша Попович, сын ростовского попа Леонтия, - тоже храбрый и смелый, хотя и не так силён, как Илья Муромец или Добрыня Никитич, он берёт ловкостью да находчивостью. Рыжий конь, его низко опустил голову, чтобы пощипать степной травы, но уши навострил – ждёт команды. Хитёр Алёша! Не смотрит в сторону врага, глаза косит, а тугой лук с "калёной стрелочкой" держит наготове. Он моложе двух других богатырей. Безбородое лицо по-юношески миловидно. Стройная фигура опоясана широким золотым поясом. Шлем с наушниками, пластинчатая кольчуга богаты и красивы; сбоку виднеются гусли, – весельчак и балагур Алёша Попович. Богатыри изображены на фоне сурового степного пейзажа, их головы и плечи возвышаются над линией горизонта, отчего богатыри кажутся ещё более мощными и значительными. Симметричное расположение фигур, устойчивость композиции, намеренная скованность в их движениях (до поры до времени) передают сплочённость богатырей, объединённых общим стремлением - не пропустить врага в пределы Руси. 

Степь покрыта густой ковыльной травой. Над дальней холмистой цепью возвышенностей с перелесками нависло низкое небо, пасмурное и тревожное , озночает грозящую богатырям опасность. За холмами к широкая, раздольная Русь, которая вырастила и снарядила могучих богатырей на защиту своих границ.

Упряжки коней, одежда, амуниция не вымышленные. Такие образцы художник видел в музеях и читал их описания в исторической литературе. Художник мастерски передаёт состояние природы, как бы предвещающей о наступлении опасности. Но богатыри представляют собой надёжную и мощную силу защитников родной земли....

     ...На празднике дети вместе с тремя богатырями "побывали" в Древней Руси: сразились со Змеем-Горынычем, с Лихом Одноглазым, Соловьем-разбойником, освободили Василису Прекрасную, вернули коня богатырского и меч булатный. Поняли, что воины славятся мужеством и отвагой, и быть защитником своей страны очень почетно, но защищать нужно и всех тех, кто попал в беду, кому нужна помощь и поддержка.

tags

«Виртуальный Русский музей» в социальных сетях: