2 ноября в зале виртуального филиала Русского музея Центральной городской библиотеки им. Л. Н. Толстого публике была представлена персональная выставка Анны Сорокиной «Графика по произведениям Велимира Хлебникова».
Эта камерная выставка – взгляд художника на литературу, взгляд читателя сквозь время, взгляд человека в суть мира.
Графические листы, представленные в экспозиции, визуальная интерпретация литературных экспериментов одного из крупнейших деятелей русского авангарда, поэта, прозаика Виктора Владимировича Хлебникова. Их трудно назвать только лишь иллюстрацией. «Словотворчество» Хлебникова, его футуристические идеи художник трансформирует в изображение смело и свободно. Анна Сорокина рисует сюжеты, персонажей, символы, метафоры, «погружения и восхождения». Она читает текст, рисует текст, проживает текст, преображает текст. Она наделяет смыслы самостоятельностью бытия и даже некоторую самость.
Выставка «Графика по произведениям Велимира Хлебникова» проходит на проектной платформе АЗЪБУКАРТ – искусство, книги и коммуникация. Экспозиция сопровождается информационно-образовательным блоком: тематические показы из мультимедийной коллекции международного проекта Государственного Русского музея, подборка иллюстрированных книжных изданий. Выставка принимала участие во Всероссийской акции «Ночь искусств 2017» под девизом «Искусство объединяет!». Познакомиться с ней можно в ИОЦ «Русский музей: виртуальный филиал» Центральной городской библиотеки им. Л. Н. Толстого до конца ноября.
«Я не часто занимаюсь иллюстрацией», – говорит автор выставки. – «Меня привлекают произведения, проводящие читателя в не привязанное к точкам отсчета путешествие. Путешествие в пространстве и времени. И это не просто легкая прогулка. Это путь, образующий личность читателя».
Анна размышляет не только о литературном тексте. Для нее важны такие категории как бытование книги, процессы чтения, восприятия, понимания. Художник рассуждает на эти темы, опираясь и на личный опыт, и затрагивая нейрофизиологические аспекты, разбирая, пожалуй, самый распространенный читательский шаблон «нравится / не нравится»:
«В чтении важна лишь непосредственно сама информация, но при этом человек не любит нового. Нравится то, что уже знаешь, о чем догадываешься. За это отвечает та же область головного мозга, что и за привязанность людей друг к другу».
Привязанность к любимым произведениям искусства как к друзьям… Красивая мысль, не лишенная правды.
Но иногда мы останавливаемся. Ставим точку раньше, чем завершен текст, разговор, раньше, чем понят смысл и «распробована соль». Мы закрываем дверь, кажется, для внешнего, но оказывается, выбрасываем ключ к самим себе. Да, наверное, так мы, в большинстве, и читаем, отказывая себе в удовольствии получить от искусства литературы и изображения, от книги чуть больше. Боимся перешагнуть за рамки привычного, обыденного развлечения. Мастера же слова и образа всегда шагают смелее, приглашая нас в спутники, приглашая в соавторы.
«Хлебникова для меня открыл мой педагог – Михаил Михайлович Гурьев. Теперь я сама открываю собрание сочинений Хлебникова и будто вспоминаю сновидческие путешествия в пространстве и времени, народы и культуры, проносящиеся мимо невозмутимой вечности. Хлебников – ключ к подсознанию человечества».
Мы открываем собрание сочинений Хлебникова вместе с Анной Сорокиной на выставке книжной графики. Листаем. Читаем сложные сплетения слов-символов-идей. Осип Мандельштам сказал о Хлебникове: «Каждая его строчка ― начало новой поэмы. Через каждые десять стихов афористическое изречение, ищущее камня или медной доски, на которой оно могло бы успокоиться. Хлебников написал даже не стихи, не поэмы, а огромный всероссийский требник-образник, из которого столетия и столетия будут черпать все, кому не лень». Действительно – из имеющихся в собрании ГБУК г. Севастополя «ЦБС для взрослых» изданий Хлебникова нам удалось взять лишь один сборник, остальные на руках. И суть такой неожиданной востребованности вовсе даже не в том, что некоторые произведения его входят в школьную программу по литературе. Писатели и журналисты, философы и математики, историки и педагоги, и многие-многие… идут сквозь строк его стихов своей дорогой, к своим глубинам, к своим вершинам.
Сорокина Анна родилась в Севастополе. Училась в Севастопольской художественной школе (педагог М. М. Гурьев).
Окончила по специальности «Дизайн» Художественное училище им. Н. С. Самокиша; Крымский институт Украинской академии печати по специальности «Изобразительное искусство (графика)».
Преподаёт в Севастопольской художественной школе.
В 2013 году вступила в Национальный Союз художников Украины. С 2015 года является членом Союза Художников России, членом Региональной общественной организации севастопольской «Академии Абстракционизма» с 2014 года.
Работает в авторской технике гравюры на картоне. Так же занимается живописью, иллюстрацией собственных сочинений, мозаикой из морской гальки, керамикой. Принимала участие более чем в тридцати выставках в России, Украине и Германии. Автор пяти персональных выставок.
Информационно-образовательный центр "русский музей: виртуальный филиал" в ЦГБ им. Л.Н. Толстого (Севастополь)
tags cloud
- #opening_of_a_branch
- #lecture
- #exhibition
- #virtual_exhibition
- #virtual_tour
- #online_exhibition
- #мультимедийная_выставка
- #poster_exhibition
- #online_event
- #masterclass
- #contest
- #занятие
- #festival
- #video_conference
- #round_table
- #conference
- #seminar
- #дошкольники
- #школьники
- #студенты
- #семья
- #серебряный_возраст
- #инклюзия
- #multimedia
- #Business_meeting_of_virtual_brances
- #The_Multimedia_Centre
- #Drammatika
- #ночьмузеевВФРМ
- #РусскомуМузею125лет
- #RussianMuseum120
- #RMcatalogues
- #Библионочь
- #книгиГРМ2019
- #игрыРМ
- #фильмыРМ
- #ночьискусствВФРМ
- #Artefact
- #100years_restorationRM
- #Peter_I_350
- #Antarctica200
- #folk_art
- #profession_restorer
- #RM_anniversary
- #SPb_anniversary