С 21 февраля по 30 июня 2019 года в Национальной художественной галерее «Хазинэ» ГМИИ РТ проходит выставка, посвященная творчеству И.И. Шишкина. Особое место в этой экспозиции составляют произведения авторов его художественного круга. Это позволяет рассмотреть творчество известного пейзажиста с другой стороны, как учителя, наставника и просто друга, советчика.
Одна из выставленных работ – это картина «Речка на опушке леса» (1875) художника Льва Львовича Каменева (1833-1886). Она поступила в музей из коллекции А.Ф. Лихачева в 1944 году (тогда еще в Государственный музей Татарской АССР). Это произведение отражает творчество Каменева как тонкого и мягкого лирика. Предполагается, что Шишкин и Каменев было знакомы примерно с 1858 года и периодически вместе работали с натуры. Их связывали поиски пути к созданию произведений, отображающих красоту природы родной страны.
Творчество учеников Шишкина представлено работами Ф.А. Васильева, Е.Е. Волкова, П.Н. Вагнера, В.В. Переплетчикова, Ф.-Э. Э Рущица, Я.И. Бровара. Ольга Антоновна Лагода, ставшая в 1880 г. женой Ивана Ивановича, во многом была последовательницей его творчества и занималась пейзажами цветов и растений.
В конце 1860-х у Шишкина уже был первый ученик - художник-пейзажист Федор Александрович Васильев (1850-1873). Он привлек внимание Ивана Ивановича еще в 1866 году, когда тот занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Работа Ф. Васильева «Река в Красном Селе» написана позже, в 1870 году, по эскизам 1867-1868 гг. и экспонируется сегодня в ГМИИ РТ. Светлая, воздушная живопись характеризует возросшее мастерство двадцатилетнего художника, очевиден уход от фотографичности, автору важно передать настроение, а не внешнее сходство.
На выставке представлен этюд к знаменитой картине «Мокрый луг», которая была написана в Крыму, куда художник Фёдор Васильев отправился для того, чтобы поправить своё здоровье. После написания в 1872 году, картина была представлена на выставке «Общества поощрения художников», где получила вторую премию, уступив картине Шишкина «Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии». Действительно, «Мокрый луг» является одним из самых известных лирических пейзажей русского реалистического искусства.
Любимой ученицей Шишкина была О. А. Лагода (1850-1881). Она родилась в Петербурге в интеллигентной семье и с детских лет, полюбив природу, стала рисовать. Она была одной из тех передовых русских женщин, которые в пореформенные годы потянулись к полезной деятельности, энергично заявляя о своем праве наряду с мужчинами активно участвовать в жизни общества. Лагода оказалась в числе тех первых тридцати учениц, которых приняли в Академию художеств (1875-1876).
Будучи женой Шишкина, она за 3 года труда достигла высоких результатов. В основе зарисовок небольших мотивов были: листва, отдельные уголки изб, цветы клевера, мать-и-мачеха, лопухи, маки, папоротник. В этих карандашных рисунках она достигла такого мастерства, что сам учитель удивлялся ее технике и виртуозности. Но в 1881 году она умерла, и весь художественный материал остался в наследство мужу. Он решил издать альбом ее лучших рисунков, что и осуществил в 1887 году. В альбоме было помещено 50 рисунков, выполненных фототипией. На выставке представлены папка этого альбома и рисунки карандашом.
Работа Андрея Николаевича Шильдера (1861 -1919) «Река» 1907 года отражает уже зрелый период его творчества. А в 1870-х годах он занимался с И.И.Шишкиным. Занятия с Иваном Ивановичем приобщили молодого художника к лучшим традициям реалистического пейзажа и помогли ему овладеть рисунком.
До конца своих дней он оставался на реалистических позициях, продолжая шишкинские традиции в русской пейзажной живописи. У своего учителя он перенял особое внимание к точности рисунка, правдоподобности пейзажа.
За картину «В лесу. По весне» Ефим Ефимович Волков (1844-1920) в 1877 году получает первую премию выставки Общества поощрения художеств. До этого в 1867-72 годах ему довелось на правах вольнослушателя посещать Императорскую Академию художеств. И.И. Шишкин оказал благотворное воздействие на молодого художника Волкова. Летом 1879 г. Иван Иванович с семьей и художниками Е.Е.Волковым и тогда еще юным А.Н. Шильдером ездил на этюды в Крым. Они забирались работать в горные леса, писали в монастыре Козьмы и Демьяна. Изучение натуры являлось краеугольным камнем педагогики Шишкина.
Впоследствии Волков завоевал признание как один из лучших пейзажистов северного края. Его творчеству присуще спокойное, поэтическое состояние природы – раннее утро или наступление вечера, появление луны, предзакатные сумерки.
Под влиянием И.И.Шишкина другой его ученик Василий Васильевич Переплетчиков (1863-1918) обращается к пейзажу. Вместе с Шишкиным и другими художниками он участвует в оформлении московского журнала изящных искусств и литературы «Артист», выполняет рисунки в литературном сборнике (1892).Одна из его картин «Зимний пейзаж» (1891) поступила в музей в дар от Д.А. Ждановой, отцу которой, А.П. Комлеву, работа была подарена автором.
На выставке представлена картина «Скит ночью» (1909) Петра Николаевича Вагнера (1862-1932): в скит ведут полукруглые ворота с фонарем. Видны за обнесенным забором церкви, колокольни, постройки. На переднем плане берег реки с причаленными лодками.
П. Н. Вагнер,Ф.-Э. Э. Рущиц и многие другие ученики профессора-руководителя мастерской новой Академии И.И. Шишкина часто приходили к своему учителю на дом, поскольку знали его уже не первый год. Впоследствии Вагнер учился в Академии художеств также в мастерской пейзажной живописи А. И. Куинджи. Работал художник прежде всего как маринист и участвовал на выставках Академии. С 1921 по 1929 год Вагнер был профессором факультета живописи, графики и скульптуры Высшего художественно-технического института.
Фердинанд-Эммануил Эдуардович Рущиц (1870-1936) тоже был учеником в мастерской профессора И.И. Шишкина (с 1894) и после его ухода из Академии в 1895-1897 годах продолжал обучение у известного художника профессора А.И. Куинджи. В своем дневнике Ф. Рущиц писал: "Я показал свои этюды Куинджи. Наверное, он знал, что я ученик Шишкина, во всяком случае, судил он их далеко строже, чем работы других учеников".
Учеба у Шишкина и Куинджи оказала сильное влияние на будущего художника, позволила освоить главные методы работы не только в академических мастерских, но и на пленэре. «У Шишкина мы учились рисунку, технике, так сказать, арифметике, теперь должны перейти к обобщениям - алгебре, композиции». По совету Шишкина в 1894-1895 годах Фердинанд выезжал в Крым, где сделал ряд живописных набросков и зарисовок карандашом («Крымский мотив - Алупка» (1894), «Скалы в воде» (1894), «Скалы над морем» (1895)). Потом было первое заграничное путешествие через Щецин, остров Рюген в южную Швецию, Берлин.
Шишкин отнёсся к нему чрезвычайно внимательно, он представлял себе будущее молодого художника как мариниста типа Айвазовского, и обе поездки Рущица в Крым в 1894 и 1895 гг. были подсказаны ему профессором. Уходя из Академии, Шишкин не забыл о своём ученике: в письме на имя вице-президента Академии, графа И. И. Толстого, он отмечал, что «Рущиц и Химона, по моему мнению, заслуживают похвалы и поощрения, и которым осмеливаюсь просить у Совета дать отдельные мастерские. Считаю их вполне к тому готовыми».
Творчество Рущица в нашем музее представлено картиной «Ручей», полученной Казанской художественной школой в дар от Академии художеств. Это широкий ручей, в котором отражаются стоящие на его берегах деревья, тонкие ветви свисают над водой. Чуть дальше переброшено прясло из жердей.
Шишкин не стремился брать много учеников, отобрав талантливых, он требовал серьезной постоянной работы для совершенствования навыков. Основой изобразительного искусства художник считал рисунок, и преподавание начинал с него. Он старался помочь ученикам понять природу, познать ее закономерности, раскрыть характер натуры. Целая плеяда художников оказалась под влиянием Шишкина как педагога, как наставника и творца великих произведений.
tags cloud
- #opening_of_a_branch
- #lecture
- #exhibition
- #virtual_exhibition
- #virtual_tour
- #online_exhibition
- #мультимедийная_выставка
- #poster_exhibition
- #online_event
- #masterclass
- #contest
- #занятие
- #festival
- #video_conference
- #round_table
- #conference
- #seminar
- #дошкольники
- #школьники
- #студенты
- #семья
- #серебряный_возраст
- #инклюзия
- #multimedia
- #Business_meeting_of_virtual_brances
- #The_Multimedia_Centre
- #Drammatika
- #ночьмузеевВФРМ
- #РусскомуМузею125лет
- #RussianMuseum120
- #RMcatalogues
- #Библионочь
- #книгиГРМ2019
- #игрыРМ
- #фильмыРМ
- #ночьискусствВФРМ
- #Artefact
- #100years_restorationRM
- #Peter_I_350
- #Antarctica200
- #folk_art
- #profession_restorer
- #RM_anniversary
- #SPb_anniversary